Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Черкасова Татьяна Евгеньевна

«Роль семьи в выборе профессии ребенка в подростковом возрасте»

скачать документ

Вернуться назад

Автор статьи:«Роль семьи в выборе профессии ребенка в подростковом возрасте» педагог дополнительного образования Черкасова Татьяна ЕвгеньевнаОгромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Подросток как бы по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей, действительно соответствует его собственным интересам и склонностям.С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.Таким образом, если подросток выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет.Семья – это, то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Важно понимать, что выбор, который ребёнок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности.Возможно, выбранный ими профиль обучения или профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся. В любом случае остается возможность что-то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [3].Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее: Знания родителями интересов и потребностей ребенка;Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;Общаться с детьми нестандартно, естественно;Глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;Умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;Умение требовать, поощрять и наказывать [5].Согласно исследованиям, проведенным под руководством И.В. Дубровиной среди школьников разных городов России, было выявлено, что в отношении старшеклассников к образованию прослеживается их четкая ориентация на семью. Как следует из ответов самих десятиклассников, мнение родителей является для них наиболее значимым в данном вопросе. Именно «отец – мать» в 44% случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии опрошенными. Обобщая результаты многих исследований, можно сказать, что родители в 30-70 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор, так или иначе связанный с выбором профессии [1].Но исследования и наблюдения в повседневной жизни показывают, что нередко случается, когда родители пытаются изменить профессиональный выбор детей, навязывая им свой выбор, вопреки способностям, склонностям, мечтам, желанию ребенка. Далеко не всегда в таких случаях дети впоследствии оказываются счастливы [4].Изучение личных профессиональных планов учащихся с помощью анкеты Н. С. Пряжникова выявило следующее:Юноши отличаются от девушек более высокими характеристиками такого показателя как «Самостоятельность в принятии решения». Это характеризует юношей как более самостоятельных и независимых в принятии решения о выборе профессии. Этот результат, по-видимому, можно связать с тем, что юноши в этом возрасте уже больше, чем девушки осознают свою самодостаточность и больше стремятся к автономии и независимости от родителей, педагогов. Девушки, в силу большей ориентации на семью и ближайшее социальное окружение, подвержены их влиянию на свой профессиональный выбор. Изучение психологической готовности старшеклассников к выбору профессии позволило установить наличие следующих гендерных различий во влиянии семьи на профессиональный выбор. Юноши, характеризуются по сравнению с девушками, более выраженными умениями к планированию, прогнозированию будущего на длительную перспективу, умениями самостоятельно принимать решения, а также большей информированностью о профессиях. Девушки, в силу их большей эмоциональности и социальной ориентированности характеризуются меньшей независимостью и самостоятельностью в планировании своего профессионального будущего. На успешное развитие ребенка, на формирование его личностных особенностей, на построение его жизни в целом и личного профессионального плана в частности достаточно сильное влияние оказывает семья. Семья играет существенную роль в выборе профессии старшеклассниками. При этом существуют определенные гендерные различия в том, каким образом и насколько сильно влияют родители на профессиональный выбор подростков. Более существенное воздействие на профессиональное самоопределение оказывают родители на девушек, нежели на юношей, которые проявляют большую самостоятельность и автономность в построении личного профессионального плана.И, наконец, самое главное для подростков, как бы они ни стремились к самостоятельности, – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что радом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям, теперь уже не учебным, а профессиональным.  В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение детей, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки. В последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию школьником надо с ориентации родителей. ЛитератураБарабанова В.В., Зеленова М.Е. Психологическая наука и образование/ 1998, №1Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.,1990Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ, часть 3. – Вологда, 1997Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы), Москва: Вако, 20051. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2004-320с.2. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика,2006. – 160 с. 3. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2005. – 408 с. 4. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. 5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008.-220с.6. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Академия,2004. – С.207-210.7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.,2005.-235с.8. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Академия,2004. – С. 186-193.9. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно-методическое пособие. М.: «Флинта».2005. – С. 167-169.10. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2008. – 400 с.11. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». –2005. – С.379-392.12. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2007. – С.306-316.13. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Академия, 2006. – С.405-421.14. Переведенцев В.И. Человек выбирает профессию. – М.: Академия,2008. – 94 с. 15. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/Под ред. А.А.Радугина. – М., 2006.- 336 с. 16. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2005. – С.287-311.17. Самыгин С.И. Психология - М.: Академия. –2004. –325с.18. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: М.: Издательский Центр Академия, 2007.-192 с.19. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. –2005. – С.307-324.Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.: Академия,2006. – 112 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X