Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Косенкова Елена Ивановна

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ на примере воспитанников колонии для несовершеннолетних

скачать документ

Вернуться назад

Министерство образования и науки РФ Кировский институт повышения квалификации и переподготовки работников образованияФедеральная служба исполнения наказаний РФ ФГОУ В(С)ОШ УФСИН Россиипо Кировской областиТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ«Педагогическое сопровождение социальной адаптации в условиях школы воспитательной колонии» научный руководитель - Массова Г. Ф., научный сотрудник, кандидат педагогических наукСИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ И НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВна примере воспитанников колонии для несовершеннолетнихКосенкова Елена Ивановна, учитель школы Котельничской ВКг. Киров,Введение.Проблемы организации воспитательной работы в условиях школы воспитательной колонии.Личностно ориентированный подход в формировании ценностных ориентиров у несовершеннолетних подростков с девиантным поведением.Изучение и обобщение различных точек зрения на проблему ценностей современной молодежи.Ценностные ориентиры современных подростковв различных социальных условиях.Влияние социума на формирование системы ценностей человека.Диагностика и анализ системы ценностей современной молодежи разных социальных групп.Цели и задачи социологического мониторинга.2.Анализ результатов диагностирования.Определение нравственно-психологических особенностей подростков разных социальных групп.Условия проведения диагностики.Результаты диагностики уровня искажения нравственнопсихологических особенностей.Проблемы формирования жизненных ориентаций современноймолодежи, перспективы и пути их решения.Библиографический список.I. Введение.Проблемы организации воспитательной работы в условиях школы воспитательной колонии.У каждой школы есть свой забор: низкий или высокий, новый или старый, красивый или так себе. Но есть в нашей стране школы, на заборе которых установлена сигнализация, колючая проволока, и в течение дня и ночи несут службу люди в военной форме. Это школы воспитательных колоний, которых сегодня в России 63. В Кировской области - учреждение для содержания несовершеннолетних преступников, осужденных к лишению свободы, находится в г.Котельниче. Оно единственное в своем роде, поэтому уникально как по форме организации содержания девиантных подростков, так и по направленности системы воспитания и коррекционной работы.Кто они, наши воспитанники? Для кого-то - «зэки», опасные люди, которых надо изолировать от общества. Для нас, педагогов школы воспитательной колонии они, прежде всего взрослые дети, которые натворили много бед и сами попали в большую беду. Статистика говорит о том, что преступность молодеет. Социологи называют уровень преступности среди несовершеннолетних своеобразным барометром, отражающим состояние общества.Человек формируется в зависимости от многих обстоятельств, в том числе, а может быть, в первую очередь, от состояния и активности той социальной среды, в которой он находится. Проблемам социализации, социальной адаптации учащихся школы воспитательной колонии уделяется много внимания коллектива.Нравственное воспитание во многом идет от семьи. Абсолютное большинство учащихся школы колонии из неблагополучных семей. Это те воспитанники, которых не долюбили в семье, не заметили в школе, оттолкнули в системе дополнительного образования. Зато «пригрели» и постарались по-своему «воспитать» двор, криминальная среда.Пробудить у подростка веру в себя, заметить пусть пока маленькие ростки успеха, направить их на путь истины - главная задача педагогического коллектива школы воспитательной колонии.Личностно ориентированный подход в формировании ценностных ориентиров у несовершеннолетних подростков сдевиантным поведением.Под ценностными ориентациями чаще всего понимается избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений.У воспитанников, находящихся в местах лишения свободы, они, как правило, деформированные, искаженные, подчас осознаваемые только с точки зрения криминальной социокультурной среды.Личностно ориентированный подход воспитания означает отказ от формирования личности с заданными качествами. Важнее сосредоточить внимание на создание условий для формирования у воспитанников ценностных ориентаций.Приобщая воспитанников к ценностям созданных человечеством, тем самым помогаем сделать их достоянием собственного «я», и таким образом реализовать себя как творчески состоявшуюся личность.С позиций личностно ориентированного образования нет необходимости определять набор качеств, которым обязан соответствовать ученик, поскольку «личность - это человек, свободно и ответственно определяющий свое отношение к миру, к людям, к самому себе» (из Концепции модернизации образования). Такие отношения могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Мы в своей деятельности чаще сталкиваемся с третьей группой отношений.Изучение и обобщение различных точек зрения на проблему ценностей современной молодежи.Вопросы системы ценностей молодежи актуальны. Но недостаточно изучены в трудах отечественных педагогов. Говоря о ценностях современной молодежи, необходимо не только перечислить их, но и сравнить с ценностями прошлых лет, других социальных групп, и, если они отличаются значительно, постараться выявить причину их изменения и найти пути выхода из сложившейся ситуации.У различных авторов и в различных словарях можно найти разные трактовки этого понятия. В словарях наиболее распространены следующие определения:Можно говорить о трех формах существования ценностей.Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанная общественным сознанием, содержащееся - в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно историческими.Во-вторых, ценность предстает в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным, воплощением общественных ценностных идеалов.В-третьих, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием.Ценности это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называется обобщенные, устойчивые представления о чем - то, как о предпочитаемом, как о благе, т.е.о том, что отвечает каким- то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).Все ценности можно разделить на две группы:а) терминальные (или ценности целей) то главное к чему хотелось бы стремиться. Это и определение цели, которой необходимо добитьсяб) инструментальные ценности или ценности средства - вполне конкретные качеств личности, которые нужно использовать для достижения целиПо мнению психолога Малышева И.В. ценность - есть отношение, зависящее и от свойств предмета и от характера потребности человека. Сами же человеческие потребности формируются в ходе общественной практики. Следовательно, ключ к пониманию природы ценностей, их типологии и системы следует искать исходя из анализа природы человеческих потребностей в процессе социальной активности человека.Ценностные ориентиры современных подростков в различных социальных условиях.Влияние социума на формирование системы ценностей человека.Нынешнее поколение молодых людей постоянно обвиняют в бездуховности, безответственности, отсутствие интереса к учебе, жизни вообще. Часто современную молодежь принимают за бездушных потребителей, которые не знают, чего они хотят и ни к чему не стремятся.Вопрос «Что такое ценности?» распадается на ряд других вопросов.Как возникают, формируются ценности? Каковы их функции в человеческой жизни? На какие группы они подразделяются? Как соотносятся между собой?На протяжении всей своей жизни и в течение каждого дня человек неоднократно переходит из одного окружения в другое: семья, школа, вуз, трудовой коллектив, прохожие на улице, воспитательная колония и др.В каждой из этих групп существуют свои традиции, нормы поведения, система ценностей.Взаимодействие с различными людьми и коллективами - это не просто перемещение в социальном пространстве, оно требует от человека психологической перестройки, смены социальных ролей.Чтобы войти в ту или иную группу, стать в ней «своим среди своих», человек должен приспособиться к предъявленным требованиям, принять писанный или неписанный устав этой группы.Кроме социальных групп, где человек вступает в непосредственное общение с другими людьми, он входит в различные социальные слои, члены которых объединяются сходством социального, политического, этнического, возрастного статуса или общностью мировоззрения (государство, национальность, класс, сословие, религиозные конфессии, криминальные группировки). Осознание человеком своей принадлежности к этим слоям также сопровождается расширением системы его ценностей. От природы человек не получает программу жизни, поведение отношения к миру, он сам программирует свою жизнь.Основные элементы программы: смысл жизни, планы, цели, мечты. Для формирования программы человек нуждается в ориентирах. Такими ориентирами являются ценности. Жизнь человека есть создание, и защита того, что он ценит и любит.Русский педагог Гессен писал:«Пренебрежение ценностнымфилософским знаниям мстит за себя в жизни не менее чем игнорирование законов природы».Диагностика и анализ системы ценностей современной молодежи разных социальных групп.Цели и задачи социологического мониторинга.Задачами проведения диагностики системы ценностей и морально- нравственных искажений были определены следующим образом:изучение и обобщение современных точек зрения на проблему ценностей современной молодежи разных социальных групп;диагностика системы ценностей и личностных деформаций нравственности современной молодежи в разрезе условий выполнения социальных ролей (были диагностированы учащиеся школ №1 и №5 г.Котельнича, ПУ-27, Воспитательной колонии).Чтобы ответить на вопрос: «Какие идеалы и ценности сложились у современной молодежи?» было проведено социологическое исследование. И протестировано более ста молодых людей из разных учебных заведений города Котельнича.Мы рассматривали современного молодого человека посредством категории «направленность личности». Это сложное интегральное качество, характеризующее нравственный облик, особенности самовыражения, уровень развития свойств человека. Таких как влечение, желание, мотивы поведенческой деятельности, интересы, убеждения, идеалы, мировоззрение.2. Анализ результатов диагностирования.Для того чтобы определить ценности 16-18 летних подростков, предлагалось ответить на несколько вопросов, а точнее закончить предложения. В целях получения наиболее объективной информации, основная часть вопросов формулировалась в виде негативных утверждений безличного характера, часть вопросов была поставлена в позитивной форме. Анализируя данные, можно прийти к следующим выводам:Высказывания современной молодежи открыты, искренни. Молодые люди не старались представить себя в лучшем свете, писали то, что думают, чувствуют, знают.В системе ценностей современной молодежи преобладают ценности сегодняшнего дня: получение удовольствий, чаще материальных. Уже сейчас это объясняется отсутствием уверенности в завтрашнем днеАнализ анкетирования показал, что для учащихся школ и ГТУ важное значение имеют получение образования, финансовое благополучие, и взаимоотношения со сверстниками. А для воспитанников колонии важнейшей жизненной ценность является семья, образование и личная независимость, здоровье. Это те ценности которых им в жизни не хватает. В отличие от городских школьников финансовое благополучие учащихсяколонии не интересует, так как его у большинства из них никогда не было и возможно и не будет. Очень беспокоит тот факт, что собственное здоровье молодежь не считает одной из важных жизненных ценностей, только учащиеся ПУ поставили его на второе место. Практически отсутствуют среди ответов такие важные составляющие как патриотизм, гражданственность. Только единицы учащихся школ города поставили вопрос о том кто будет следующим президентом России и задумываются о путях развития нашей страны. Диагностика также показала, что желания молодежи превышают реальные возможности (многие хотят стать банкирами, космонавтами, миллионерами, эмигрировать за рубеж).Оценка ценностных ориентаций и жизненных предпочтений подростка проводилось по четырнадцати номинациям, но востребованными в большинстве случаев были только четыре.Сферы системы ценностейОбразованиеЗдоровьеФинансовоеблагополучиеСемьяПоложение в обществеЛичнаянезависимостьПатриотизмЭкологическаябезопасностьКриминальныеценностиАсоциальныеинтересыТворчествоРелигияОтношения со сверстникамиЭмоции, чувства, любовьОбщеобразовательная школа29%14%8%12%9%8%6%Профессиональное училище25%2%19%6%7%10%4%2%17%6%Воспитательная колония17%12%7%30%11%13%1%5%4%Определение нравственно-психологических особенностей подростков разных социальных групп.Условия проведения диагностики.Одним из основных направлений деятельности школы воспитательной колонии является работа по исправлению личностных деформаций воспитанников.Сформированное средствами диагностики поле ценностных ориентаций наших подопечных позволило нам определить основные возможныенравственные искажения, которые определяют искажения или недостаточную определенность общепризнанных форм ценностей личностных и общественных.По словам Марка Поташника «Все, что относится к категории ценностей, относится к личному, индивидуальному и передать это нельзя». Но можно и должно создавать условия, формирующие систему ценностей. В нашем случае необходимо было определить основные личностные нравственные искажения и деформации современных подростков разных внешних условий социума.Диагностика нравственно-психологических особенностей подростка предполагала выявление основных видов морально-психологических искажений, которые, на наш взгляд, и являются основными причинами несоответствия системы ценностей трудных подростков общепринятым нормам. Это такие искажения, как жестокость, воровство, деформированные представления о целях и формах самоутверждения, склонность ко лжи и еще 6 категорий личностных деформаций морально-нравственного толка.Для сравнения, исследование было проведено в разных учебных заведениях города Котельнича.Результаты диагностики уровня искажения нравственнопсихологических особенностей.Мы ожидали, что показатели нравственных искажений личности несовершеннолетнего преступника должны намного опережать подобные показатели благополучного учащегося школы или профессионального училища, живущего в семье, пользующегося всеми благами и свободами общества, опекаемого социальными и педагогическими службами. Но картина получилась не совсем такая, какую мы предполагали. Оказалось, что проблемы нравственно-моральных деформаций и искажений личности подростков - это общие проблемы их социализации, которые в природе своей очень похожи не только в определениях и категориях искажений, но и в количественных показателях.Например, коэффициенты основных категорий исследования по разным группам респондентов расположились следующим образом:1. «Жестокость»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка46%53%59%2. «Воровство»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка56%54%63%3.«Агрессивность»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка50%49 %64%4.«Самоутверждение»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка47%48%59%5. «Лживость»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка48%35%60%6. «Эгоистическая беспринципность»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка58%35%57 %7. «Социальная безответственность»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка47%32%52%8. «Аморальное эгоистическое отношение к лицам другого пола»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка58%38%52%9.«Импульсивность»УчащиесяобщеобразовательныхшколУчащиесяпрофессиональногоучилищаВоспитанникиколонии%деформированныхпредставленийподростка64%39%64%Представленные результаты диагностики позволяют сделать выводы о том, что проблемы нравственных и личностных искажений, формирующих системы ценностей различных групп и социальных условий развития современных подростков, во многом схожи. Будь это внешне «благополучный» ребенок, или осужденный к лишению свободы несовершеннолетний преступник - проблемы одни и те же, значит нам всем надо консолидировать условия и социальные возможности педагогических, воспитательных систем.Проблемы формирования жизненных ориентацийсовременной молодежи, перспективы и пути их решения.Формирование жизненных ориентаций это очень сложная задача, которую решить необходимо не только теоретически, на уровне выявления проблем, но и практически, организовать педагогическое сопровождение процесса социализации. Если к полученным данным добавить всем известную реальность, то мы получим не просто описание молодежи, перед нами встанет ряд на первый взгляд неразрешимых вопросов. В целом молодежь пассивна, инертна и живет только сегодняшним днем. Но иного сложно было бы ожидать. Ведь далеко не каждому по силам быть «белой вороной». Отсюда бессилие, депрессия, пьянство, наркомания, потеря интереса к жизни, отсутсвие гражданственности, патриотизма, сострадания к ближним в век глобализации. Это поколение должно не только выжить, но и создать свою смену, родить здоровых детей.Откуда же возьмется будущее если все против него?Уже среди нынешних молодых людей полностью здоровый человек - редкость. Что же они смогут произвести в условиях нищеты, пьянства, экологических проблем и всеобщего равнодушия?Эта проблема может и должна решаться на уровне государственных институтов власти.Всё святое давно я втоптал Сапогами колонскими в грязь.С края бездны, сорвавшись, упал Сам себе не мешал я упасть.И под гнетом безрадостных дней Зачерствел я душой безнадежно Ненавижу я сытых людей В этом мире холодном, тревожном.Кто ж растопит мои ледники,Презирая каноны запрета.Кто посеет мне в душу цветы?Кто полюбит меня беззаветно?Александр Данилов (воспитанник ВК)Библиографический список.Бармин Е.В. Основы гражданского образования, Нижний Новгород. Гуманитарный центр, 1996г.О.Г.Селиванова, А.А.Бешкарева. Управление качеством образования школьников: личностно ориентированный подход, Киров, 2007г.Дорога к дому, литературно - художественное издание “Дебрянск”, 1997г.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Текст): Одобрено распоряжением правительства Российской федерации от 29 декабря 2001г. №1756-р Образование в документах - 2002 №7.Психология, словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.П. Ярошевского, Москва, 1990г.Зубец О.П. “Возраст: особенности нравственной жизни”. Этика. Подписная научно-популярная серия. 1987/6Малышев М.В. “Эстетическое в системе ценностей”. 1983г. издания.С.В.Ковалёв “Подготовка старшеклассников к семейной жизни”. Москва 1991г. издания.В.А.Калягин, Ю.Т.Матасов, Т.С.Овчинникова. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. КАРО. С-П. 2005 г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X