Подать заявку
Вернуться назад
Муниципальное казенное учреждение «Управление образованияадминистрации городского округа «Город Лесной» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Методическая разработка « Образное мышление - инструмент для получения теоретических знаний на занятиях по фортепиано» Автор-составитель: Крашенинникова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образованияг. Лесной 2020г.Современная цивилизация держит ориентир на технический прогресс. В своей основе школьное образование нацелено на развитие логического мышления, хотя известно, что если в процессе обучения не в полной мере используется воображение, образное мышление, это отрицательно сказывается на уровне развития творческого потенциала, на учебной деятельности в целом. И здесь на помощь нашим детям приходит дополнительное образование, которое позволяет в полной мере реализовать потребности ребенка в творческом самовыражении. Бремя развития образного мышления ложится на предметы художественного цикла, и музыкальное творчество занимает одно из лидирующих мест.В студии эстрадного вокала обучение игре на фортепиано является одним из составляющих компонентов музыкального развития детей. Возраст учащихся от 7 до 17 лет. В программу по фортепиано входит обязательное изучение музыкальных форм. Тема «Музыкальные формы» не простая для понимания, особенно для ребят младшего школьного возраста. Передо мной встал вопрос о том, как преподнести сложный теоретический материал, не потеряв при этом внимание и заинтересованность учащихся.Цель методической разработки: - использование технологии развития образного мышления на уроках фортепиано;- раскрытие опыта освоения теоретического материала при помощи воображения и образного мышления;- описание видов деятельности, которые помогают развивать образное мышление.Задачи: - научить запоминать сложный теоретический материал;- развить фантазию, воображение, творческое мышление;- показать возможности использования полученного результата.Развитие творческого мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, улучшает запоминание, облегчает усвоение нового. Образное мышление – универсальный инструмент, с помощью которого сложные теоретические знания можно сделать доступными и понятными для восприятия. Опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности.Процесс изучения игры на фортепиано в большей степени связан с практической деятельностью, но и теоретические знания занимают важное место. С изучением и исполнением произведений крупных музыкальных форм учащимся приходится иметь дело на протяжении всего курса обучения. Это форма рондо, вариации и сонатная форма. Наиболее сложной для понимания является тема «Сонатная форма». Музыкальное взаимодействие тем, их изменение в процессе музыкального развития не всегда бывают поняты детьми, а самое главное не вызывают особого интереса для запоминания. Для того чтобы освоить теоретический материал, на помощь приходит образное мышление и фантазия.Первоначально учащиеся получают информацию о правилах строения сонатной формы в виде краткой схемы, а затем по этой схеме они самостоятельно придумывают небольшую историю, рассказ или сказку. Сонатная форма построена на взаимодействии двух контрастных образов, на двух музыкальных темах. И эти темы превращаются в героев, которых ребенок выбирает сам. Это могут быть сказочные или фантастические герои, предметы, животные, люди, явления природы (гном и великан, бабочка и жук, два приятеля, зима и лето, ветер и облака и т.д.) Каждому герою необходимо придумать описание, характеристику, включив, таким образом процесс фантазии и воображения. Во второй части сонатной формы между героями должно произойти взаимодействие, столкновение, в результате которого их характер меняется в зависимости от развития сюжета, который ребенок придумывает самостоятельно. Третья часть – это завершение, которое раскрывает новые характеры героев. Все истории учащиеся записывают самостоятельно, а затем мы вместе на занятии анализируем, дополняем полученный результат.Индивидуальная форма занятий позволяет использовать личностно-ориентированный подход. При затруднениях с выбором персонажей педагог с учетом личных и возрастных особенностей помогает, «наталкивает» на мысль и сюжет. В сочинениях учащихся младшего и среднего школьного возраста главными героями становятся в основном сказочные персонажи, а у ребят старшего возраста это, как правило, их сверстники, а истории отражают проблемы подросткового возраста, связанные с межличностными отношениями. Проанализировав полученный результат, можно сделать вывод, что музыкальное исполнение произведений становится более осмысленным, вдумчивым и эмоционально окрашенным. На примере разбора сонатной формы, предложенный принцип может помочь для изучения таких музыкальных форм как рондо и вариации.Придуманные истории возможно использовать в качестве иллюстративного материала для исполнения выученных произведений, в сценариях класс-концертов, также проводить среди учащихся конкурс творческих работ, а в качестве экспертов привлекать родителей и педагогов. Список литературыАнаньев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970.-486с.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982 - 192с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.- 93с.Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М.: Знание, 1968,- 32с.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: Известия АПН РСФСР 1947, 2-й вып.- С.7-26. ПриложениеПример истории на тему «Сонатная форма»(придумала учащаяся в возрасте 10 лет)I часть – Экспозиция. В одном городе в одной семье жили две сестры. Старшая Катя и младшая Таня. Катя занималась танцами и училась в школе на одни пятерки. Таня любила читать книжки и помогать маме на кухне готовить еду.II часть – Разработка. Однажды Таня попросила Катю помочь ей нарисовать рисунок для урока в школе, но Катя сказала, что ей некогда, она будет играть в компьютер. Таня очень расстроилась, ей стало грустно. Она начала рисовать, но рисунок получился не красивый.III часть – Реприза. Когда Катя увидела что Таня очень грустная, ей стало стыдно, что она отказалась помочь сестре. Она помогла Тане с рисунком и они помирились.
Автор публикации: Ирина Викторовна Крашенинникова
Образное мышление - инструмент для получения теоретических знаний на занятиях фортепиано
скачать документВернуться назад
Муниципальное казенное учреждение «Управление образованияадминистрации городского округа «Город Лесной» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Методическая разработка « Образное мышление - инструмент для получения теоретических знаний на занятиях по фортепиано» Автор-составитель: Крашенинникова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образованияг. Лесной 2020г.Современная цивилизация держит ориентир на технический прогресс. В своей основе школьное образование нацелено на развитие логического мышления, хотя известно, что если в процессе обучения не в полной мере используется воображение, образное мышление, это отрицательно сказывается на уровне развития творческого потенциала, на учебной деятельности в целом. И здесь на помощь нашим детям приходит дополнительное образование, которое позволяет в полной мере реализовать потребности ребенка в творческом самовыражении. Бремя развития образного мышления ложится на предметы художественного цикла, и музыкальное творчество занимает одно из лидирующих мест.В студии эстрадного вокала обучение игре на фортепиано является одним из составляющих компонентов музыкального развития детей. Возраст учащихся от 7 до 17 лет. В программу по фортепиано входит обязательное изучение музыкальных форм. Тема «Музыкальные формы» не простая для понимания, особенно для ребят младшего школьного возраста. Передо мной встал вопрос о том, как преподнести сложный теоретический материал, не потеряв при этом внимание и заинтересованность учащихся.Цель методической разработки: - использование технологии развития образного мышления на уроках фортепиано;- раскрытие опыта освоения теоретического материала при помощи воображения и образного мышления;- описание видов деятельности, которые помогают развивать образное мышление.Задачи: - научить запоминать сложный теоретический материал;- развить фантазию, воображение, творческое мышление;- показать возможности использования полученного результата.Развитие творческого мышления улучшает творческие способности, благоприятствует проявлению креативности, улучшает запоминание, облегчает усвоение нового. Образное мышление – универсальный инструмент, с помощью которого сложные теоретические знания можно сделать доступными и понятными для восприятия. Опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности.Процесс изучения игры на фортепиано в большей степени связан с практической деятельностью, но и теоретические знания занимают важное место. С изучением и исполнением произведений крупных музыкальных форм учащимся приходится иметь дело на протяжении всего курса обучения. Это форма рондо, вариации и сонатная форма. Наиболее сложной для понимания является тема «Сонатная форма». Музыкальное взаимодействие тем, их изменение в процессе музыкального развития не всегда бывают поняты детьми, а самое главное не вызывают особого интереса для запоминания. Для того чтобы освоить теоретический материал, на помощь приходит образное мышление и фантазия.Первоначально учащиеся получают информацию о правилах строения сонатной формы в виде краткой схемы, а затем по этой схеме они самостоятельно придумывают небольшую историю, рассказ или сказку. Сонатная форма построена на взаимодействии двух контрастных образов, на двух музыкальных темах. И эти темы превращаются в героев, которых ребенок выбирает сам. Это могут быть сказочные или фантастические герои, предметы, животные, люди, явления природы (гном и великан, бабочка и жук, два приятеля, зима и лето, ветер и облака и т.д.) Каждому герою необходимо придумать описание, характеристику, включив, таким образом процесс фантазии и воображения. Во второй части сонатной формы между героями должно произойти взаимодействие, столкновение, в результате которого их характер меняется в зависимости от развития сюжета, который ребенок придумывает самостоятельно. Третья часть – это завершение, которое раскрывает новые характеры героев. Все истории учащиеся записывают самостоятельно, а затем мы вместе на занятии анализируем, дополняем полученный результат.Индивидуальная форма занятий позволяет использовать личностно-ориентированный подход. При затруднениях с выбором персонажей педагог с учетом личных и возрастных особенностей помогает, «наталкивает» на мысль и сюжет. В сочинениях учащихся младшего и среднего школьного возраста главными героями становятся в основном сказочные персонажи, а у ребят старшего возраста это, как правило, их сверстники, а истории отражают проблемы подросткового возраста, связанные с межличностными отношениями. Проанализировав полученный результат, можно сделать вывод, что музыкальное исполнение произведений становится более осмысленным, вдумчивым и эмоционально окрашенным. На примере разбора сонатной формы, предложенный принцип может помочь для изучения таких музыкальных форм как рондо и вариации.Придуманные истории возможно использовать в качестве иллюстративного материала для исполнения выученных произведений, в сценариях класс-концертов, также проводить среди учащихся конкурс творческих работ, а в качестве экспертов привлекать родителей и педагогов. Список литературыАнаньев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970.-486с.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982 - 192с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.- 93с.Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М.: Знание, 1968,- 32с.Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. -М.: Известия АПН РСФСР 1947, 2-й вып.- С.7-26. ПриложениеПример истории на тему «Сонатная форма»(придумала учащаяся в возрасте 10 лет)I часть – Экспозиция. В одном городе в одной семье жили две сестры. Старшая Катя и младшая Таня. Катя занималась танцами и училась в школе на одни пятерки. Таня любила читать книжки и помогать маме на кухне готовить еду.II часть – Разработка. Однажды Таня попросила Катю помочь ей нарисовать рисунок для урока в школе, но Катя сказала, что ей некогда, она будет играть в компьютер. Таня очень расстроилась, ей стало грустно. Она начала рисовать, но рисунок получился не красивый.III часть – Реприза. Когда Катя увидела что Таня очень грустная, ей стало стыдно, что она отказалась помочь сестре. Она помогла Тане с рисунком и они помирились.
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192