Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Винокурова Климентина Евгеньевна

Национальные виды спорта как средство повышения познавательной и двигательной активности школьников

скачать документ

Вернуться назад

Национальные виды спорта как средство повышения познавательной и двигательной активности школьниковАвтор: Винокурова Климентина Евгеньевна, учитель физической культуры МКОУ «Сордоннохская СОШ им.Т.И.Скрыбыкиной», с.Орто-БалаганАннотация. Статья посвящена вопросам национальных видов спорта как средства повышения познавательной и двигательной активности школьников. В работе проанализировано понятие спорт, а также средства повышения не только познавательной, но и двигательной активности.Ключевые слова: национальные виды спорта, физическое воспитание, традиционные средства, двигательная активность.«Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации» — гласит статья 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятая ГД ФС РФ в 2007 году.Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта. Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной системой физического воспитания, готовили молодежь к труду. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. Например, в Армении ежегодно в конце лета проходят навасардские игры, как праздник урожая. В их программе— состязания по бегу, поднятию тяжестей. Игры, посвященные празднику урожая, проводились и проводятся почти во всех районах страны: в среднерусской полосе, на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке, в республиках Средней Азии.Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной и периодической. Она должна занимать не менее трети суточного времени и различаться для детей разного возраста. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить к переутомлению.Основная ответственность за восполнение двигательной активности учащихся в школе возложена на уроки физкультуры. Принципиальным должно стать отсутствие освобожденных от уроков физкультуры, ведь именно они больше других нуждаются в восстановлении и укреплении здоровья [1].Активность учащихся во время занятий делят на познавательную и двигательную. Организованная активность школьников определяет моторную плотность урока физической культуры. Но повышение двигательной активности школьников не должно идти в ущерб их познавательной активности. Нужно учитывать ограниченные физические возможности школьников, необходимость для них периодов отдыха после выполнения серии физических упражнений.Факторы, которые определяют учебную активность школьников на уроке физической культуры, делят на социальные и биологические.К социальным факторам относят особенности организации деятельности учащихся на уроке учителем, оценку деятельности учащегося на уроке со стороны учителя и товарищей, удовлетворенность учащихся уроками, наличие у них интереса к физической культуре и цели занятий физической культурой. К биологическим факторам - потребность в движениях. Важно знать направленность активности школьника, какие цели она преследует.Высокий уровень двигательной активности в течение дня и на уроке физической культуры имеет связь с сильной нервной системой, низкий уровень двигательной активности связан с малой силой нервной системы. Сочетание силы нервной системы с преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу является нейродинамической базой проявления высокой терпеливости при наступлении утомления. Лицам с этими типологическими особенностями нервной системы нужно больше двигаться, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности, и они могут больше терпеть, проявлять настойчивость и в том случае, когда потребность уже удовлетворена, когда наступило утомление [5].Подход учителя физической культуры к учащимся с разной потребностью в двигательной активности должен быть индивидуальным. Большая активность одного ученика по сравнению с другим еще не означает, что он более сознательно подходит к своим обязанностям на уроке, что он более ответственен. Просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой потребностью в двигательной активности требуется такая организация их работы, при которой они чувствовали бы постоянное внимание учителя и товарищей, постоянный контроль их действий и успехов. Хорошие результаты дает объединение в пары высокоактивного школьника с низкоактивным школьником.Важна и другая характеристика активности - склонность к определенному виду деятельности. Эта качественная характеристика активности тоже связана со свойствами нервной системы. Люди с подвижностью нервных процессов, с сильной нервной системой склонны к разнообразной деятельности, требующей принятия быстрых и неожиданных решений, готовы идти на риск. Люди с противоположными психологическими особенностями - инертностью нервных процессов и слабой нервной системой - плохо переносят большое психологическое напряжение, поэтому предпочитают деятельность спокойную, размеренную. Отсюда у школьников может проявляться различный интерес к гимнастике, баскетболу, плаванию и другим разделам учебной программы.Среди факторов повышения активности учащихся на уроке физической культуры особое внимание необходимо уделять и интересу. Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными: стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, желание развить двигательные и волевые качества; девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, мальчики хотят развить силу, выносливость, быстроту, ловкость [3].В качестве основного нововведения являются занятия, основанные на преимущественном использовании самобытных подвижных игр и двигательных действий коренных народов Севера, которые были классифицированы по преимущественной направленности на развитие тех или иных двигательных способностей. Подвижные игры составляют картотеку игр: на развитие быстроты движений, силовых способностей, выносливости, ловкости и гибкости.Подбираются знакомые детям подвижные игры разной интенсивности (низкой, средней и высокой), которые проводятся последовательно: сначала – игра средней интенсивности, затем – высокой, и к завершению занятия – игра низкой степени интенсивности или игра на внимание.Средства дифференцируюся в зависимости от преимущественной направленности на воспитание тех или иных способностей:-подвижные игры на развитие быстроты движений («Ким тургэний уонна сымсаный?», «Эриэхэлэри хомуй», «Тегуруччу сырсыы», «Мунха» и др.);-подвижные игры на развитие силовых способностей («Эбисийээнкэлэр курэхтэhэллэр», «Бетууктэр охсуhуулара», «Ойбонно туhумэ», «Кулуустэhии», «Халбас харата», «Мас-тардыhыы» и др.);-подвижные игры на развитие выносливости («Ким тулуурдаа5ый?», «Кулунчуктар», «Еhес торбос», и др.);-подвижные игры на развитие ловкости («Иhиккэ таба бырах», «Мээчик бэрсиитэ», «Хорон от урдунэн ыстаныы», «Таарыйыма»);-подвижные игры на развитие гибкости («Тенкейеннун ыл», «Имигэсчээннэр», «Ойбонтон уулааhын» и др.);-для воспитания скоростно-силовых качеств – якутские национальные прыжки «Куобах», «Кылыы», «Ыстана».Младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте нередко стоят мотивы, связанные с подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности.Кроме того, школьники проявляют и дифференцированный интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки - подвижным. Реальность достижения цели создает перспективу развития личности. Перспектива должна быть непрерывной. Поэтому обязательна постановка учителем ближайших, промежуточных и отдаленных целей.В качестве ближайших целей могут выступать разучивание какого-нибудь элемента сложного упражнения, выполнение упражнения на выносливость и силу определенное число раз и т.д. В качестве промежуточных целей могут выступать подготовка к поступлению в детские спортивные школы, овладение упражнением. Конечные отдаленные цели - развитие качества до определенного уровня, выполнение разрядных нормативов, овладение умением плавать и т.д. От правильной постановки целей зависит поддержание и формирование интереса и целеустремленности школьников в сфере физической культуры.Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой.Список использованной литературы:Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – №1. – С.23-25.Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физ.культ., 2010. – 275 с.Бальсевич В.К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирование и эксплуатация // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – №1. – С.11-16.Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. – Киев: Здоровье, 2017. – 224 с.Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2012. – 270 с.Логинов С.И. Физическая активность: методы оценки и коррекции. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2015. – 342 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X