Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ефременкова Светлана Леонидовна

Продуктивная деятельность в работе с детьми ОВЗ

скачать документ

Вернуться назад

Развитие продуктивной деятельности у детей с ОВЗ.Я, Ефременкова Светлана Леонидовна, воспитатель д/сада № 119, г. Ижевска работаю в группе комбинированной направленности. Хочу вас познакомить со спецификой работы детей с ОВЗ в продуктивной деятельности.Продуктивная деятельность - деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт (постройка, рисунок, поделка и т.п.), обладающая определенными заданными качествами. В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Маленьких детей на данных занятиях интересует не столько результат, а сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно их начинает интересовать и результат своей работы, который отражают представления ребенка об окружающем и его эмоциональное отношение к миру. Каждое занятие по развитию продуктивной деятельности рекомендуется начинать с пассивной гимнастики (элементов самомассажа кисти и пальцев рук) или с пальчиковой гимнастики. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабаты-ваются пальцы, их можно тренировать с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны. Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захват может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующими видами деятельности:- собирание пирамидок, матрешек, мозаики:- нанизывание колец на тесьму;- работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;- перебор крупы;- шнуровка на специальных рамках, шнуровка ботинок;- завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;- закручивание шурупов, гаек;В работе с детьми на начальном этапе, использовать короткие карандаши или мелки. Работая обычными карандашами, ребенок применит ладонный захват, но, пользуясь короткими, неудобными для ладони карандашами, он будет вынужден держать пальцы щепотью.Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается и на ручной моторике "солнечного" ребёнка. Поэтому основная наша помощь состоит в передаче ему моторного стереотипа действия, движения, т. е., попросту говоря, мы манипулируем руками ребенка: вкладываем кисточку или карандаш в его руку и ею рисуем или пишем; поддерживаем и направляем обе его руки на занятии лепкой, аппликацией и т. п. В дальнейшем, мы уменьшаем физическую поддержку его руки: не держим кисть, не водим всей рукой, а, например, только поддерживаем локоть.Мои детки проявляют наибольший интерес к различным видам продуктивной деятельности. Активно включаются в работу по рисованию, аппликации, лепке, проявляет заинтересованность к работам других детей. Поэтому одним из направлений своей работы я вижу в формировании предпосылок к продуктивным видам деятельности в групповой работе. Групповая работа помогает сформировать у ребенка опыт, необходимый для его дальнейшей интеграции, мотивирует детей к развитию. У ребенка в кругу детей активизируется мотив достижения, появляется необходимость отстаивать свои интересы и возможность подражать другим, тем самым обучаясь. Для того, чтобы групповое занятие было эффективно как для каждого ребенка, так и для группы в целом, в одном занятии могут сочетаться очень «простые» и «достаточно сложные» задания. Такой подход учитывает сильные и слабые стороны каждого ребенка, его зону ближайшего развития, а также способствует повышению самооценки и позитивному отношению детей друг к другу.Учитывая ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна, следует соблюдать некоторые правила при проведении продуктивных видов деятельности.- Ребенок должен сидеть напротив педагога, чтобы ему было легко видеть жесты педагога и слышать инструкцию.- Инструкция должна быть короткой, четкой, подкрепленная жестами.- Использовать яркий сенсорный дидактический материал. Опора на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.- Динамично сменяемые задания (сначала 2-3 минуты-в мл.группе, 5-7 мин- в старшей группе)- Помощь строго дозируется. Возможна помощь, действуя руками ребенка. Задание должно быть закончено.- Усложнение заданий в форме игры.- Поддержка ощущения «успешности», то есть поощрение за успехи, положительная оценка посыла выполнить задание, даже если не всё получилось.В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их работоспособность, отодвигая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы.Предоставлять «особенным» детям дополнительное время для выполнения задания;Давать возможность доделывать и переделывать работу, если справиться с заданием с первого раза у ребёнка не получилось. А сейчас перейдем непосредственно к моему опыту работы. В моей группе 3 мальчика с синдромом Дауна, с которыми я работаю 3-й год. Как правило, это дети с умственной отсталостью.Рассмотрим поочередно каждый вид продуктивной деятельности и специфику его организации. Рисование носит эмоционально-разгрузочный характер, стимулирует интеллектуальное и эстетическое развитие, развивают коммуникативные навыки, что особо важно для "солнечных" детей. В изодеятельности развивается мелкая моторика, необходимая в дальнейшей жизни ребёнка. Это потребуется в использовании точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы рисовать и писать, одеваться, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. При организации изобразительной деятельности –дети рисуют на больших листах, пользуются большими кисточками и соответственно баночки с водой побольше. Если ребенок сильно пачкается, нужно надеть фартук и нарукавники. Лист бумаги необходимо закрепить на столе( можно на двухсторонний скотч небольшого размера), чтобы он не двигался по столу, т.к. дети еще не умеют работать двумя руками одновременно, этому нужно постепенно приучать ребенка.То, что на рисунках изображение предмета достаточно крупные, отчасти связано с плохим зрением у детей с синдромом Дауна. Рисуя объект в увеличенном виде, ребенок его изучает, узнает очень близко, с характерными подробностями. Это важно для исследования мира: вещь приближается, становится «своей».На занятиях я использую различные техники рисования. Это: - рисование пальчиками: - рисование ладошкой: - тычок жесткой полусухой кистью- оттиск печатками из картофеля- рисование манкой: - оттиск мятой бумагой: Можно использовать различные приспособления для рисования, такие как ватные палочки, губки, вата. Методик рисования огромное количество, я пытаюсь их использовать в своей работе.Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Рассмотрим следующий вид продуктивной деятельности. Лепка- одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. При занятии с пластилином для ребенка с ОВЗ очень важным моментом является возможность активно двигать пальцами, добиться согласованности движений пальцев рук. Таким способом у ребенка вырабатывается усидчивость, сосредоточенность и концентрация внимания. Кроме того, занятия пластилинографией способствует улучшению памяти и развитию фантазии у детей. Для лепки можно использовать массу для моделирования, обычный пластилин. Из-за слабо развитой моторики пальцев рук детям с синдромом Дауна трудно работать с пластилином, поэтому, когда выполняем большие поделки-то пластилин заменяется соленым тестом. Ребенку даются уже готовые заготовки. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца и их согласованность в работе (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистей рук (когда раскатывают и сплющивают ком пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. В этом случае нужно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу. Перед занятием ребенок проводит обследование - ощупывание объѐмных предметов, используя зрительно - двигательное модулирование формы. На занятиях и в индивидуальной работе я использую следующие виды заданий. И стоит отметить , что все виды деятельности ребенок выполняет сначала между ладонями, и только сформировав умение - на столе. - разминать пластилин в ладони, расплющивать его на столе, позже между ладонями - раскатывать пластилиновые столбики на столе- прямое движение руки - раскатывать пластилиновые столбики прямыми движениями между ладонями рук - раскатывать колбаски и шарики из теста скалкой.- резать пластилиновые колбаски ножом, - втыкать в пластилин маленькие палочки, держа их в кулачке, а потом держа ее щепотью прикреплять к нему бусины, пуговицы- разрывать пластилиновый столбик - соединять края пластилинового столбика- после лепки фигуры круглой формы оттягивать острый кончик - прищипывать края изделия из пластилина - делать стеком вмятины в пластилине Рассмотрим еще один вид продуктивной деятельности – аппликация. Она позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой, чтобы изобразить предмет той или иной формы. При создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала ребенок осваивает пинцетный захват: предмет берется подушечками большого и указательного пальцев. На этом этапе формируется умение стабилизировать запястье и совершать им вращательные движения, вращая на весу.Конечно, одним из главных составных частей при работе с аппликацией остается цветная бумага и картон, но зачастую детям с тяжёлыми нарушениями, сложно бывает удержать ножницы в руке, вырезать элементы из бумаги, поэтому в своей работе, я часто использую другие материалы, которые ребёнку доступны в удержании и наклеивании, а необходимые детали можно и дорисовать.Например, ватные диски, фетр, плотную фактурную ткань, разные виды круп. Их можно не только приклеить, но и раскрасить гуашью или фломастерами, из них получается красивая гусеница, цветок, снеговик. Аппликация из различных видов круп, способствует развитию тактильно- двигательного восприятия, моторики, способности захвата щепоткой, развитию фантазии.Аппликации из счётного материала, полоски, кружки, также способствуют и развитию мелкой моторики, воображению и можно закрепить название цвета.  При изготовлении аппликации с детьми с ОВЗ, не нужно брать сложные сюжеты. Пусть это будут самые простые, такие, как наклеивание готовых бусин, или одно солнышко, но, нужно воспитывать в ребёнке желание, самому создать ту или иную картинку.Следующий вид продуктивной деятельности-конструирование. Конструирование – это процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов и способы их соединения.Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета.У детей с интеллектуальной недостаточностью познавательные способности снижены, поэтому важным является целенаправленное обучение конструированию, способствующее развитию мышления.В возрасте 4-5лет, когда нормально развивающиеся дети увлечённо со строительным материалом, создают постройки по ходу сюжетно-ролевых игр, дети с ОВЗ только начинают осуществлять первые предметные действия, которые по существу не являются игровыми, а представляют собой примитивные манипуляции. Действуя с элементами строительных наборов, они чаще всего бесцельно перекладывают их с одного места на другое, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки. Такие сооружения не устойчивы, быстро рассыпаются, вызывая у детей чаще всего неадекватную радостную реакцию.У данных детей отсутствует понимание смысла конструктивных действий, поэтому чрезвычайно слабый интерес к конструированию. Чаще всего стремление ребёнка схватить, завладеть кубиками бывает продиктовано яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы просто находятся в руках другого ребёнка. На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью необходимо на глазах у детей строить различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. Важно, чтобы педагог действовал эмоционально, вызывая у детей ответный отклик, сопровождал свои действия словесным пояснением, применял игровые приёмы конструирования. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Также дети должны понимать, зачем этот предмет нужен, как он действует. Для этого постройку нужно обыгрывать. На данном этапе рекомендуется использовать следующие игры:1. «Будем строим вместе»,2. «Сделай, как у меня»,3. «Строим башню».Еще большие требования к детской деятельности предъявляются в ходе конструирования по объемному образцу. Здесь можно использовать игры:1. «Построй такой же»2. «Дострой лестницу (заборчик, ступеньки, елочку)».В своей работе я использую различные виды строительных наборов для построения одних и тех же конструкций, для того чтобы в собственной деятельности дети также стремились их использовать самостоятельно. Это:1. Конструирование из деревянного строительного материала, из бумаги, из природного материала.2. Конструирование сборно-разборных игрушек.3. Складывание разрезных картинок, картинок на кубиках.4. Конструирование из палочек.5. Конструирование из конструкторов типа Lego.На занятиях с детьми можно не просто играть с пластилином, создавать аппликации из цветной бумаги, конструировать из кубиков, но и включать новое в работу. Использовать природный материал, различные крупы, семена, каштаны, жѐлуди… Ребенку проще посмотреть, потрогать, понюхать и понять естественные объекты. Так же можно использовать вату, картон, бумагу с различной поверхностью, ткани. Из всего этого можно создавать разнообразные поделки. Это могут быть простые и более сложные поделки. Творите и дерзайте! Все в ваших руках!В 4 года  ребенок должен уметь:Внимание. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.Мышление. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.Находить пару каждому предмету.Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).Решать простые логические задачи.Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Память. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.Пересказывать содержание услышанной сказки.Запоминать содержание сюжетного рисунка.Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни. Мелкая моторика. Запускать мелкие волчки.Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).Кистями рук делать «фонарики».Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.Застегивать пуговицы, крючки, молнии.Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.Математика. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Показывать правую и левую руку.Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.Показывать, что находится вверху и внизу от него.Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Развитие речи. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.Согласовывать слова в роде, числе, падеже.Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.Употреблять предложения с однородными членами.Отвечать на простейшие вопросы.Окружающий мир. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.Сказать, сколько ему лет.Назвать город, в котором он живет; свой домашнийСказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растенийНазвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.Различить и назвать погодные явления.Назвать несколько профессий.Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.В 4 года  ребенок должен уметь:Внимание. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.Мышление. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.Находить пару каждому предмету.Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).Решать простые логические задачи.Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Память. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.Пересказывать содержание услышанной сказки.Запоминать содержание сюжетного рисунка.Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни. Мелкая моторика. Запускать мелкие волчки.Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).Кистями рук делать «фонарики».Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.Застегивать пуговицы, крючки, молнии.Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.Математика. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Показывать правую и левую руку.Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.Показывать, что находится вверху и внизу от него.Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Развитие речи. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.Согласовывать слова в роде, числе, падеже.Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.Употреблять предложения с однородными членами.Отвечать на простейшие вопросы.Окружающий мир. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.Сказать, сколько ему лет.Назвать город, в котором он живет; свой домашнийСказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растенийНазвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.Различить и назвать погодные явления.Назвать несколько профессий.Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.В 4 года  ребенок должен уметь:Внимание. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.Мышление. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.Находить пару каждому предмету.Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).Решать простые логические задачи.Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Память. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.Пересказывать содержание услышанной сказки.Запоминать содержание сюжетного рисунка.Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни. Мелкая моторика. Запускать мелкие волчки.Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).Кистями рук делать «фонарики».Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.Застегивать пуговицы, крючки, молнии.Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.Математика. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Показывать правую и левую руку.Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.Показывать, что находится вверху и внизу от него.Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Развитие речи. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.Согласовывать слова в роде, числе, падеже.Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.Употреблять предложения с однородными членами.Отвечать на простейшие вопросы.Окружающий мир. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.Сказать, сколько ему лет.Назвать город, в котором он живет; свой домашнийСказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растенийНазвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.Различить и назвать погодные явления.Назвать несколько профессий.Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.В 4 года  ребенок должен уметь:Внимание. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.Мышление. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.Находить пару каждому предмету.Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).Решать простые логические задачи.Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Память. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.Пересказывать содержание услышанной сказки.Запоминать содержание сюжетного рисунка.Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни. Мелкая моторика. Запускать мелкие волчки.Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).Кистями рук делать «фонарики».Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.Застегивать пуговицы, крючки, молнии.Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.Математика. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Показывать правую и левую руку.Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.Показывать, что находится вверху и внизу от него.Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Развитие речи. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.Согласовывать слова в роде, числе, падеже.Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.Употреблять предложения с однородными членами.Отвечать на простейшие вопросы.Окружающий мир. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.Сказать, сколько ему лет.Назвать город, в котором он живет; свой домашнийСказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растенийНазвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.Различить и назвать погодные явления.Назвать несколько профессий.Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.В 4 года  ребенок должен уметь:Внимание. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.Мышление. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.Находить пару каждому предмету.Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).Решать простые логические задачи.Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Память. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.Пересказывать содержание услышанной сказки.Запоминать содержание сюжетного рисунка.Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни. Мелкая моторика. Запускать мелкие волчки.Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).Кистями рук делать «фонарики».Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.Застегивать пуговицы, крючки, молнии.Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.Математика. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Показывать правую и левую руку.Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.Показывать, что находится вверху и внизу от него.Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Развитие речи. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.Согласовывать слова в роде, числе, падеже.Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.Употреблять предложения с однородными членами.Отвечать на простейшие вопросы.Окружающий мир. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.Сказать, сколько ему лет.Назвать город, в котором он живет; свой домашнийСказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растенийНазвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.Различить и назвать погодные явления.Назвать несколько профессий.Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.В 4 года  ребенок должен уметь:Внимание. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.Мышление. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.Находить пару каждому предмету.Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).Решать простые логические задачи.Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Память. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.Пересказывать содержание услышанной сказки.Запоминать содержание сюжетного рисунка.Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни. Мелкая моторика. Запускать мелкие волчки.Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).Кистями рук делать «фонарики».Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.Застегивать пуговицы, крючки, молнии.Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.Математика. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Показывать правую и левую руку.Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.Показывать, что находится вверху и внизу от него.Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Развитие речи. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.Согласовывать слова в роде, числе, падеже.Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.Употреблять предложения с однородными членами.Отвечать на простейшие вопросы.Окружающий мир. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.Сказать, сколько ему лет.Назвать город, в котором он живет; свой домашнийСказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растенийНазвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.Различить и назвать погодные явления.Назвать несколько профессий.Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.В 4 года  ребенок должен уметь:Внимание. Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.Мышление. Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.Находить пару каждому предмету.Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).Решать простые логические задачи.Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. Память. Повторить за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.Точно выполнить задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.Определить с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.Повторить за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.Повторить на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.Пересказывать содержание услышанной сказки.Запоминать содержание сюжетного рисунка.Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни. Мелкая моторика. Запускать мелкие волчки.Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).Кистями рук делать «фонарики».Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.Застегивать пуговицы, крючки, молнии.Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.Математика. Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.Показывать предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.Показывать правую и левую руку.Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.Показывать, что находится вверху и внизу от него.Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо. Развитие речи. Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.Согласовывать слова в роде, числе, падеже.Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.Употреблять предложения с однородными членами.Отвечать на простейшие вопросы.Окружающий мир. Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.Сказать, сколько ему лет.Назвать город, в котором он живет; свой домашнийСказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растенийНазвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов.Различить и назвать погодные явления.Назвать несколько профессий.Различить на вкус 2-3 вида овощей и фрукто

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X