Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Исмаилова Инабат Кайратовна

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИ

скачать документ

Вернуться назад

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХИМИИИ.К. ИсмаиловаВопрос мотивации учения стоял всегда, сколько существует обучение. Необходимость рассмотрения проблемы формирования интереса к учению в психологических исследованиях возникла потому, что интерес в психологии изучается в контексте мотивационной сферы личности и является первым этапом формирования нового знания. Большинство современных психологов считает, что мотив - это внутреннее осознание побуждения, отражающее готовность человека к действию или поступку [3].В.Д. Столяренко так определяет понятие «мотив» - это побуждение к свершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще. Г.А. Форсунов, А.В. Петровский и Д.А. Кикнадзе. В.И. Селиванов наряду с другими считали, что не все мотивы обусловлены потребностями, окружающий мир порождает много мотивов, и связанных с наличными потребностями. Наиболее приемлемой, видимо, является точка зрения Е.П. Ильина, который считает, что мотивы и мотивация всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждающих развертывание мотивационного процесса [1]. В.Г. Асеев считает, при формировании мотивов учения, т.е. в процессе мотивации необходимо различать следующие понятия: положительную и отрицательную мотивацию, что важной особенностью мотивации человека является её положительно-отрицательное строение.Современный человек живет преимущественно в искусственной среде обитания, которая в значительной степени создана из синтетических материалов. Поэтому образовательно-воспитательное значение знаний о веществах и химических реакциях трудно переоценить, и, казалось бы, необходимость химических знаний очевидна.Однако только небольшая часть учащихся осознают важность химических знаний. Отсюда нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это влечёт за собой слабые знания по предмету и низкую мотивацию к его изучению. У учащихся старших классов всегда возникает вопрос: Для чего мне будущему бухгалтеру, юристу, программисту, электрику и т.д. изучать химию? То есть на лицо снижение интереса к учебе и качества знаний учащихся. Это свидетельствует о том, что существующая методика организации познавательной деятельности является мало эффективной и не полностью соответствует задачам химического образования. Нужна модернизация процесса обучения [4].В настоящее время уровень интеллектуального развития, обеспечивающего вполне успешное обучение, достигает лишь около половины учащихся. Как отмечает И.М. Титова на уровень развития познавательного интереса, при котором все основные учебные и внеучебные интересы связаны с определенной личностной целью, в среднем, выходит не более 13% учеников. Ценность химических знаний для себя лично признает и осознает лишь 34% старшеклассников. А.К.Маркова отмечает, что информация вне потребности ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. В некоторых действующих программах и учебниках по химии, с целью сокращения объема, предлагаются сугубо химические знания, не уделяется достаточно внимания их практическому применению. Такие знания воспринимаются учащимися как ненужные в их дальнейшей жизни [3], [5].Однако при проведении ранжирования в 11 классе из 16 предметов химия находится на 2-5 местах (11 учащихся - 52%). В 10 классе из 18 учащихся при проведении ранжирования из 16 предметов химия находится на 1-4 местах (9 учащихся – 50%). А в 8-х классах при проведении ранжирования из 44 учащихся из 16 предметов химия находится на 1-4 местах (28 учащихся – 64%).Поэтому учителю необходимо решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания? Анализируя результаты своей педагогической деятельности, мы пришли к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. Этого можно достигнуть разными путями и первый из них – использование проблемно-поисковой технологии. Проблемное обучение позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной (как объекта обучения) в активную (как субъекта обучения). Проблемный подход включает: создание проблемной ситуации, осознание учащимися проблемы, деятельность, направленную на её решение, и получение в результате определённых знаний [2]. Например, для лучшего усвоения темы: «Гидролиз солей» в 9-ом классе был использован проблемный подход. Сущность которого заключается в следующем: повторение основных понятий: электролиты, среда (кислотная, основная, нейтральная), значение pH в разных средах, ионов H+ и OH- в растворах кислот и щелочей. Следующий этап - сущность процесса гидролиза солей проводится показом лабораторного опыта. В 4 пробирки наливаем дистиллированную воду и опускаем полоску универсального индикатора в каждую пробирку. Одну пробирку оставляем в качестве контрольной, а в остальных растворяем по 2-3 кристаллика солей: в первой – хлорида натрия, во второй – карбоната натрия, в третьей – хлорида цинка. Учащиеся наблюдают изменение цвета индикатора во 2-ой и 3-ей пробирках. Во 2-ой – на синюю, в 3-ей – на красную. Наблюдения свидетельствуют, что в растворе NaCl не появляется избыток ионов H+ или OH-; в растворе ZnCl2 появляется избыток ионов H+. В растворе Na2CO3 появляется избыток ионов ОН- . Перед учащимися возникает проблема: как объяснить появление в растворах некоторых солей избытка ионов H+ и OH-? Почему раствор NaCl имеет нейтральную среду, Na2CO3 щелочную, а ZnCl2 – кислотную? Учащиеся обнаруживают расхождение между полученными ранее знаниями и наблюдаемыми явлениями. Учащиеся выдвигают гипотезы, предлагают решения. Если учащиеся затрудняются, учитель называет пути решения проблемы.Формированию позитивных мотивов учения способствуют также и практическое значение, польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Так, в 11 классе при изучении темы: «Полисахариды в природе. Состав, строение, биологическое значение крахмала и целлюлозы. Физические и химические свойства: гидролиз полисахаридов, качественная реакция на крахмал»напоминая о качественной реакции на крахмал – дает синее окрашивание с раствором йода. Также можно проверить сметану йодом. В натуральной содержатся только сливки и закваска, в поддельную добавляют крахмал. Если от капельки йода, добавленной в сметану, появилось синее окрашивание – в ней есть крахмал. Как правило, такая информация воспринимается с большим интересом и вниманием. В ходе эксперимента были использованы вышеуказанные пути повышения мотивации учения. Большинство учителей химии часто используют на уроках игровые формы обучения, эксперимент, конкурсы, викторины, соревнования, элементы исследовательской работы, нестандартные задания. Например, написать сочинение на химическую тему; предложить составить небольшой задачник (задачи по химии). Оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги, а потом придумать задачи. Эти задачи можно использовать при работе с классом. Всё это, конечно, способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьников, о чем свидетельствуют следующие показатели: - наблюдается положительная динамика усвоения знаний на практическом занятии по теме «Теория электролитической диссоциации и свойства электролитов». Так,например по итогам 1 четверти % качества знаний составляет в 9 «А» классе 38%.- влияет на выбор профессии, связанные с предметом химия. Ежегодно учащиеся выбирают профильным предметом при сдаче экзамена химию.- активизирует познавательную деятельность учащихся, которые показывают увеличение количества учащихся в предметных олимпиадах различного уровня, а также в научно-практических конференциях. В заключении хочется сказать, что деятельность учителя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в классе мотивацию к заинтересованному изучению химии, учитывая психолого-педагогические аспекты обучения школьников.Список литературыГерасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии. http://ipras.ruДендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. М: 5 за знания, 2008.Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя, М.: Просвещение. 1990.-192с.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. -96 с.Титова И.М. Обучение химии. Психолого-педагогический подход- СПб.: КАРО.2002.–204с.Аннотация. Осымақалада, психологиялықкөзқарастарменқоғамдықтүсініктердіайқындап, соныменқатархимияпәніноқытудаәртүрліжаңатехнологиялардықолданаотырып, қоғамдыққұрылымныңдамуынқарастырады. Проблемалықоқытукөмегіменқабілетітөменоқушылардыңоқупозициясынәтижесіндеоқуқабілетіжоғарлайды. Проблемалықіс-әрекеткелесідентұрады: ситуациялық проблема туғызу,қатысушылардыңпроблемасынұғыну,қызмет бабы, соныменқатароныңшешімінбағыттаужәнеанықталғанбілімніңқорытындысынқабылдау. Берілгеннәтижегебайланыстыкөпшілікқатысушылардыңішінде химия пәніноқуғадегенынтасы арту үстінде. Оқушылардыоқытубарысындапсихологиялық-педагогикалықаспектілердіескереотырып, сыныпта химия пәнінеқызығушылығынарттырабілуікерек, сондай-ақолөзісініңмаманыболса, ондаолоқытушыныңқызметіәсерліболады.Аннотация.В статье дается понятие мотивации с психологической точки зрения, также рассматривается формирование мотивации учащихся с помощью применения на уроках химии различных технологий. Проблемное обучение позволяет создать условия для изменения позиции ученика из пассивной в активную. Проблемный подход включает: создание проблемной ситуации, осознание учащимися проблемы, деятельность, направленную на её решение, и получение в результате определённых знаний Даны результаты ранжирования учащихся, где видно, что большинство учащихся заинтересованы изучением предмета химии. И конечно деятельность учителя будет эффективной, если он профессионально компетентен, способен создать в классе мотивацию к заинтересованному изучению химии, учитывая психолого-педагогические аспекты обучения школьников.Abstract.Article gives notion to motivations with psychological standpoint also it considered formation to motivate pupils by using different technologies on the lesson of chemistry. Problem- solving education allows creating condition for turnabout of the pupil from passive in active. Problem – solving approach includes creation to problem- solving situation, realization of pupils' problems, activity directed on its decision, and reception as a result determined knowledges. Given results of ranking pupils show that many of pupils are interested by studying chemistry. And certainly activity of the teacher will be efficient if he professionally competent, capable to create in class motivation to interested study, considering psychological and pedagogical aspects of teaching pupils.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X