Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шнейдер Светлана Фридриховна

« Система внеклассных занятий с ориентацией на духовно- нравственные ценности как средство воспитания младших школьников»

скачать документ

Вернуться назад

« Система внеклассных занятий с ориентацией на духовно- нравственные ценности как средство воспитания младших школьников» Учитель начальных классов: Шнейдер С.Ф.Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы.Говоря о нравственном воспитании младшего школьника, необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях.  Отмечено, что « среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке...»Понятие «добрый человек» – очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.Я считаю, что нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.  Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования, поэтому сегодня учителю начальных классов необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Для многих оно стало «роскошью». Дворы и уличные коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских общественных организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей. Альтруисты вырождаются, нормы помощи нуждающемуся , щедрости зачастую оказываются неосвоенными современными детьми и подростками.Поэтому, целью моей педагогической деятельности стала проблема нравственного воспитания младших школьников.Этапы работы над темой : « Духовно- нравственные ценности как средство воспитания младших школьников»1 этап – установочный- 2017 год.- создание определенного настроя на самостоятельную работу;- выбор цели работы, исходя из анализа деятельности классного руководителя и психолого-педагогической характеристики классного коллектива, также из анализа деятельности классного коллектива за прошедший учебный год;-формулирование личной индивидуальной темы, согласно проблемам классного коллектива, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий- 2018-2019год - знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме воспитания классного коллектива. 3 этап – практический- 2019-2020год- накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. (Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.) 4 этап – теоретическое осмысление- 2021 год- анализ и обобщение накопленных педагогических фактов.( отчет о ходе исследования на заседаниях МО, открытое внеклассное мероприятие по заявленной теме ). 5 этап – итого-контрольный- итоги педагогически-исследовательской работы, обобщение - наблюдений, оформление результатов. ( описание проведенной с классным коллективом работы, установленных фактов, достижений классного коллектива, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в дальнейшей работе с классным коллективом.)Используемые формы и методы работы по теме : « Система внеклассных занятий с ориентацией на духовно- нравственные ценности как средство воспитания младших школьников»Сформировать интерес к учебным предметам  помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе,  позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого , развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение. Поэтому я считаю, что духовно- нравственное воспитание является основой всех основ.В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также,  использую формы  организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.);2) практические формы(походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.);3) наглядные формы (выставки разных жанров, тематические стенды и др.).В таблице представлена классификация форм и педагогических средств духовно-нравственного воспитания  учащихся, которые используются в системе внеурочной деятельности:СистемаФормаПедагогические средстваВНЕУРОЧНАЯД   ЕЯТЕЛЬНОСТЬХудожественно-творческие проекты.Викторина.Экскурсия.Мероприятие.Праздник класса.Конкурс и выставка работ.Применение вариативных форм занятий (приглашение специалиста и т. п.).Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий.Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности.Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.Кружок.Дискуссии.Школьный праздник.Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.Педагогические средства содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность).МОНИТОРИНГАнкетирование.Опрос.Беседа.Наблюдение.Тестирование.Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга.Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и само актуализации с целью корректировки педагогической практики.Основные коллективные формы и методы   духовно-нравственного  просвещения  и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма организации воспитательной работы.    При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с педагогом. Классный час – это не обычное воспитательное  мероприятие.  К нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.    Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся,  уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни  и  деятельности  ученического коллектива.  В  2-4  классах  обычно  проводятся  беседы  о  товариществе, дружбе, справедливости, доброте и  отзывчивости, непримиримости к равнодушию,  скромности, культуре  общения  и  др.  Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях », «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных », «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др.Беседы. В воспитательной деятельности  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей.    Наряду с систематическими беседами проводятся и  эпизодические  беседы, связанные  с  обсуждением  поступков  учащихся.   Такой   разговор   следует проводить сразу после совершения поступка.    В моей деятельности основное  место  занимает разъяснение  «Правил  для  учащихся»   как   главных   критериев   поведения школьников.  Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о  дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том,  что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Беседы провожу  с классом или индивидуально с  учеником,  совершившим недостойный  поступок,   не  увлекаюсь  коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В  ряде  случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При  этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.Читательская  конференция –  одна из форм нравственного убеждения.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.Приобщение  учащихся  к  искусству.  Привлекаю учащихся  к  участию  в  викторинах, в конкурсах,  на  лучшего  чтеца  или  рассказчика,  к художественной самодеятельности, обогащающей  нравственный мир школьников.  Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.В целях убеждения использую и нравственные  требования  к  поведению школьников. Требуя, чтобы они  хорошо  вели  себя  на  уроке  и  вне  школы, уважали  старших,  были  правдивыми  и  искренними,  я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их  нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению  достигают  цели лишь  при  условии,  если  они  понятны  и  доступны,  связаны  с  практикой повседневного поведения детей.Использую в своей работе упражнение в системе нравственного воспитания.Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя  при учении воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали,  выработку  и закрепление у них устойчивых  привычек  поведения.  Достигается  это,  прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.    В процессе нравственного воспитания я применяю в  основном  два   типа   упражнений:    организация   нравственного   опыта воспитанников  путём  вовлечения   их   в   разнообразную   деятельность   и специальные упражнения для детей.    Особенно  велико  значение   упражнений,   связанных   с   организациейнравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, –  основное  условие  приучения.  Упражнения  в  разнообразной деятельности имеют целью  выработать  привычки  в  труде  и   в  общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом.  Они  содействуют  приучению  к коллективной деятельности.    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности.    Серьёзное  влияние   на  формирование  поведения  оказывает  выполнение различных  общественных  поручений.  Они  тесно  связаны,  прежде   всего,   с организационной  деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д.  Это  подтягивает  школьников к тому, чтобы быть  ответственнее , ощущать себя частью коллектива.Целесообразны  также  упражнения  в  форме  организации   положительных поступков. Например, ученику поручается навести  больного  товарища,  помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.Успех применения упражнений, их  эффективность  зависят  от  соблюдения ряда  требований.  Это  –  осознание  учащимися  важности  и   необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность;  общественно полезную  направленность;  взаимосвязь  упражнений  с   различными   формами убеждения.В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.Поощрение, как один из методов,  применяется  в  различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав, награждение.Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей.Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Они предполагают формирование необходимых навыков в  управлении  своими эмоциями, обучение его управлению  конкретными  чувствами,  пониманию  своих эмоциональных  состояний  и  причин  их  порождающих.  Методом,  оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение  может  осуществляться  как  вербальными,  так  и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать  на  чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого  метода  способствует переживанию  детьми  своих  поступков  и  связанных  с  ними   эмоциональных состояний.Мною используются методы воспитывающих ситуаций. Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций.  Это те ситуации,  в  процессе  которых  ребенок  ставится  перед  необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией  метода   воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует  формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается  на  естественные склонности ребенка к лидерству, к  соперничеству.  В  процессе  соревнования ребенок  достигает  определенного  успеха   в   отношениях   с   товарищами, приобретает  новый  социальный  статус.  Соревнование  вызывает  не   только активность ребенка, но и формирует у него  способность  к  само актуализации.Работа с родителями в рамках работы над темойВнеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым,  но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так.И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребенка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце. Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:                                                                                                              1) повышение педагогической культуры родителей,2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;                                                                                                                            3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.                                                                                                            Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т.к. процесс воспитания длителен ,он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.Я считаю, что каждому взрослому необходимо понять и осознать смысл жизни. Ведь главное в этой жизни – стать настоящим Человеком! Список используемой литературы при изучении темы: « Система внеклассных занятий с ориентацией на духовно- нравственные ценности как средство воспитания младших школьников»Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах / Богданова О. С. – М. : Просвещение , 1986. - 192 с.Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 74.2; Авторский знак Б734; Инв. номер 2010269-ЕФВеличко О. Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания // Этическое воспитание. – 2007. - N 3. - С. 54-57.Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьномвозрасте : межвузовский сборник научных трудов. – М. : [б. и.] , 1988. - 267 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Формат С; Инв. номер 2102925-КХГаврилычева Г. Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. - 2008. - N 7. - С. 13-18.Голошумова Г. С. Программа курса "Основы духовности и нравственности" для младших школьников // Школьные технологии. – 2003. - N 2. - С. 146-151.Громова Т. В. Младший школьныйвозраст : системный эффект нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. - 2010. - N 1. - С. 22-26.Данилюк А. Я. Воспитание и социализация младших школьников // Педагогика. - 2009. - N 5. - С. 7-27..

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X