Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Нелли Сергеевна Козел

Опыт проектирования модели занятий в Театре танца и костюма "Леанель"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Дворец творчества детей и молодежи»ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ классификации и модели учебных занятийна принципах компетентностного подхода(в рамках реализации авторской дополнительнойобщеобразовательной программы «ЕжеWEEKEND»)Автор: Н.С. Козелпедагог дополнительного образованияОЗЕРСК2021ВВЕДЕНИЕВ основе деятельности образцового детского коллектива Челябинской области Театра танца и костюма «Леанель» лежит спроектированная и реализуемая педагогом дополнительного образования Н.С. Козел, авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЕжеWEEKEND» (далее – программа) художественной направленности. Программа по форме организации процесса педагогической деятельности - модульная; по содержанию – интегрированная; по возрастному составу – разновозрастная: коллектив объединяет более 90 обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет. В процессе проектирования образовательного процесса пришлось последовательно решать целый ряд организационно-методических проблем: спроектирована модель выпускника программы, разработана модульная структура программы (в каждом модуле определены свои образовательные задачи, учебное содержание, описание планируемых результатов), разработана комплексная программа мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов. Комплексный характер планируемого образовательного результата программы (как результат интеграции трех видов творческой деятельности – хореографии, моды и театра) обусловил проектирование всего образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Действительно, традиционный подход с фрагментарностью (ЗУН) в результатах и громоздкими формами оценивания (тестирование, зачеты, экзамены) не отличается эффективностью и объективностью в выбранных творческих деятельностных видах: наличие определенного, даже качественно усвоенного, объема знаний не гарантирует их успешного применения на практике; сформированные умения отличаются привязанностью к конкретным условиям применения (в идеале - только условиям их формирования) и непереносимы в другие, даже сходные, условия; навыки как автоматизированные умения требуют для выработки огромного количества однотипных повторений, что в условиях дополнительного образования не всегда рационально.Вместе с тем, выбор компетентностного подхода определяется и социальным заказом, запросом на современные программы, обеспечивающие высокое качество дополнительного образования, гарантирующие обучающимся получение значительных метапредметных и личностных результатов в виде определенного комплекса сформированных компетенций в выбранной деятельности, обладающие открытостью и доступностью, предоставляющие широкие возможности для социализации, самовыражения, личностного роста и профессионального самоопределения.Определение планируемого образовательного результата как комплекса сформированных на заданном уровне компетенций (Компетентностная модель выпускника, приложение 1) потребовало детально пересмотреть проектирование как отдельного учебного занятия (группы занятий) в целях повышения эффективности и направленности на получение конкретного результата, так и соответствующего модуля программы. Этот процесс проектирования был осложнен и тем обстоятельством, что в дополнительном образовании отсутствуют как классификации, так и типовые модели занятий, удовлетворяющие предъявляемым современным требованиям. К тому же существующие «традиционные» образовательные программы имеют ограниченные возможности для дигитализации («оцифровки») и реализации их в дистанционном формате. Предлагаемая алгоритмическая модель проектирования занятий лишена подобных недостатков, что показала двухлетняя практическая апробация, в том числе, - при реализации программы в дистанционном формате. Проектирование классификации и модели учебных занятийна принципах компетентностного подходаВ логике и в системе достижения запланированного образовательного результата («что формируем – через что формируем») учебному занятию, как и отбору учебного содержания, отводится определяющая роль. Ограниченное во времени и четко структирированное современное занятие – основа реализации принципов личностно-ориентированного обучения. Существующие классификации (типологии) занятий могут быть применены, но требуют существенной переработки и адаптации к конкретной программе. В процессе реализации программы Театра танца и костюма Леанель (ДООП «ЕжеWEEKEND») разработаны различные типы занятий, которые определены по следующим критериям: 1)численный состав:1.1групповое занятие;1.2общеколлективное занятие (занятия со всем коллективом – сводная репетиция; генеральная репетиция спектаклей, отчетных концертов).Индивидуальные занятия программой не предусматриваются. Даже в случае подготовки к сольным выступлениям, занятия проводятся в группе солистов, изучающих одну и ту же партию.2)организационный принцип (логика последовательной реализации материала):2.1 вводно-ознакомительное занятие;2.2 обучающее занятие;2.3 открытое занятие (показательное) - закрепление;2.4 занятие-прогон (сдача спектакля, отчетного концерта) – текущий контроль;2.5 занятие-выступление – промежуточный контроль (исполнение);2.6 занятие-примерка;2.7 занятие-фотосессия – промежуточный контроль (актерское мастерство);2.8 заключительное занятие (подготовка костюмов и реквизита к хранению; мелкий ремонт костюмов, реквизита, чехлов и упаковки).3)цели преобладающей деятельности:3.1 академическое3.2 формирующее (коррекциоонное);3.3 репетиционное;3.4 тренинговое;3.5 постановочное; 3.6 художественно-эстетическое; 3.7 интегрированное;3.8 контрольное (выступление).Краткая характеристика типов занятий (по целям преобладающей деятельности)3.1. Академическое занятие направлено на формирование когнитивной составляющей, теоретической основы для понимания и осознания процессов и явлений. Формы подачи учебного материала: фрагменты лекционного материала по теории хореографии, музыки, театра, истории костюма, безопасности жизнедеятельности и сохранения здоровья; а также необходимые упражнения и творческие задания для закрепления теоретического материала..3.2. Формирующее занятие – (в хореографии – тренаж) – решает задачи, направленные на развитие устойчивости, силы, выносливости, выворотности, подвижности суставов, эластичности отдельных групп мышц, профилактику и коррекцию незначительных анатомо-физиологических недостатков, включает в себя коррекционные и партерные группы упражнений.3.3. Репетиционное занятие – «мастерская» – направлено на совершенствование техники исполнения танцевальных движений и отдельных элементов, ходов, фигур, построений и перестроений групп; включает репетиционную работу над номерами. 3.4. Тренинговое занятие – работа над музыкально-пластическими этюдами, решением творческих задач – активизирует творческую деятельность обучающихся, способствует формированию умений находить новые и более выразительные движения, подготовка актеров-ведущих для отчетных концертов.3.5. Постановочное занятие – постановка номеров – развивает творческое мышление, воображение, а также актерское и исполнительское мастерство.. 3.6. Художественно-эстетическое занятие – примерка, практикум по истории моды и костюма – моделирует условия индустрии моды в целом, развивает художественный вкус, интерес к декоративно-прикладному творчеству и смежным видам искусств. Фотосессия – занятие направлено на развитие выразительности компонентов художественного образа (грим, прическа, костюм, аксессуары), хореографического образа (поза, ракурс, жест) и актерского мастерства (сюжет, мимика, взгляд).3.7. Интегрированное занятие – мастерская на сцене – направлено на достижение требуемого качества исполнения и презентации номеров, носит организационный и уточняющий характер. Подготовка к конкурсам и концертам с работой в костюмах и реквизитом; работа с декорациями.3.8. Контрольное занятие – выступление на конкурсах и концертах – направлено на демонстрацию практических навыков (по хореографии, актерскому мастерству) и развитию практических навыков по подготовке внешнего вида к выходу на сцену (нанесению грима, укладки волос в прическу, подготовки костюма к выступлению).Последовательность этапов и основное содержание занятий отражены в илл. 1. Иллюстрация 1Последовательность этапов и основное содержание занятийОпределение типов занятий и приведение последовательности этапов занятия к одному виду дают возможность перейти к этапу дигитализации (на первом этапе – к использованию программы MS Excel) (илл.2) «Алгоритмы проведения занятий».Иллюстрация 2Алгоритмы проведения занятийИспользование программы MS Excel является необходимым не только для перехода к представлению программы в цифровой форме, но и в целях систематизации различных компонентов учебного процесса (цели, задачи, этапы занятия, используемые методы обучения и воспитания и др.), а также и представлению их на «одном листе» (с применением гиперссылок).Использование соответствующей гиперссылки позволит в любое время перейти на лист с формируемыми компетенциями (строка 30). Таким образом, на наш взгляд, в значительной степени упорядочивается и упрощается процесс планирования, организации и проведения занятий. Более того, сам алгоритм проведения занятия после соответствующего наполнения материалом становится планом занятия, который отличается эффективностью и встроенностью в учебный процесс.Как правило, педагогу дополнительного образования довольно сложно развести для целей планирования учебные, развивающие и воспитательные задачи, а также сформулировать личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты (и соответствующие задачи, в том числе). Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что чаще всего образовательный процесс в дополнительном образовании строится по аналогии с традиционным школьным по схеме: «обучение – проверка – коррекция – контрольная». Однако обширный объем учебного материала практической (творческой) направленности в дополнительном образовании не может быть разделен ни на отдельные темы, ни на другие отдельные фрагменты. И традиционный подход в этом случае не позволяет качественно спланировать, обеспечить успешное освоение, а, тем более, проверить качество усвоения, чтобы вовремя скорректировать пробелы у каждого обучающегося – на это просто нет времени. В лучшем случае будут проверены элементарные отрывочные знания методом тестирования либо показаны стандартные упражнения на «зачетном» занятии. В том случае, если проектирование образовательного процесса начинается с создания компетентностной модели выпускника, то формулировка целей и учебных задач, а также выбор необходимых для их решения средств и методов («технологий») сразу укладываются в логику «что формируем – через что формируем», это позволяет добиваться высоких образовательных результатов каждому обучающемуся, отпадает необходимость в создании «концертных» или «конкурсных» групп – каждый ребенок участвует в этой деятельности, исполняя ту партию, которую он способен исполнить в настоящее время. Безусловно, для этого нужно иметь главное средство выражения образовательного результата – многожанровый высококачественный возрастосообразный репертуар. В Театре танца и костюма «Леанель» в репертуаре ежегодно более 30 концертных номеров (включая коллекции). Ежегодно коллектив становится лауреатом всероссийских и международных конкурсов в номинациях «хореография», «театр танца», «театр моды», «сценический костюм», «детский танец», «танцевальное шоу», «танцевальный эксперимент» во всех возрастных группах от 5-6 до 16-18 лет (за 2019 г – 258 лауреатов в очном формате, в 2020 г. – 327 лауреатов в дистанционном формате, в том числе – победа в Большом фестивале ВЦХТ, а также в международном конкурсе-фестивале г. Минск).Следует отметить и ещё один важный момент применения компетентностного подхода к классификации типов занятий: отпадает необходимость проведения специальных оценивающих процедур – диагностика и оценка производится по очевидному овладению учебным материалом в процессе концертных и конкурсных выступлений, а осуществление мониторинга образовательного процесса, диагностики и оценки полученных образовательных результатов автоматически становится неотъемлемой частью образовательного процесса (илл.3, приложение 2)Иллюстрация 3Пример диагностики уровня сформированности компетенцийЗАКЛЮЧЕНИЕРеализация образовательной программы, спроектированной на принципах компетентностного подхода, требует детальной разработки системы, классификации и модели учебных занятий не столько как формы организации образовательного процесса, сколько как основного средства достижения запланированного образовательного результата. При распространенном мнении, что занятие в дополнительном образовании менее регламентировано, чем урок, подготовка и проведение качественного занятия требует технологического подхода, методически грамотного и научно обоснованного.В целом, реализация программы на основе компетентностного подхода (в разрезе реализации программы «ЕжеWEEKEND»):- обеспечивает освоение содержания программы на разных уровнях углублённости при любых стартовых возможностях каждым из обучающихся без прохождения какого-либо отбора по физическим или иным качествам; - предоставляет возможность свободного выбора вида творческой деятельности (хореография, театр танца, театр моды, участие в фотосессии, актерское мастерство); возможность обоснованного выбора посильной партии в пределах реализуемого репертуара, как конкретной группы, так и коллектива в целом; - позволяет сформировать конкурентное преимущество перед другими программами обучения хореографии за счет интеграции разных видов творческой деятельности и отсутствия отбора по физическим качествам; формирования качественного многожанрового возрастосообразного репертуара; - предоставляет возможности в кратчайшие сроки принять участие не только в концертной, но и в конкурсной деятельности коллектива на всех уровнях – от институционального до международного; - позволяет максимально применить «алгоритмический подход» для дигитализации и реализации программы в дистанционном формате. Приложение 1КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКАКомпетентностная модель выпускника программы (далее - модель) понимается как образ измеримого результата образования, то есть, результативно-целевая основа процесса личностного становления обучающегося в процессе и в критериях освоения программы. Модель обеспечивает готовность и способность обучающегося к продуктивной творческой деятельности в социально-культурной, и, при желании – в профессиональной, сферах.Компетенции, будучи внешне заданной нормой, являются: для обучающегося - ориентиром для самооценки реализации его возможностей; для педагога, реализующего программу - «описанием интегрального личностного образования, заданного через системообразующие, стержневые качества» (Колесникова И.А.). Состав и содержание компетенций определены на основе положений компетентностного подхода (Хуторской А.В., Зимняя И.А.), с учетом требований к поступающим на обучение по специальностям хореографических и театральных специальностей, специальностей индустрии моды, а также требований к выпускникам этих специальностей, отраженных в государственных образовательных стандартах начального и среднего профессионального образования второго и третьего поколений.Модель выпускника содержит модель компетенций (круг формируемых компетенций соответствующего вида – ключевых, общекультурных (специальных – художественного творчества) и образовательных), а также профиль компетенций (планируемый уровень сформированности конкретных компетенций). Исходя из положений компетентностного подхода, в данной модели понятие «одаренность» имеет частный характер и определяется как достижение выдающихся результатов (20 из 20 по шкале оценки) в конкретной продуктивной деятельности, то есть, достижение высокого уровня сформированности соответствующих компетенций.Таким образом, подход к определению образовательных результатов как к проявлению компетентности в выбранном виде деятельности (овладение выпускником определенными компетенциями и обретение опыта их успешной реализации) дает возможность не только адекватно описать достижимые интегрированные (личностные и метапредметные) результаты, но и адекватно измерить уровень их достижения. Схема 1Компетентностная модель выпускника программыВидКруг формируемых компетенций*Уровень сформированности компетенции2468101214161820высокий -одаренностьнизкийминимальныйбазовыйповышенныйобразовательныеК1:учебно-познавательные компетенции (хореографическая одарённость)художественно-творческая хореографическаяК2; учебно-познавательные компетенции (академическая одарённость)интеллектуальнаяобщекультурные специальныеК3; общекультурные компетенции (литературная одарённость)К4; общекультурные компетенции(творческая одарённость)К5; общекультурные компетенции (художественная одарённость)К6;общекультурные компетенции (музыкальная одарённость)К7; общекультурные компетенции(артистическая одарённость)ключевыеК8; коммуникативные компетенции (социально-личностная одарённость)коммуникативная, социально-личностнаяК9; коммуникативные компетенции (лидерская одаренность)К10; компетенции личностного самосовершенствованияМодель компетенцийПрофиль компетенций* Код компетенций условныйВыпускник по итогам освоения образовательной программы будет иметь следующие сформированные компетенции: Образовательные (учебно-познавательные) компетенции:К1. Хореографические компетенцииК1.1. Уметь выразительно двигаться, удерживая правильное положение корпуса, рук и головы.К1.2. Иметь хорошую координацию движений, необходимые для успешного исполнения физические данные.К1.3. Уверенно исполнять весь объем танцевальных движений согласно репертуару.К1.4. Хорошо ориентироваться в пространстве сценической площадки и перемещаться в соответствии с заданным рисунком танца.К1.5. Обладать пластичностью, выразительностью движений.К1.6. Реализовывать сценическое взаимодействие с партнерами во время репетиционного процесса и концертного (конкурсного) выступления.К1.7. Выдерживать заданный педагогом темп на протяжении всего занятия.К1.8. Реализовывать поставленные творческие и исполнительские задачи в сольных партиях.К1.9. Эмоционально и одухотворенно передавать танцевальные образы.К1.10. Уметь создавать новые танцевальные движения, интерпретировать знакомые движения и составлять танцевальные композиции на основе наработанного хореографического материала.Данные компетенции будут сформированы на повышенном уровне.К2. Общеучебные (академические) компетенцииК2.1. Легко обучаться новым элементам, не испытывать трудностей в переучивании.К2.2. Проявлять способности к запоминанию больших и сложных текстов, не испытывать трудностей к эмоциональному и многократному повторению.К2.3. Обладать эрудицией, необходимым объемом знаний.К2.4. Долго удерживать в памяти выученный текст, иметь хорошую образную память.К2.5. Проявлять ярко выраженную, разностороннюю любознательность.К2.6. Использовать не только известные алгоритмы деятельности, мотивированно отказываться от образца.К2.7. Владеть умением делать выводы и обобщения, самостоятельно создавать алгоритм своей деятельности.К2.8. Уметь концентрировать внимание на протяжении всего учебного и постановочного занятия.К2.9. Иметь представление о технологии изготовления коллекции одежды.К2.10. Проявлять интерес к истории костюма и моды.Данные компетенции будут сформированы на повышенном уровне.Общекультурные (специальные - художественного творчества) компетенции:К3. Литературные компетенции:К3.1. Обладать начитанностью, ориентироваться в литературных жанрах.К3.2. Уметь выстроить связный последовательный рассказ с сюжетом и яркими деталями.К3.3. Уметь в рассказе придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль.К3.4. В рассказе о событиях выделять главное, наиболее характерное.К3.5. Обладать сформированной эмоциональной речью, используя слова, которые передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.К3.6. Уметь передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.К.3.7. Обладать хорошо развитой монологической речью.К3.8. Уметь передавать характер, чувства, настроения героев рассказа.К.3.9. Принимать участие в выборе и разработке истории для тематических фотосессий, в выборе названий номеров и спектаклей.К3.10. Уметь самостоятельно (и в группе) писать, редактировать, размещать в СМИ и соцсетях заметки, статьи о жизни коллектива. Данные компетенции будут сформированы на базовом уровне.К4. Творческие компетенции (креативность в деятельности):К4.1. Быстро мыслить, находить нестандартные решения в затруднительных ситуациях повседневной жизни.К4.2. Проявлять смелость к новым видам и способам учебных действий, воплощению новых идей.К4.3. Проявлять творческую активность в постановочной работе.К4.4. Обладать способностью глубоко увлечься поставленной творческой задачей.К.4.5. Обладать способностью предлагать новые творческие идеи, вносить обоснованные изменения в собственные и чужие идеи.К.4.6. Владеть умением решения сложных коммуникативных задач.К.4.7. Проявлять склонность к перфекционизму.К.4.8. Проявлять ярко выраженный интерес к процессу разработки эскизов, примерки и изготовления костюмов. К.4.9. Владеть профессиональными навыками нанесения грима, создания прически.К.4.10. Достигать значительных успехов в фотосессиях. Данные компетенции будут сформированы на повышенном уровне.К5. Художественные компетенции:К5.1. Уметь оценивать продукты художественно-декоративной деятельности с эстетической точки зрения.К5.2. Проявлять интерес к произведениям искусства, на высоком уровне выполненным предметам прикладного творчества.К5.3. Планировать свою профессиональную деятельность.К5.4. Владеть средствами создания образа в хореографическом и театральном искусстве.К5.5. Свободно вступать в отношения сотворчества и соавторства с педагогом.К5.6. Проявлять самостоятельность при решении творческих заданий.К5.7. Проявлять эмоциональную отзывчивость.К5.8. Обладать выраженным чувством юмора.К5.9. Одеваться со вкусом, активно используя аксессуары.К5.10. Интересоваться современными направлениями моды и ее индустрией в целом.Данные компетенции будут сформированы на базовом уровне.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВРесурсы ИнтернетСайты по теории образования1. http://edusupport.ru/studentu/pedagogika/HYPERLINK " http://biofile.ru/chel/5757.html" http://biofile.ru/chel/5757.htmlhttp://www.pedpro.ru/theory/11/172.htmhttp://www.pedpro.ru/technology/21/http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin50.html 7. http://www.iro.yar.ru/fileadmin/iro/bibl HYPERLINK "http://tak-to-ent.net/load/222-1-0-3260" http://tak-to-ent.net/load/222-1-0-3260 https://portalpedagoga.ru http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-metodika-ot-texnologii/

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X