Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Викторовна Крашенинникова

Образное мышление - инструмент для получения теоретических знаний на занятиях фортепиано

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное казенное учреждение «Управление образованияадминистрации городского округа «Город Лесной» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Методическая разработка « Образное мышление - инструмент для получения теоретических знаний на занятиях по фортепиано» Автор-составитель: Крашенинникова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образованияг. Лесной 2020г.Современная цивилизация держит ориентир на технический прогресс. В своей основе школьное образование нацелено на развитие логического мышления, хотя известно, что если в процессе обучения не в полной мере используется воображение, образное мышление, это отрицательно сказывается на уровне развития творческого потенциала, на учебной деятельности в целом. И здесь на помощь нашим детям приходит дополнительное образование, которое позволяет в полной мере реализовать потребности ребенка в творческом самовыражении. Бремя развития образного мышления ложится на предметы художественного цикла, и музыкальное творчество занимает одно из лидирующих мест.В студии эстрадного вокала обучение игре на фортепиано является одним из составляющих компонентов музыкального развития детей. Возраст учащихся от 7 до 17 лет. В программу по фортепиано входит обязательное изучение музыкальных форм. Тема «Музыкальные формы» не простая для понимания, особенно для ребят младшего школьного возраста. Передо мной встал вопрос о том, как преподнести сложный теоретический материал, не потеряв при этом внимание и заинтересованность учащихся.Цель методической разработки: - использование технологии развития образного мышления на уроках фортепиано;- раскрытие опыта освоения теоретического материала при помощи воображения и образного мышления;- описание видов деятельности, которые помогают развивать образное мышление.Задачи: - научить запоминать сложный теоретический материал;- развить фантазию, воображение, творческое мышление;- показать возможности использования полученного результата.Развитие творческого мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, улучшает запоминание, облегчает усвоение нового. Образное мышление – универсальный инструмент, с помощью которого сложные теоретические знания можно сделать доступными и понятными для восприятия. Опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности.Процесс изучения игры на фортепиано в большей степени связан с практической деятельностью, но и теоретические знания занимают важное место. С изучением и исполнением произведений крупных музыкальных форм учащимся приходится иметь дело на протяжении всего курса обучения. Это форма рондо, вариации и сонатная форма. Наиболее сложной для понимания является тема «Сонатная форма». Музыкальное взаимодействие тем, их изменение в процессе музыкального развития не всегда бывают поняты детьми, а самое главное не вызывают особого интереса для запоминания. Для того чтобы освоить теоретический материал, на помощь приходит образное мышление и фантазия.Первоначально учащиеся получают информацию о правилах строения сонатной формы в виде краткой схемы, а затем по этой схеме они самостоятельно придумывают небольшую историю, рассказ или сказку. Сонатная форма построена на взаимодействии двух контрастных образов, на двух музыкальных темах. И эти темы превращаются в героев, которых ребенок выбирает сам. Это могут быть сказочные или фантастические герои, предметы, животные, люди, явления природы (гном и великан, бабочка и жук, два приятеля, зима и лето, ветер и облака и т.д.) Каждому герою необходимо придумать описание, характеристику, включив, таким образом процесс фантазии и воображения. Во второй части сонатной формы между героями должно произойти взаимодействие, столкновение, в результате которого их характер меняется в зависимости от развития сюжета, который ребенок придумывает самостоятельно. Третья часть – это завершение, которое раскрывает новые характеры героев. Все истории учащиеся записывают самостоятельно, а затем мы вместе на занятии анализируем, дополняем полученный результат.Индивидуальная форма занятий позволяет использовать личностно-ориентированный подход. При затруднениях с выбором персонажей педагог с учетом личных и возрастных особенностей помогает, «наталкивает» на мысль и сюжет. В сочинениях учащихся младшего и среднего школьного возраста главными героями становятся в основном сказочные персонажи, а у ребят старшего возраста это, как правило, их сверстники, а истории отражают проблемы подросткового возраста, связанные с межличностными отношениями. Проанализировав полученный результат, можно сделать вывод, что музыкальное исполнение произведений становится более осмысленным, вдумчивым и эмоционально окрашенным. На примере разбора сонатной формы, предложенный принцип может помочь для изучения таких музыкальных форм как рондо и вариации.Придуманные истории возможно использовать в качестве иллюстративного материала для исполнения выученных произведений, в сценариях класс-концертов, также проводить среди учащихся конкурс творческих работ, а в качестве экспертов привлекать родителей и педагогов. Список литературыАнаньев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970.-486с.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982 - 192с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.- 93с.Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М.: Знание, 1968,- 32с.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: Известия АПН РСФСР 1947, 2-й вып.- С.7-26. ПриложениеПример истории на тему «Сонатная форма»(придумала учащаяся в возрасте 10 лет)I часть – Экспозиция. В одном городе в одной семье жили две сестры. Старшая Катя и младшая Таня. Катя занималась танцами и училась в школе на одни пятерки. Таня любила читать книжки и помогать маме на кухне готовить еду.II часть – Разработка. Однажды Таня попросила Катю помочь ей нарисовать рисунок для урока в школе, но Катя сказала, что ей некогда, она будет играть в компьютер. Таня очень расстроилась, ей стало грустно. Она начала рисовать, но рисунок получился не красивый.III часть – Реприза. Когда Катя увидела что Таня очень грустная, ей стало стыдно, что она отказалась помочь сестре. Она помогла Тане с рисунком и они помирились.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X