Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Николаевна Пащенко

«Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников»

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Дидактические игры как средство развития математических представлений дошкольников»ОглавлениеВведение………………………………………………………………..3Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста……………………………………………………….……………..……4Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………..4 Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников ……..……...5Заключение……………………………………………………………….............8Список литературы……………………..……………………………….…..........9                                   ВведениеРазвитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с ФГОС дошкольные образовательные учреждения являются первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И оттого насколько своевременно и качественно будет проводиться подготовка детей к школе, во многом зависит его успешность в будущем.   В дошкольных учреждениях проводится работа по формированию элементарных математических представлений.    Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр .  Использование  дидактических игр помогает  лучшему восприятию материала и поэтому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.      Дидактическая игра требует внимательности, усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко,  раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает наблюдательность,  ловкость,  фантазию, память, учится анализировать и размышлять, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.Дидактическая игра использовалась в моей практике всегда. На протяжении 2012-2014  года работала по изучению дидактической игры как средства развития мыслительной деятельности дошкольников, отбору дидактических игр по обучению грамоте. Целенаправленно над отбором дидактических игр именно по формированию математических представлений работаю на протяжении последних 6 лет. За эти годы мною отобраны дидактические игры по различным темам программы.     В результате использования дидактических игр на занятиях математики дети стали более активны, любознательны,  стараются ответить полным ответом, их высказывания основываются на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении разных проблемных ситуаций. У них улучшилось внимание, память, мышление, умение думать, рассуждать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются нравственные и эстетические отношения к окружающему.       Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика – царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя в своей работе дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.     Последовательная, планомерная работа с детьми повышает общие умственные способности: логики мысли, действий и рассуждений,  сообразительности и смекалки, пространственных представлений. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.Обучению детей  дошкольного возраста основам математики отводится особое место. Это определено  целым рядом причин: многообразием информации, получаемой ребёнком, большое внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более напряжённым.     Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего формирования. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о мерах измерения размерах, времени и пространстве нашли отражение в системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, К.Д. Ушинским, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина,  Р.Л. Рихтерман, З.А. Михайлова, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др .Дошкольники активно, пользуются числами, осваивают счёт, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие пространственные и временные  отношения, преобразуют предметы различных величин и форм. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом связи и зависимости, свойства, отношения, на предметах и числовом уровне.      Большинство занятий носит интегрированный , комплексный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Значительный акцент в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими средств и приёмов, проверке правильности его решения. Обучение детей дошкольного возраста  включает как прямые, так и посредственные методы, которые помогают не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.   Все полученные знания и умения на занятиях  закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять особое внимание. Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать мышление, внимание, память, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые умения, знания, навыки, развивать способности. К важным свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.    На всех этапах дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится важная роль    На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, углубляют, закрепляют, расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются игровые и обучающие  задачи. Поэтому на занятиях и в повседневной жизни, педагоги  должны широко использовать дидактические игры.     Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, назначением,  целью, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве упражнения, учебного задания, нацеленного  на выполнение конкретной задачи развития представлений. В группе пред школьной подготовки, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры.   В формировании у детей математических представлений повсеместно используются занимательные по содержанию и форме  разные дидактические игровые упражнения.Дидактические игры делятся на:- игры с предметами- настольно-печатные игры- словесные игры     При формировании элементарных представлений у дошкольников используют : игры на плоскостное моделирование (Танграм и т.д.), игры головоломки: «кубик - рубик», «змейка» и другие , задачи-шутки, ребусы, кроссворды,  развивающие игры .    Несмотря на обилие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности.    Также важным условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение педагога к математическим играм.Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, усовершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Мною был разработан (из личного опыта работы и методической литературы) комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Игра «Кто первый назовет?». Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов  и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.  Д/И «Реши примеры» Цель: совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта, закрепить состав числа в пределах 10., умение соотносить число с цифрой. Развивать сообразительность, логическое мышление.Д/И «Волшебные цифры»Дидактическая задача:Учить выкладывать цифру по образцу;Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук;Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своему успеху.Материал:Карточки с изображением цифр (от 0 — 9) ; цветные кружочки для наложения.Руководство:В игре могут принимать участие все дети группы или по усмотрению педагога для индивидуальной работы с целью ознакомления и закрепления написания цифр. Дети рассматривают карточку с цифрой – образцом, и накладывают цветные кружочки (можно по цвету) на них, способом наложения находят нужную форму. Если кружочки совпадают с плоскостной цифрой, задание выполнено правильно.  Д/И «А ну-ка, сосчитай!»Проводить данную игру можно в совместной деятельности воспитателя с ребенком, как закрепление пройденного материала.Цель:развивать логическое мышление, память, внимание.Задачи:закреплять умение соотносить количество предметов с числом, его обозначающим, в пределах 10;закреплять умение находить «соседей» числа;отрабатывать навыки сложения и вычитания в пределах 10.Д/И «Гвоздики и резиночки»Для этой игры нужна деревянная фанера, канцелярские гвоздики и банковские резиночки.Цель: для развития мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, воображения;; закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линийД/И «Весёлые гномики»Цель:выучить названия дней недели и порядок следования, закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.Первый вариант."Какого гномика не стало".Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного гномика. Дети открывают глаз и отгадывают, какой гномик убежал.Второй вариант.Дети закрывают глаза, воспитатель меняет порядок следования гномиков. Дети открывают глаза и расставляют их в правильной последовательности.Третий вариант.Учим вместе с детьми вчера и завтра, если сегодня понедельник, вчера и завтра, если сегодня вторник и т. д. цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику. Д/И « Помоги Федоре»Цель: учить различать и соотносить предметы по величине, пользуясь приёмами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: большой, маленький, одинаковы по величине. Формировать навыки ориентировки в пространстве.                                              ЗаключениеДидактическая игра представляет собой интересную игру, которая в занимательной форме позволяет знакомить детей с явлениями окружающего мира.  Дидактическая игра является средством формирования гармоничного, всесторонне – развитого ребёнка.Дидактические игры можно использовать не только в детском саду, но и дома. На прогулке можно наблюдать и одновременно считать предметы, определять величину предметов и др.В заключении можно сделать следующий вывод: развитие познавательных  способностей и познавательного интереса дошкольников – один  из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста.  Оттого насколько будут развиты у ребёнка познавательный интерес и познавательные способности зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.Ребёнок, которому интересно узнавать что-то новое, у которого это получается, всегда будет стремиться узнать ещё больше – что, конечно,  самым положительным образом скажется на его умственном развитии.  Список литературыБондаренко Т.М. «Дидактические игры в детском саду».Веракса Н.Е. «От рождения до школы»  Основная общеобразовательная программа.   Изд. «Мозаика-Синтез»  2010 год.Волина В.В. «Праздник числа»Галанов А.С. «Развивающие игры для детей от рождения до школы»  2014 год.Давидчук А., Селихова Л. «Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3 – 7 лет». Изд. «Сфера» 2015 год.Ерофеева Т.И. «Математика для дошкольников»Звонкин А.К. «Малыши и математика» 2016 год.Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников»    Изд. «Сфера»Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7» Никитин Б.П. «Интеллектуальные игры»   2001 год.Помораева  И.А, Позина В.А.  «Формирование элементарных математических представлений» старшая группа. Изд. «Мозаика-Синтез» 2016 год.Щербакова Е.И. «Знакомимся с математикой». Изд. «Вентана – Граф» 2015 год.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X