Подать заявку
Вернуться назад
Доклад выполнила Сочалова Е. С.,Учитель изобразительного искусства и музыкиМБОУ Маслянинской ООШ № 4Новосибирская область, п. МасляниноПовышение качества обучения посредством интеграции учебных предметов"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” В. А. Сухомлинский.В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у школьников адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности.Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, а информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.В повышении результативности обучения, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции.Задача интегрирования - не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся представление о единстве окружающего нас мира. Интеграция предполагает развитие умения рассматривать любые явления с разных точек зрения, применение знаний из разных областей для решения конкретной творческой задачи, развитие желания у школьников, активно выражать себя в каком либо виде творческой деятельности. Интегрироваться могут любые предметы, нужно лишь четко представлять те цели, которые требуются для решения той или иной задачи. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть интеграцию предметов, которые тесно связаны между собой, т.к. оба относятся к искусству – это изобразительное искусство и музыка. Но, мне кажется, что этот тандем был бы неполным без еще одного школьного предмета – литературы.Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. В девятнадцатом веке появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и театром - импрессионизм. В живописи импрессионизм характеризовался тонкой передачей сиюминутных впечатлений, мозаичными штрихами чистых красок, особым вниманием к колориту. В музыке импрессионистов та же фиксация неуловимых настроений, «туманные переливчатые звучания»Известный художник Мартирос Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Ритм также является основой не только музыки, но и живописи, и поэзии. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе.Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Лев Семенович Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать». В более старшем возрасте например, в подростковом, дети очень часто прибегают к стихотворному способу выражения своего эмоционального состояния. Слушая музыку, ребенок в первую очередь, ассоциирует ее с каким либо событием из собственной жизни и начинает рисовать конкретные образы: день рождения, праздник в детском саду, первый в жизни пёс, школьная дискотека, лето у бабушки и т.д. А это первый этап развития образного мышления. Следующий этап – создание цветовой композиции своего настроения, эмоционального состояния в результате прослушивания музыкального произведения. Вспоминая сейчас свои школьные годы и учителя ИЗО и музыки в лице одного и того же человека, могу сказать точно – межпредметная связь этих двух дисциплин казалась нам, учащимся 5 класса, очевидной и неразрывной. Ведь после каждого прослушанного произведения мы рисовали свои эмоции и чувства. Так же и после каждой новой репродукции картины мы ассоциировали с ней определенную песню. Интеграция это перевод одной художественной формы в другую, музыку в живопись. Переход звука в цвет, форму. Слушая музыку, ребята подбирают цвет к этой музыке. Здесь в зависимости от разнообразия цветовой палитры в живописной композиции, можно судить о развитии воображения ребенка и умении переключаться с одного вида деятельности на другой. На уроках музыки изобразительное искусство необходимо для конкретизации и изобразительности образа. С помощью цветовой гаммы более понятным становятся такие термины как «минор» и «мажор» – более светлые и яркие краски. Изобразительное искусство незаменимо на уроках музыки при изучении циклов «Времена года» П.И.Чайковского или Вивальди. Немаловажно, что при описании прослушанных музыкальных произведений и просмотренных репродукций картин у ребенка развивается монологическая речь, умение делать акцент на важных деталях и способность выразить свою точку зрения, что несомненно является большим плюсом как при дальнейшем обучении, так и в жизни в целом. А на уроках ИЗО очень часто используются стихотворения и даже отрывки из художественной литературы в качестве предисловия к теме урока.При правильном подходе интеграция дает свои плоды:повышение качества образования;переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;оптимизация учебно-воспитательного процесса.Как современный педагог, на своих занятиях я прибегаю к интеграции достаточно часто, и хочу отметить, что ничто так не увлекает ребенка, как то, что интересно непосредственно ему.
Автор публикации: Елена Сергеевна Сочалова
Повышение качества обучения посредством интеграции учебных предметов
скачать документВернуться назад
Доклад выполнила Сочалова Е. С.,Учитель изобразительного искусства и музыкиМБОУ Маслянинской ООШ № 4Новосибирская область, п. МасляниноПовышение качества обучения посредством интеграции учебных предметов"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться” В. А. Сухомлинский.В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у школьников адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности.Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, а информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.В повышении результативности обучения, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции.Задача интегрирования - не просто показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, дать учащимся представление о единстве окружающего нас мира. Интеграция предполагает развитие умения рассматривать любые явления с разных точек зрения, применение знаний из разных областей для решения конкретной творческой задачи, развитие желания у школьников, активно выражать себя в каком либо виде творческой деятельности. Интегрироваться могут любые предметы, нужно лишь четко представлять те цели, которые требуются для решения той или иной задачи. Сегодня я предлагаю вам рассмотреть интеграцию предметов, которые тесно связаны между собой, т.к. оба относятся к искусству – это изобразительное искусство и музыка. Но, мне кажется, что этот тандем был бы неполным без еще одного школьного предмета – литературы.Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы – ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. В девятнадцатом веке появилось художественное направление в живописи, связанное также с музыкой и театром - импрессионизм. В живописи импрессионизм характеризовался тонкой передачей сиюминутных впечатлений, мозаичными штрихами чистых красок, особым вниманием к колориту. В музыке импрессионистов та же фиксация неуловимых настроений, «туманные переливчатые звучания»Известный художник Мартирос Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Ритм также является основой не только музыки, но и живописи, и поэзии. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе.Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Лев Семенович Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать». В более старшем возрасте например, в подростковом, дети очень часто прибегают к стихотворному способу выражения своего эмоционального состояния. Слушая музыку, ребенок в первую очередь, ассоциирует ее с каким либо событием из собственной жизни и начинает рисовать конкретные образы: день рождения, праздник в детском саду, первый в жизни пёс, школьная дискотека, лето у бабушки и т.д. А это первый этап развития образного мышления. Следующий этап – создание цветовой композиции своего настроения, эмоционального состояния в результате прослушивания музыкального произведения. Вспоминая сейчас свои школьные годы и учителя ИЗО и музыки в лице одного и того же человека, могу сказать точно – межпредметная связь этих двух дисциплин казалась нам, учащимся 5 класса, очевидной и неразрывной. Ведь после каждого прослушанного произведения мы рисовали свои эмоции и чувства. Так же и после каждой новой репродукции картины мы ассоциировали с ней определенную песню. Интеграция это перевод одной художественной формы в другую, музыку в живопись. Переход звука в цвет, форму. Слушая музыку, ребята подбирают цвет к этой музыке. Здесь в зависимости от разнообразия цветовой палитры в живописной композиции, можно судить о развитии воображения ребенка и умении переключаться с одного вида деятельности на другой. На уроках музыки изобразительное искусство необходимо для конкретизации и изобразительности образа. С помощью цветовой гаммы более понятным становятся такие термины как «минор» и «мажор» – более светлые и яркие краски. Изобразительное искусство незаменимо на уроках музыки при изучении циклов «Времена года» П.И.Чайковского или Вивальди. Немаловажно, что при описании прослушанных музыкальных произведений и просмотренных репродукций картин у ребенка развивается монологическая речь, умение делать акцент на важных деталях и способность выразить свою точку зрения, что несомненно является большим плюсом как при дальнейшем обучении, так и в жизни в целом. А на уроках ИЗО очень часто используются стихотворения и даже отрывки из художественной литературы в качестве предисловия к теме урока.При правильном подходе интеграция дает свои плоды:повышение качества образования;переход от разрозненных форм общего и дополнительного образования к целостной образовательной системе в условиях общеобразовательного учреждения;формирование устойчивого интереса и мотивации детей к собственной учебной деятельности;оптимизация учебно-воспитательного процесса.Как современный педагог, на своих занятиях я прибегаю к интеграции достаточно часто, и хочу отметить, что ничто так не увлекает ребенка, как то, что интересно непосредственно ему.
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192