Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Данченко Ольга Петровна

Основные способы образования слов в русском языке

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа №89»Проект урока по русскому языку в 6 классе«Основные способы образования слов в русском языке»Выполнила: Данченко Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ №89»Новокузнецк, 2020Урок русского языка в 6–ом классе«Основные способы образования слов в русском языке»Раздел программы Словообразование. Орфография. Культура речи.ТемаОсновные способы образования слов в русском языкеКласс6Тип урока:Урок открытия новых знанийЦель урокаЦель учителя: формировать у учащихся умения определять способы образования словЦель ученика: научиться применять словообразовательный разбор.Задачи- формировать у учащихся умение определять способы образования слов;- развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;- формировать у учащихся отношение к языку как многоуровневой системе;- воспитывать любовь и уважение к родному языку.Основные термины Приставки (приставочный способ), суффиксы (суффиксальный способ), (бессуффиксный способ), (приставочно- суффиксальный), способ словообразования – сложение, переход од одной части речи в другую.Межпредметные связиРусский язык – литература – иинформатикаОборудование- ноутбук;- проектор;- доска;- учебники русского языка (УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова);- карточки с заданиями.Планируемые результаты Предметные - давать правильное определение термина «словообразование».- определять способы образования слов.- правильно делать морфемный разбор.- правильно делать словообразовательный разбор.МетапредметныеУниверсальные учебные действия: 1) регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.2) познавательные:- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;- составлять таблицу на основе вербальной информации;3) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;- учиться подтверждать аргументы фактами;- учиться критично относиться к собственному мнению;- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Личностные- осознание важности учёбы и познания нового;- осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценности;Технологическая карта урокаОсновные этапы организации учебной деятельностиДеятельность учителяЗадания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатовДеятельность учащихсяПланируемыерезультатыПредметныеУУД1.Организационный момент.Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке1. Организация работы со словами, «конструирование» слова. Карточка – игра «Составьте слово»: Возьмите у прилагательного переменный приставку, у глагола заводить – корень, у существительного летчик - суффикс.-Какое слово у вас получилось? (Переводчик).2. Беседа -С помощью чего у нас образовалось данное слово? - Как Вам удалось составить это слово? (Из частей от разных слова)Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)- Каким термином называются части слова? (Морфемы). - Какое значение имеет морфема слова?- Что необходимо делать человеку для получения результата?- Какое отношение имеет данная работа со словом к урокам русского языка?1. Работа со словами, словообразовательное «конструирование». 2. Анализ морфемного состава слов, способов образования слова.Конструировать слова из предложенного словарного материала.Личностные результаты:- осознание важности учёбы и познания нового;- осознание русского языка (его сложности, многозначности, выразительности) как культурной ценностиУУД:1) регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 2) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. 2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися1. Создание проблемной ситуации, беседа по ранее изученному материалу, задание «с затруднением»(на слайде появляется «собранное» учащимися слово) Обратите внимание на следующие слова:Снег – Снежный – БесснежныйСвет – Светать – РассветатьСнег падать - снегопад- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (При помощи суффиксов, приставок образовались новые слова).-Еще какие наблюдения вы провели? (При помощи сложения двух основ слов)- Как мы можем назвать способы образования слов? (Приставочный, суффиксальный, способ сложения)- А если возьмем, например, слово рассвет? (затрудняются назвать правильно способ бессуффиксный).- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим таблицу с названиями способов. Кто попробует? (на доске демонстрируем таблицу по способам образования новых слов) (приложение 1)2. Подведение учащихся к формулированию проблемного вопроса и определению цели урока- Почему у Вас возникают затруднения при ответе на данный вопрос? (мы еще не знаем термины, названия способов образования слов в русском языке)- Какова цель нашего урока? 3. Организация планирования учебной деятельности- Что нам нужно сделать, чтобы решить проблему? Что узнать, чему научиться?1. Наблюдение, анализ словарного материала, ответы на вопросы по ранее изученному материалу.У учащихся возникает затруднение, они осознают недостаточность имеющихся у них знаний.2. Формулирование проблемной темы урока, осознание цели своей дальнейшей учебной деятельности.Тема: «Основные способы образования слов в русском языке»Цель: научиться правильно называть и применять способы образования слов.3. Планирование учебной деятельности под руководством учителя- Изучить правило «Морфемный способ образования слов» (используя для этого учебник);- составить таблицу «Основные способы образования слов в русском языке», которая поможет облегчить восприятие учебного материала;- закрепить изученный материал на практике.Различать случаи образования слов.Универсальные учебные действия: 1) регулятивные:- определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.2) познавательные:- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;- выполнять универсальные логические действия (анализ, и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений. 3) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;- учиться критично относиться к собственному мнению;- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения новых слов; восприятия нового материала и т. п.)1. Организация наблюдения над материалом- Внимательно прочитайте теоретические сведения и материал для самостоятельного чтения в учебнике на стр.94-95Как определить способ образования слов? - Обратите внимание, на слова в теоретическом материале, дайте характеристику данным формам слов?2. Подводящий диалог + составление таблицы в справочниках- Как Вам удалось разграничить данные способы? (по морфемам)- Выполните морфемный разбор слов в таблице?- Сделайте вывод, чем следует руководствоваться при определения способа образования слова?- Без знания какого лингвистического раздела Вы не смогли бы справиться с данной орфограммой?- Как удобнее и нагляднее изложить сформулированное нами правило: в виде схемы, таблицы?3. Организация работы с учебником- Представлено ли правило в учебнике? (правило в учебнике представлено).- Сравните заполненную нами таблицу и информацию, представленную в учебнике? Верны ли наши выводы. – - --- Какая важная информация в учебнике отсутствует?1. Наблюдение2. Анализ словарного материала, выявление закономерностей образовании слов, заполнение таблицы по мере выявления новых закономерностей. (см. Приложение №1)3. Работа с информацией в учебнике, сравнительный анализ таблицы и информации, представленной в учебнике.Различать случаи образования слов.Правильно писать полученные слова.Уметь выполнять морфемный разбор слова и определять способ образования.Универсальные учебные действия: 1) регулятивные:- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;2) познавательные:- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;- выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;- составлять таблицу на основе вербальной информации;3) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;- учиться подтверждать аргументы фактами;- учиться критично относиться к собственному мнению.4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности1. Беседа- Как звучит правило «Основные способы образования слов в русском языке»? Дайте развернутый устный ответ с примерами.- Решили ли мы проблему, выявленную нами в начале урока?- Каким образом нам удалось её решить?- Все ли, что запланировано нами выполнено? (необходимо закрепить «открытое» знание на практике)2. Организация работы по составлению алгоритма- Для того, чтобы лучше закрепить изученное, составим алгоритм «Основные способы образования слов в русском языке», который поможет нам распланировать свою работу образовании новых слов.1. Ответы на вопросы учителя, воспроизведение нового знания в виде развернутого устного ответа, самоанализ проделанной работы2. Совместное построение алгоритма «Основные способы образования слов в русском языке» (см. Приложение №2)Различать случаи образования слов.Правильно писать полученные слова.Уметь выполнять морфемный разбор слова и определять способ образования.Универсальные учебные действия: 1) регулятивные:- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.2) познавательные:- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.3) коммуникативные:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.5. Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи1. Выполнение задания (устно): (упр. №169, с.96 в учебнике).Определите, от чего и с помощью чего образованы данные слова? (устно)(Образец. Березовый-береза, суффикс)Радостный -…………,красноватый-……….,преотличный-…………,атомоход-…........подводный и т.д.2.Выполнение задания (письменно): (упр. №172, с.97 в учебнике).1. Закрепление правила в практической деятельности (совместное выполнение упражнения с текущим пояснением у доски).Различать случаи образования слов.Правильно писать полученные слова.Уметь выполнять морфемный разбор слова и определять способ образования.Универсальные учебные действия: 1) регулятивные:- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.2) познавательные:- выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений.3) коммуникативные:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;- создавать развёрнутое устное высказывание.6. Контроль Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма1. Организация работы по выполнению творческого задания: создание слов с корнем «лес» в группах- Придумайте 6 слов с помощью добавления морфем в составе творческой группы. В каждой цепочке слов выделит морфему, с помощью которой образовалось новое слово и напишите способ образования. 2. Организация взаимопроверки творческого задания в группахПроверьте формы слов своих одноклассников на соответствие следующим критериям:- правильно выделена морфема;-правильно определен способ образования слова.За каждую пару слов выставляется по 1 баллу. Максимум – 5 баллов. Оценка «5»-5 баллов,«4»-4 балла,«3»-3 балла.1. Создание 6 слов с корнем «лес» в составе творческой группыОбразец выполнения задания-лес-лесной-лесок-облесить-лесхоз-лесовоз2. Взаимопроверка творческого задания.Различать случаи образования слов.Правильно писать полученные слова.Уметь выполнять морфемный разбор слова и определять способ образования.Универсальные учебные действия: 1) регулятивные:- составлять план (алгоритм) деятельности для решения учебной проблемы;- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.2) познавательные:- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.3) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций;- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности1. Организация рефлексии, повторный анализ слов-Какая цель была поставлена перед уроком и достигнута ли она?- Какие шаги мы предприняли для того, чтобы достичь цели?- Что нового Вы узнали? Какие методы работы для этого использовали?- Какие трудности у Вас возникли? Как их можно избежать в дальнейшем?2. Домашнее задание стр.97,упр.1731. Рефлексия, ответы на вопросы учителя2. Д/зРазличать случаи образования слов.Правильно писать полученные слова.Уметь выполнять морфемный разбор слова и определять способ образования.Универсальные учебные действия: 1) регулятивные:- учиться определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.2) познавательные:- выполнять универсальные логические действия (анализ и сравнение), выстраивать логическую цепь рассуждений;3) коммуникативные:- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций.Приложение №1Основные способы образования слов в русском языке1ПриставочныйЧитать – прочитать2СуффиксальныйЛес - лесок3Приставочно-суффиксальныйСвеча - подсвечник4БессуффиксныйПереходить - переход5СложениеЛес + степь – лесостепьФизическая культура – физкультураЮный корреспондент – юнкорВысшее учебное заведение – вуз [вус]6Переход слов одной части речи в другуюПрил. Сущ.Столовая комната - столоваяПриложение №2Алгоритм «Способ образования слов в русском языке»Выделите корень в словеДобавьте морфему для образования нового словаОпределите способ образования нового словаЗапишите полученное слово.Список литературыЛадыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. Часть 1: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2019.Схема анализа урокаАспекты анализаРеализация (выбор «+»)Анализ деятельности учащихсяполностьючастичноотсутствует1.Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока +2. Наличие рефлексии обучающимися границ своего знания – незнания+3.Обучающиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей+4.Проявление осознанности решения учебных задач обучающимися+5.Демонстрация рациональных приемов и способов деятельности+6.Средства выбираются обучающимися самостоятельно на основе анализа ситуации задачи+7.Наличие контроля своей деятельности (пошаговый, итоговый, продукта, способа, средств)+8.Наличие рефлексии обучающимися способа действия +Анализ деятельности учителяРеализация (выбор «+»)полностьючастичноотсутствует1.Выделение учителем предмета деятельности, требующего исследования+2. Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока +3.Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся, отражают формирование УУД+4.Создает на уроке ситуацию сотрудничества и«ситуацию успеха» для каждого ученика+5.Стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной деятельности+6.Организация работы по отработке нового способа действия+7.Использование различных способов оценки и самооценки, рефлексии процесса и результата+Формирование УУДПрисутствуетотсутствует1.Личностные +2. Познавательные+3.Регулятивные+4.Коммуникативные+Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ №89» Е.Ю.Танжина 6.11.2020 года

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X