Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Светлана Валерьевна Чуркова

Этапы логопедической работы по развитию фонематического слуха

скачать документ

Вернуться назад

Этапы логопедической работыпо развитию фонематического слуха. Нина Алексеевна Чевелева в учебном пособии «Основы логопедии» предлагает систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы родного языка. Эту систему логопедической работы она условно делит на шесть этапов:1 этап – узнавание неречевых звуков. Цели: 1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки, 2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. Цель: 1) учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.3 этап – различение слов, близких по звуковому составу. Цель: 1) учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.4 этап – дифференциация слогов. Цель: 1) учить детей различать слоги.5 этап – дифференциация фонем. Цель: 1) учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. Цель: 1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, 2) формирование у детей навыков слогового анализа. Игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей.1 этап. Игры на узнавание и различение неречевых звуков.На первом этапе учим детей вслушиваться в окружающий мир,вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.1.Игра «Покажи, что звучит». Логопед приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.2.Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?3.Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за логопедом должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.4.Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску и т.п. Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.5. Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 6.Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.7.Игра «Самый , внимательный». По инструкции логопеда дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны.8.Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.9.Игра «Узнай по звуку». Логопед предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде логопеда («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.10. Игра «Коробочки гремят». Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.2 этап. Игры, направленные на различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.На втором этапе учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно). При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Используются упражнения, направленные на выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.1.Игра «Волк и зайцы». Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы». «Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети (« зайцы ») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала: при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются), при громких звуках — разбегаются.2.Игра «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).3.Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.4.Игра «Близко — далеко». Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).5.Игра «Тишина». Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать (нарисовать), что они услышали.6.Игра «Покажи звук». Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена короткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответствующую длительности звука.7.Игра «Нарисуй звук». Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — короткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по очереди звучания на инструменте.Различение высоты звука отрабатывается в упражнениях, первоначально не требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся словесными ответами. Дети практически знакомятся с понятиями «высокий» — «низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит низко». Например, логопед, демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках (пианино, металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки, сравнивает их звучания с лесенкой, высокими и низкими предметами, голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.8.Игра «Высоко — низко». Дети идут по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.9.Игра «Угадай звук». Перед каждым ребенком на столе лежат по две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде логопеда («Высокий звук» или «Низкий звук») дети выбирают подходящую игрушку и проверяют себя, воспроизводя звучание.10.Игра «Похожие звуки». На доске выставляют ряд картинок, на которых изображены животные, птицы, различные предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Дети называют предметы на картинках. Логопед просит их внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.11.Игра «Собака и щенок». Дети прослушивают аудиозапись голосов взрослой собаки и щенка, соотнося звучания их с изображениями животных. После этого логопед сообщает, что собака и щенок хотят прийти в гости и известят о своем приходе голосом. Дети, ориентируясь на высоту звуков, должны определить, кто первым пришел, а кто — следующим: щенок или собака.12. Игра "Три медведя". На доске выставляются картинки с изображением трёх медведей ( медведя, медведицы и медвежонка) Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.13.Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).14.Игра «Угадай, кто позвал». Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!») , а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Определение количества звучаний и звучащих предметов осуществляется в процессе подсчета:последовательных однородных сигналов;последовательных контрастных сигналов;предметов, последовательно воспроизводящих контрастные звучания;предметов, одновременно воспроизводящих контрастные звучания.Вначале используются звуки, воспроизводимые натуральными предметами, затем — аудиозаписи. Количество звуков и звучащих предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек, фишек и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.15.Игра «Один — два». Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сигнал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигнала — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.16.Игра «Мишка». Логопед показывает детям плюшевого медвежонка и говорит :«Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»17.Игра «Ворона». Логопед сообщает детям, что утром в детском саду была гостья. Она оставила свою «фотографию» (дети по изображению узнают ворону) и «подарок» (аудиокассету). Предлагается прослушать «подарок» (аудиозапись голоса вороны). После прослушивания дети пробуют отгадать, что «сказала» ворона. При этом соотносится количество услышанных звучаний («кар») с количеством слов в предложениях, составляемых детьми.18.Игра «Сколько звуков?» Дети прослушивают аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы) и определяют их число.19.Игра «Сколько предметов?» Логопед одновременно воспроизводит звучания 2-3 предметов, имеющих контрастные звучания (например, свистка и погремушки; бубна, пищалки и свистка). При этом зрительное восприятие детьми звучащих предметов исключается. Дети определяют число звучащих предметов.Развитие неречевого слуха включает работу по активизации пространственного слуха. Тренировочные упражнения направлены на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.20.Игра «Покажи, где звук». Посередине кабинета становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку логопеда одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление источника звуков.21.Игра «Круг». Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку логопеда кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.22.Игра «Иди за звуком». Один ребенок становится в центре кабинета, ему завязывают глаза. Несколько детей — в разных местах кабинета, в руках у них разнообразные звучащие игрушки (затем можно использовать одинаковые игрушки). По знаку логопеда один из детей озвучивает свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами начинает движение в направлении услышанного звука, но в это время звучание прекращается и слышится звук, произведенный игрушкой другого ребенка (также по сигналу логопеда). Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться в сторону следующего источника и т.д. Затем на середину круга приглашается другой ребенок.23.Игра «Полянка»Цель: учить узнавать ритмический рисунок. Развивать фонематических слух.Ход игры.-На полянку соберутся дикие животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц- 1 раз, медвежонок- 2 раза, белка- 3 раза, ёжик- 3 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку.24.Игра «Метель»Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому иот громкого к тихому.-Замели метели и затянули свои монотонные песни: то тихие, то громкие.Отыщи метели в снежном вихре. Не размыкая губ, спой их песни.Упражнение «Что звучит громко, тихо, звонко?»(Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка; звонко: зонт, козы, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, рыба, трамвай).3 этап. Игры, способствующие умению различать слова, близкие по звуковому составу. На третьем этапе учим детей различать слова, близкие по звуковомусоставу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза 1.Упражнение «Помоги зайчишке назвать картинки (слова-друзья), похожие по звучанию.(Мяч- грач, розы-козы, машина- корзина, мишка-шишка, бочка-дочка, маски-краски, мышка-мишка, лук-сук, мак-рак).2.Упражнение «Подскажи Незнайке последнее слово»-Незнайка хотел почитать стихи вам, но пока шёл в детский сад, по дороге потерял последние слова. Дети, поможем Незнайке, подскажем нужные слова.Голосок твой так хорош- Скачут побегайчики-Очень сладко ты … (поёшь). Солнечные зайчики.Телефон опять звонит, Где же зайчики?- Ушли.От него в ушах … (звенит). Вы нигде их … (не нашли).3.Упражнение «Доскажи словечко»А рядом бегемотики Не послушал зайка папу-Схватились за … (животики). Отдавили зайке … (лапу).*** ***А возле этой ёлки Стала жаба важно квакать:Бродили злые … (волки). Ква – ква- ква, не надо … (плакать).Упражнение «Найди ошибку в заячьих стихах»Любопытные мартышки Стужа. Снег. Метут метели.Собирают с ёлок фишки. Тёмной ночью бродят двери.*** ***Сшил себе котёнок тапки, Здесь хорошее местечко-Чтоб зимой не мёрзли шапки. Протекает мимо печка. 4.Игра "Правильно - неправильно". Логопед показывает детям картинку и чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: « Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон – вакон – факон – вагон – факом - вагом». Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака». Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши.5. Игра "Слушай и выбирай". Логопед выставляет на наборном полотне картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи, мишка, мышка, миска и т.д. Затем он называет 3- 4 слова, а дети отбирают соответствующие картинки и расставляют их на наборном полотне в названном порядке.6.Игра « Похожие слова». Логопед выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем он вызывает детей по одному и каждому даёт по картинке. Ребёнок должен поставить эту картинку под той, название которой звучит похоже. В результате на наборном полотне должны получится примерно такие ряды картинок:Ком бак сук ветка каток горкаДом рак лук клетка платок коркаСом мак жук пятка листок норка7.Игра "Доскажи словечко". Логопед читает стихи, а ребёнок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:Ты не бойся - это гусь, Я сама его... (боюсь).На ветке не птичка – Зверек-невеличка. Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка).Свистнул чижик: - Фью, фью, фью! Я с утра росинки... (пью).Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин … (дом). 8. Игра «Исправь ошибки». Логопед предлагает детям найти ошибки в стихотворении и при повторном прочтении его исправить их. “Буква заблудилась”Неизвестно, что случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей - то дом И хозяйничает в нем! Но едва туда вошла Буква - озорница, Очень странные дела Начали твориться ... Посмотрите - ка, ребятки, Раки выросли на грядке! На виду у детворы Крысу красят маляры. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. (А. Шибаев)Можно использовать двустишия со словами - паронимами. В лесу живет сазан. По реке плывет фазан. Заяц спрятался за бочку. Огурцы положим в кочку. Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки. На обед дали вкусный халат. У Алёнушки новый салат. В облаках летала сайка. На столе лежала чайка.4 этап. Дифференциация слогов.На четвертом этапе обращаем внимание ребенка на часть слова – слог. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ.1.Игра «Разноцветные вагончики»Цель: формировать умения детей делить слова на слоги, определять количествослогов в слове, учить выделять первые звуки в словах, соотносить цветвагончика с первым звуком слова.Оборудование: вагончики красного, синего и зелёного цвета. На одной стороневагончика картинка с изображением какого-либо предмета, наобратной стороне- слоговая схема данного слова.Ход игры.Дети выбирают по одному вагончику определённого цвета и рассматривают картинку.-Сколько слогов в твоём слове? -Назови первый слог, второй, третий, четвёртый. Поверни вагончик и узнай, правильно ли ты ответил.-Почему твой вагончик красного цвета?-Потому что моё слово начинается с гласного звука- облако.-А почему у тебя вагончик синего цвета?-Потому что у меня слово начинается на твёрдый согласный звук- нора.-А почему у тебя вагончик зелёного цвета?-Потому что у меня слово начинается на мягкий согласный звук- белочка.2.Игра «Пирамида»Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу три квадрата для трёхсложных слов, выше- два квадрата для двухсложных слов и наверху- один квадрат для односложных слов. Под каждым рядом квадратов находятся кармашки(предметные картинки).Ход игры.Логопед объясняет:-Сегодня мы будет строить пирамиду из картинок. В нижний ряд пирамиды нужно поместить картинки, названия которых состоят из трёх частей, например: мА-ли-на; во второй ряд- картинки их двух частей: ры-ба; в верхний ряд- картинки, название которых не делится на части, например: гусь. 3.Игра «Лишний слог». Логопед произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.4.Игра « Одинаковые или разные слоги». Логопед вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например “па”. Ребенок вслух повторяет его. Логопед или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па - па, па - ба или ва - фа, ва - ва и т.д. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и логопедом, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные. Для того чтобы логопед мог контролировать реакцию каждого ребенка, он предлагает детям поднять чёрные треугольники, если слоги одинаковые, если разные - спокойно сидеть или поднять чёрный и белый треугольники.5.Игра «Короткие и длинные слова». Логопед объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно детьми произносит названия картинок, выставленных на доске (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.6.Игра «Добавь слог».Оборудование: мяч.Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:сы-сы-са – длинная ко…ши-ши-ши – наши дети хоро…5 этап. Дифференциация фонем.Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говоритзззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.На этом этапе ребенок учится различать фон родного языка. Начинать нужно обязательно с различения гласных звуков.Последовательность работы над звуком:Знакомство со звуком (выделение его на слух).Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий).Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.Определение места звука в слове (с опорой на картинки).Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки.Составление слогов, слов из заданных звуков.Фонематический анализ ряда гласных"Угадай-ка". Логопед раздаёт детям картинки с изображением волка, младенца, птички и объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра усложняется. Варианты игры: 1) логопед произносит звуки кратко; 2) детям раздают вместо картинок символы гласных звуков ( по Ткаченко); 3) в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например о,ы,э, на которые дети не должны реагировать. 2.«Дружные звуки»Цель: Научить узнавать звуки, произносимые утрированно.Речевой материал: А-а-аня – а-а-алла,О-о-оля – И-и-игорь, У-у-уля – И-и-ира, а-а-астра – а-а-аист,о-о-осень – о-о-ослик, и-и-игры – и-и-мя, а-а-адрес – у-у-умный, о-о-обруч – у-у-утка.Описание игры: Логопед произносить по два слова и предлагает детям хлопать в ладоши, если в словах звуки одинаковые. Логопед создает игровую ситуацию рассказом: «Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам-словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче было искать друзей, я буду произносить звуки протяжно, громко.3. Лото «Назови картинку и найди гласный звук»Цель: Учить выделять заданный звук в слове самостоятельного проговариванием самим ребенком.Материал: картинки начинающееся на гласный звук.Описание игры: Логопед называет гласный звук, дети, произнося название картинок вслух, находят нужную. Правильная картинка закрывается фишкой. Выигрывает тот, кто раньше закроет картинкиА) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.Процедура. Логопед диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.Инструкция. Послушай и подними руку, если услышишь звук.Б) определение кол-ва и последовательности звукового ряда гласных.Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).Процедура. Логопед произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.Инструкция. Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.4«Скажи наоборот».Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)5.Игра «Найди место для своей картинки»Цель: активизировать словарный запас, учить дифференцировать звуки в словах.Оборудование: картинки для дифференциации звуков.Ход игры.Дети сидят за столами, воспитатель показывает картинки: жираф и шапка. Затем произносит слово: жилет.-Эту картинку я положу с левой стороны.Затем показывает картинку, где нарисованы шорты и произносит: ш-ш-шорты.-Эту картинку я ставлю с правой стороны. Выложите на верхней полосе наборного полотна картинки со звуком /ж/, а на нижней полосе картинки со звуком /ш/.Этот вариант игры проводится для других пар дифференцируемых звуков.6.Упражнение «Помоги лосю найти зверей со звуком /л/, а лисе- со звуком /ль/.Со звуком /л/: белка, слон.Со звуком /ЛЬ/: косуля, тюлень, олень, верблюд.Упражнение «Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук/з/, а в портфель- предметы со звуком /с/.В чемодан: заяц, коза, зонт, замок, звезда.В портфель: собака, стол, сова, маска.7. « Какой звук есть во всех словах?»Цель: развитие умения выделять общий звук в словах. Описание игры: Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из заданных звуков и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук . Затем предлагает определить, какой звук есть в других словах.8. «Сколько слов со звуком…..?»Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.Описание игры: Логопед читает текст, в котором много слов с заданным звуком. Дети внимательно слушают, находят и запоминают слова. Выигрывает, кто больше запомнил слов.9. «Выдели слово»Цель: выделение заданного звука из словаОписание игры: Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук [з] (песня комарика) и звук [с] (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. 10. «Угадай, какой звук с тобой играет в прятки?Цель: учить определять на слух, какой звук слышится в тексте.Описание игры: Логопед предлагает определить самостоятельно какой звук повторяется много раз при чтении текста. Вначале логопед выделяет нужный звук. Выигрывает, кто больше назовет правильных слов.11. «Кто лучше слушает?»Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове. Вариант 1. Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком…(заданный звук). Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук …(заданный звук). Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова. Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся. Вариант 2. Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком…(заданный звук)., другому – со звуком…(заданный звук). Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении. 12. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета. Описание игры. Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду. Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем. 6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.1. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Описание игры: Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова... 2. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»Цель: развитие фонематических представлений, воображения. Описание игры:Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки. 3. «Назови первый звук в слове»Цель: развитие умения определять первый звук в слове. Описание игры:Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко . 12. «Полминутки на шутки»Цель: Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.Описание игры: Логопед читает стихотворение. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.Закричал охотник: «Ой, Посмотрите-ка, ребятки,Д(З)вери гонятся за мной!» Р(М)аки выросли на грядке.Куклу выронив из рук, Говорят, один рыбак Маша мчится к маме: В речке выловил башмак,Там ползёт зелёный л(ж)ук Но зато ему потомС длинными усами. На крючок попался д(с)ом.Мы собрали васильки,На голове у нас щ(в)енки4. «Доскажи звук»Цель: Учить выделять в слове последний звук по представлению.Оборудование: МячОписание игры: Игра проводиться с помощью перекидывания мяча. Логопед произносить предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч следующему играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук? Собака Том сторожит до…..У кольца нет конц……Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо….. и т.п.5. « Найди сбежавший звук»Цель: Определение первого звука в словах собственной речи.Описание игры: Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать «сбежавший звук». За каждый правильный звук дается фишка-картинка.Смотрит …олнышко в окошко, Ланки мягкие у (к) …ошки,Светит в нашу комнатку, Чтоб ее не услыхали.Мы захлопали в ладоши, Шубка серая у (м) ….ышки,Очень рады …олнышку. Чтоб ее не увидали.6. «Распредели картинки»Цель: Определение места звука в слове (начало, середина, конец).Описание игры: Логопед раздает детям картинки, где заданный звук находиться в разных позициях. Детям предлагается распределить картинки по колонкам: в первую - где заданный звук находиться в начале слова, во вторую – в середине, в третью – в конце слова.7. «Цветы»Цель: Развивать фонематический слух, выделять и дифференцировать гласные и согласные звуки в конце словаОборудование: Картинки с изображением двух фаз, ромашки, мака, василька, розы.Описание игры: Дети рассматривают картинки и логопед предлагает расставить цветы в вазы. В одну вазу – цветы, названия которых заканчиваются гласным звуком, в другую – согласным. Расставив цветы по вазам , ребенок называет последние звуки в словах.8. «Замкни цепочку»Цель: Развивать фонематический слух, выделять первый и последний звук с проговариванием (усложнение по представлению).Оборудование: Предметные картинкиОписание игры: К первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово и так далее выкладывается цепочка.9. «Прожорливый жук»Цель: Развитие фонематического анализа и синтезаОборудование: Карточки с буквами К, Т, П. Примеры слов: жу(к), чуло(к), щено(к). замо(к), вени(к). су(п), сала(т),паке(т), буке(т), бан(т), зон(т) и т.д.Описание игры: «В лесу завелся прожорливый жук, он съел последние звуки всех слов. Теперь насекомые не могут разговаривать, потому что не понимают друг друга. Давайте им поможем, подберем недостающие звуки». Ребенку раздаются карточки с буквами. «я буду произносить слова без последнего звука, а ты поднимай подходящую букву и говори слово полностью.10. «Найди фишке место»Цель: Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.Оборудование: Карточка, на каждой которой помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделенный на три части.Описание игры: Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – название картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выиграет тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.11. «Слово за словом»Цель: Учить подбирать слова с заданным звукомОписание игры: Логопед предлагает подобрать слова на заданный звук и по определенной теме. Играя в игру, слова начинаются с первого заданного звука.12.«Подушка – камень»Цель: учить различать твердые и мягкие звуки.Описание игры: У детей карточки с изображением «подушки» - зеленого цвета, соответствует мягкому звуку, с изображением «камня» - синего цвета, соответствует твердому звуку. Дети определяют звук и поднимают соответствующую карточку.13. «Назови последний звук в слове»Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звукиНаглядный материал: картинки (автобус - гусь, дверь - самовар, кровать - бегемот и др.) Описание игры: Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, логопед предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова. 14.«Звуковые бусы»Цель: Учить проводить полный анализ слова с опорой на схему и фишки.Оборудование: Карточки с изображением «бусин» белого цвета, фишки – красного, синего, зеленого цветов. Описание игры: Дети проговаривают каждый отдельно звук и выкладывают соответствующую фишку и делают вывод, сколько звуков в слове.15.«Телеграфисты»Цель: Воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.Описание игры: Играют двое детей – они телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который, не показывая второму играющему показывает первому картинку. Первый должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово – название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму - называет слитно, осуществляя операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями.16. «Поймай звук»Цель: Учить называть звук в слове по его пространственной характкристике (первый, второй, после определенного звука, перед определенным звуком)Описание игры: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Логопед произносит вслух любое слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту тот должен назвать, Н-р, «дом, второй звук». Ребенок ловит мяч и отвечает: «О» - и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание, относящееся к этому слову.17. «Слоговая цепочка»Цель: Учить выделять в словах первый и последний слоги.Описание игры: Играющим поровну раздаются карточки для игры, положив их перед играющими сверху вниз. Игра начинается с карточки левая половинка, которой пустая. Играющий выставляет эту карточку, произносит название картинки и выделяет последний слог в данном названии. Дети ищут на своих слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Т.о.,в названиях левых картинок выделяется первый слог, а в названиях правых картинок – последний слог. Игра должна завершиться, когда будут выложены все картинки, последняя карточка – с пустой правой половинкой.18. «Разгадай ребус»Цель: учить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.Описание игры: Детям раздаются карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово, Н-р: ромашка, «самолет – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.19. «Волшебный домик»Цель: Развитие умения определять последовательность букв в слове.Оборудование: Плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.Описание игры:Логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак) 20. Упражнения для развития фонематического анализа и синтеза1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?)2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.Р УЧКАротУлячаскотАнярозауголчашакашааиструкавулицачехолкоркаастра14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.21.Игра «Построим пирамиду».Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.Оборудование: аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для выкладывания картинок. В основании пирамиды- 5 квадратов, выше- 4, потом 3 и 2 квадрата. Предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков.Ход игры.Логопед демонстрирует пирамиду, поясняет:-Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего их двух звуков. А в основании пирамиды помещены картинки с названиями из пяти звуков.22.Игра «Собери слово».Цель: учить детей выкладывать слово по первым звукам на маленьких картинках.Оборудование: большие раздаточные карточки с изображением картинки, маленькие карточки с картинками.Ход игры.Детям раздаются по одной большой карточки и несколько маленьких.Логопед даёт задание:-Выложите слово «машина», выделяя первые звуки из картинок на маленьких.23.Игра «Отгадай словечко»Цель: формировать умения производить звуковой анализ слов. Упражнять в выделении первых звуков из слов-картинок и составлять новое слово.Оборудование: двухсторонние карточки: с одной стороны наклеены картинки для выделения первых звуков и названия получившегося слова, а на другой стороне наклеена картинка-отгадка.Ход игры.Детям раздаются карточки с наклеенными на них картинками.-Дети, выделите, первые звуки из картинок, составьте и назовите слово. Переверните карточку, если вы правильно составили слово, то увидите отгадку-картинку.24. Выделение гласных /согласных из ряда звуков.Дети поднимают вверх красный карандаш (кружок из красного картона), если в ряду звуков услышат гласный.Например, материал: ряды звуков, произносимых логопедом: а, м, у, т, о; т, с, ы, а, р; э, а, м, у, т; о, п, у, с, ы, а, ш; к, э, о, у, п, ы, н.Аналогичное задание даётся на определение согласных звуков, в результате чего ребёнок поднимает вверх синий карандаш (или синий кружок).– Выбор детьми гласных из ряда представленных букв. Например, материал: ряд букв, выставленных на большой общей кассе: т, у, ы, с, а, к, о, н. Инструкция: «Из ряда букв выберите гласные. Покажите их. Назовите звуки». Аналогичное задание дается на определение согласных букв, в результате чего ребенок показывает букву и называет звук, определяет место преграды.– Индивидуальная работа на карточках.Например, материал: карточки с рядами печатных букв типа: А, Т, О, У, К, Ы, С. Карточки раздаются каждому ребёнку. Инструкция: «Что вы видите на карточке? (Буквы). Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. Под гласными поставьте красные точки, под согласными – синие».– По большому плакату-алфавиту назвать по порядку все изученные гласные звуки, показать соответствующие буквы. Аналогичное задание используется для называния изученных согласных.– Положить букву под соответствующий кружок.Например, материал: буквы из кассы букв: две гласные и две согласные, каждому ребёнку; красный и синий кружки на доске. Инструкция: «Возьми любую выданную букву. Назови звук. Какой он: гласный или согласный? Положи букву под нужный кружок (синий или красный)».25.Игра «Весёлые зайчики».Материал: ряды разных звуков, например: а, б, в, и, с, к, з, у, т, ч, в, х, ц, в, ф, л, в и т.д. Инструкция: «Ребята, вы сейчас будете зайчиками. Скажите, кого в лесу бояться зайчики? (волка, лису, сову). С какого звука начинается слово «волк»? Сейчас я буду произносить много разных звуков. Если среди них услышите звук [в], значит, приближается волк, зайчикам грозит опасность. Зайчики прячутся под ёлочку, приседают. На все другие звуки зайчики не обращают внимания, просто гуляют, прыгают по лесу. Смотрите, зайчики, не попадитесь волку в лапы».26.Выделение гласных/согласных из слогов.– Выделение гласного из слога, показ соответствующей буквы.Например, материал: ряды слогов: ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от; ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то. Логопед называет слоги, дети называют гласный, показывают букву.– Чтение слогов, выставленных на общей кассе букв, выделение гласного звука по цепочке.Инструкция: «Хором прочитаем слоги. Теперь читаем по цепочке, каждому достанется свой слог. Читаете слог, выделяете из него гласный». Придумывание слогов с заданным гласным звуком.– Изменение порядка звуков в слоге.Например, инструкция: «Прослушайте слог: ум. Выделите гласный. На каком он месте в слоге? Поменяйте звуки местами, назовите получившейся слог (му)».– Выкладывание схемы слога.Материал: красные кружки для обозначения гласных, синие – согласных.Инструкция: «Прослушайте слог. Выложите его звуки с помощью кружков. Назовите гласный. На каком месте в слоге он стоит?». Задания данного типа используются и по выделению согласных звуков из слогов.Интересно и эффективно задание типа:– Печатание слогов карандашами красного и синего цветов.Красный цвет – показатель гласных звуков. Синий – обозначение согласных.Логопед называет учащимся прямые и обратные слоги, дети печатают буквы соответствующим цветом, в зависимости от того, на каком месте в слоге стоит гласный и согласный звук. Например, предложен слог «ма», буква «м» должна быть напечатана синим цветом, а буква «а» – красным.27. Выделение звука на фоне слова.Как уже было отмечено выше, в процессе формирования звукового анализа и синтеза обязательно учитывается фонетическая трудность слова. Слова используются с учетом сложности слоговой структуры.– Выделение начального гласного из слова.Например, материал: слова, предлагаемые логопедом: Аня, Оля, Утка, Эля, осы, Ася. Логопед произносит слова, дети по цепочке выделяют гласный из начала слова. Аналогичная работа проводится на выделение гласного из середины и конца слова. Используются слова типа: лак, дым, суп, рот, пар и т.п.; окно, лиса, дубы и т.п.– Выделение гласного из названия картинки.Например, материал: предметные картинки с изображением сыра, крота, сту-ла, мака, лука, рака и т.п. Инструкция: «Я буду показывать картинки. Все вместе их называем. Выделяете гласный из слова. Записываете соответствующую букву».Для узнавания согласных на фоне слова наиболее эффективны следующие упражнения и задания:– Хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук в слове.Например, материал: слова, содержащие и не содержащие звук [р]: рама, рыба, вагон, горох, этаж, стол, парус, забор, лампа, сахар, дом, рак, марка, кубик, катер и т.п. Инструкция: «Если в названном слове услышите звук [р], хлопните в ладоши. На слово, в котором нет этого звука хлопать не надо».– Выкладывание буквы из элементов на услышанный в слове заданный звук.Например, материал: элементы буквы «б», вырезанные из бумаги, слова с наличием/отсутствием данного звука, например, бочка, арбуз, крыша, часы, забор, небо, капуста, собака и т.п. Инструкция: «Если в названном слове услышите звук [б], выложите букву, которой он обозначается». Таким образом, одновременно происходит процесс сопоставления звука с буквой.Это задание часто используется и в работе над различением пары звуков, как гласных, так и согласных.Как вариант, дети могут не выкладывать букву из элементов, а поднимать готовую печатную букву из кассы.28.Игра «Магазин»Материал: предметные картинки, разложенные на столе, в названии которых имеется/отсутствует заданный звук. Инструкция: «Для вас открывается магазин. Каждый может приобрести покупку, в названии которой есть звук С. Заплатить нужно четким произнесением слова с выделением голосом изучаемого звука». Набор предметных картинок может быть разложен у каждого ребёнка на столе. Дети самостоятельно отбирают картинки с заданным звуком.29.Игра «Что вокруг?»Детям предлагается посмотреть вокруг и найти предметы, в названии которых имеется заданный звук. Также, можно вспомнить и назвать другие слова с заданным звуком.Как вариант, дети называют слова с заданным звуком, передавая друг другу игрушку по кругу. На ком цепочка прервётся, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется в кругу один, самый смекалистый. Этот вариант используется и в работе над различением пары звуков, когда детьми произносятся, с чередованием, слова с оппозиционными звуками. Например, первый ученик говорит слово с [т], второй – с [д], третий – опять с [т] и т.д.30.Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).31. Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в слове.– Определение первого/последнего звука в слове.Детям предлагается ряд называемых логопедом слов. Дети по цепочке называют начальный звук в слове, записывают соответствующую букву.Аналогично проводится работа по выделению последнего звука в слове.В данном упражнении могут быть использованы и предметные картинки, когда логопед показывает картинку, дети произносят название предмета на ней и выделяют первый или последний звук в слове, в зависимости от задания.– Определение примерного места заданного звука в слове.Например, материал: слова: мак, комар, дом, сумка, мышь, мальчик и т.п.Инструкция: «Я буду называть слова. Определите, где слышится звук [м] в названном слове (в начале, середине или конце)?». Данное упражнение выполняется, также, с использованием полосок картонной бумаги, обозначающих схему слова и буквы, обозначающей данный звук. Определяя место звука в слове, ученики кладут букву в начало, середину или конец полоски. Наибольшую заинтересованность это упражнение вызывает у детей с использованием в нем предметных картинок, когда ребёнок сам достаёт картинку из «Волшебной коробочки», называет слово, определяет наличие/отсутствие заданного звука в слове и его место в слове.– Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.Дети вспоминают слова на заданный звук. Можно задать тему подбора слов на заданный звук, например, назвать посуду, цветы, животных.– Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце.Выполняется аналогично предыдущему.32.Игра «Нос, пупок, колени»Например, материал: слова, предлагаемые логопедом: сок, нос, сумка, краска, сова, коса, постель, санки, вопрос, слово и т.п. Инструкция: «Сейчас я буду произносить слова со звуком [с]. Если звук стоит в начале слова, показываете пальчиком на свой нос, если в середине – на пупок, ведь это середина вашего тела, если в конце – хлопаете себя по коленкам». Эта игра вызывает большой позитив у детей. В ней ребёнок проявляют весёлую активность и желание первым определить правильное местонахождение звука в слове.– Разложить картинки в три ряда в зависимости от места звука в слове.Материал: предметные картинки, в названии которых присутствует изучае-мый звук. У каждого ребёнка на столе лежит некоторое количество таких картинок. По цепочке дети берут любую картинку со своего стола, называют её, определяют место заданного звука и кладут на общий стол в один из трех рядов: в 1-ый – если звук в начале слова; во 2-ой – если в середине; в 3-ий – если в конце слова.33.Игра «Собери картинки».Цель: Развитие фонематического восприятия.Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком < ж> к Жабе, со звуком < з > к Зайке.Развитие фонематического анализа.Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.34.Игра «Гусеница».Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного).Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.35.Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.36.Игра «Корабль».Цель: Развитие фонематического синтеза.Оборудование: пособие «Корабль», картинки.Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.37. Определение последовательности и количества звуков в слове.– Определение последовательности звуков в слове, используя акцентированное проговаривание.Например, инструкция: «Послушайте, как звучит слово «кот» (произношу слово три раза, выделяя голосом каждый последующий звук). Назовите звуки по порядку (по цепочке называют каждый звук). Сколько звуков в слове? Произнесите слово, четко выделяя каждый звук». Далее слово печатается детьми в тетрадь, проговаривая каждый звук.– Выкладывание звуковой схемы слова из кружков одного цвета.Прежде, слово проговаривается детьми с чётким выделением каждого звука. Далее, произнося каждый звук по порядку, кладут по одному кружку на звук, устанавливают количество звуков в слове.Аналогичное задание с большим интересом выполняется детьми, используя:– «Звуковые ячейки».Материал: бумажные тары для яиц, разрезанные по длине на части так, чтобы в каждой было шесть ячеек, твёрдый горох. Каждому ребёнку раздаётся полоска в шесть ячеек, на стол ставиться крышка, в которую насыпан горох.Инструкция: «Прослушайте слово (кот: произношу, выделяя голосом каждый звук). Произнесите звуки слова по порядку. Сколько звуков в слове? Проверим: произносим каждый звук слова и кладём по одной горошине в ячейку, на каждый звук. Посчитаем, сколько звуков в слове, правы вы были или нет».Подобные упражнения проводятся с использованием предметных картинок, когда анализируется слово-предмет, изображённое на картинке.– Назвать недостающий звук в слове.На доске логопедом подготовлены записи, например: .А Р, .О М, Ш А ., С О., Ш . Р, С . М. Дети читают слова, называют пропущенный звук, говорят, какой он по счету, вписывают в слово букву. Печатают слово в тетрадь, четко проговаривая каждый звук.– Составление слова из букв разрезной азбуки.Логопед называет слово, либо дети отгадывают загадку, либо называют предмет на картинке. Далее произносят слово, выделяя чётко звуки, называют звуки по порядку, выкладывают слово с помощью букв, сопоставляя произносимый звук с буквой. Прочитывают слово, указывая на соответствующую букву в нем при произнесении того или иного звука. Подсчитывают количество звуков и букв в слове. Как вариант: составление подписей к картинкам.– Составление слова из отдельно названных звуков.Например, инструкция: «Догадайтесь, какое слово получится, если соединить звуки: р о т, с ы р, н о с, и т.д.».38.Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 39.Игра «Цветик-семицветик».Цель: Развитие фонематического анализа (количественного).Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.Развитие фонематического синтеза.Учим детей объединять отдельные звуки в слова.40.Игра «Поезд».Цель: Обучение делению слов на слоги.Оборудование: пособие «Поезд», картинки.Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.Развитие фонематических представлений.41.Игра «Вспомни слово».Цель: развитие фонематических представлений.Оборудование: мяч.Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком (< с > в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук < с >, какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове. Заключение. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях по звукопрозношению и по обучению грамоте, но и некоторые приемы развития фонематического слуха могут использоваться на занятиях по формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи. Часть игр, способствующих развитию фонематического слуха, логопед предлагает использовать в своей работе воспитателям и музыкальному руководителю. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. В результате такой работы у детей улучшается произвольная саморегуляция и активизируются процессы коммуникации.Библиография. Архипова Е.Ф. «Стёртая дизартрия у детей», М.: «Астрель» , 2006. Лукина Н.А., Никкинен И.И. «Научите меня слышать» ( Развитие слухового восприятия, внимания, памяти), СПб.: «Паритет», 2003. Семенович А.В. «Введение в нейропсихологию детского возраста», М.: «Генезис», 2005. Семенович А.В. «Эти невероятные левши», М.: «Генезис», 2007. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. «Основа логопедии», М.: «Просвещение», 1989. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»,М.: «Институт практической психологии», 1997. Черкасова Е.Л. «Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции ( диагностика и коррекция), М.: « АРКТИ», 2003. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. «Логопедическая работа с дошкольниками», М.: «Академия», 2003. Шибаев А. «Язык родной, дружи со мной», СПб : « ДИТГИЗ»,2008.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X