Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Людмила Францевна Кушнарева

Совместная деятельность с детьми по опытно-экспериментальной деятельности "Песок и глина"

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Песок и глина. Экспериментирование». Цель: • Познакомить с особенностями песка и глины, сравнить чем они отличаются. Определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни ( сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках); • Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам и сделанным из них предметам; • Показать, какую роль в жизни человека играют песок и глина. Оборудование: ящик с песком, два кувшина (с песком и глиной), бумаги, лупы, палочки («деревья»), кирпич, песочные часы, глиняная посуда, сувениры из глины, три пластиковые бутылки с камешками, глиной и песком, фен, тазик с водой, салфетки. Ход занятия. В зал входит восточная красавица с двумя кувшинами и письмом. - Здравствуйте, дети! Узнали меня? Я - восточная красавица, меня прислал к вам старик Хоттабыч. Недавно он узнал, что вы в школе изучаете предмет «Мир вокруг нас». На уроках по этому предмету вы говорите о воде, земле, воздухе, осадках, растениях, животных и даже о песке и глине –самом дорогом богатстве земли старика Хоттабыча, ведь он живет в пустыне. Чтобы вы лучше и больше узнали о них, он прислал их вам. - К какой природе относятся песок и глина? (неживой ).Что еще относится к неживой природе? К живой?. Давайте получше рассмотрим их. (На столе в лотках находятся песок и глина) - Что это? Легко ли сыплется песок? - Легко ли сыплется глина? Что легче высыпать - песок или глину? Потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из кувшина, как мы высыпаем песок. Вывод: Песок рыхлый, в отличие от глины. -Давайте рассмотрим внимательно песок через лупу. Из чего он состоит? (зернышек-песчинок). -Как выглядят песчинки? (они очень мелкие, круглые, полупрозрачные). -Похожи ли песчинки одна на другую? (да). -Рассмотрим комочек глины. Видны ли такие частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине- слипшиеся очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких слипшихся частичек, которые как-будто взялись за руки и прилипли друг к другу. - А еще старик Хоттабыч прислал вам письмо. Давайте его прочтем: «Дорогие ребята! Летом я был у вас в гостях. Гулял по экологической тропинке, видел вашу комнату природы, ел овощи с вашего огорода. А у меня повсюду песок да глина, растений очень мало. Помогите пожалуйста, посадить деревья у меня в пустыне. Буду очень вам за это благодарен. Ваш старый добрый друг старик Хоттабыч». - Ну что, поможем нашему другу? (да!). - Я предлагаю полететь на ковре-самолете, на котором я прилетела. ( Дети встают на ковер, звучит музыка). - Прилетели. (звучит музыка ветра или можно включить фен) - Как сильно дует ветер! Почему так тяжело открыть глаза?! Дети, отвернитесь от ветра, закройте глаза, прикройтесь руками. (ветер (фен) стих) - Давайте посмотрим, что произошло. В этой банке насыпан песок. (банка закрыта полиэтиленовой крышкой, в нижней части проделано отверстие , в него вставлена резиновая трубка, через которую можно вдувать воздух с помощью резиновой груши). - Сейчас мы создадим искусственный ветер. Что происходит с песчинками? (они легко сдуваются, двигаются). - Подуем в другую банку с глиной. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? (нет, они сдуваются труднее, или совсем не двигаются.) Вывод: Песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины - нет. Игра. Представьте, что мы - песчинки. Как мы будем вести себя при этом? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другому) (Включаю фен) - Подул ветер, что случилось с песчинками? (бегают по одному) - Теперь мы – частички глины. Как будем при этом стоять? (взявшись за руки) - Налетел ветер - что происходит с кусочками глины? (они остались на месте) - Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются. (дети передвигаются медленно, но при этом рук не разжимают) - А вот и владения старика Хоттабыча. (на столе находится ящик с песком, в него врыты стаканчики с песком и глиной) - Его нет, наверное, отлучился по делам. Давайте сделаем ему сюрприз - посадим деревья без него. - Возьмем палочку «дерево» и попробуем посадить ее сначала в стаканчик с песком, а потом с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое дерево. Во что лучше его поместить? (Сухая глина, твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче!) Вывод: Воткнуть палочку легче в песок, потому, что он рыхлый. - А сейчас аккуратно нальем немного воды в песок. Потрогаем песок. - Каким он стал? (влажным, мокрым) - А куда исчезла вода? (она забралась в песок и «уютно устроилась» между песчинками) - Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. - В какой песок она легче входит? - Нальем немного воды в глину. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? (медленно, медленней чем в песок) (Часть воды остается сверху на глине.) - Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения в садах и огородах, он поливает землю, если она сухая. Вывод: Во влажную землю легче сажать растения. - Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червячков. - Теперь попробуем создать таких же червячком и шарики из влажного песка. - Что получается? (Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные.) - Вспомните, как-то после дождя вы лепили во дворе куличики из песка и глины, положили их высыхать. Сейчас давайте посмотрим, что произошло. (Песчаные шарики распались, а глиняные стали сухими и крепкими.) Вывод: Глина лепится хорошо, а песок-нет. Хорошо лепится влажная глина. - Помоем руки. - Долго мы здесь находимся, жарко, хочется пить. Кругом пески да глина, воды осталось совсем мало, да и та какая-то грязная. Что же делать? Я сама выросла в пустыне и слышала от взрослых, как очистить воду. Нужно пропустить ее через что-то, а вот через что, я не помню. Вот три сосуда с камешками, песком, глиной. Пропустим эту воду через них. (Берем три пластиковые бутылки с отрезанным дном. Бутылки перевернуть, в горлышко вложить кусочек губки (поролон) и заполнить их: 1) песком, 2) мелкими камешками, 3) глиной. Под бутылками разместить емкости для сбора жидкости. Бутылки готовятся заранее.) - Нальем в каждую бутылку воды. В какой из бутылок она быстрее исчезает? Почему? - Как изменилась вода, которая просочилась через песок? (стала прозрачной) - Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем сквозь песок. Глина же не пускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них. Вывод: Песок- это природный фильтр, он очищает воду. - А это что за скатерть- самобранка? Какие интересные предметы на ней. Кажется, я начинаю понимать, зачем старик Хоттабыч их приготовил. Он хочет, чтобы мы вспомнили, как человек использует песок и глину. На скатерти: кирпич, посуда, сувениры из глины, песочные часы, стекло, края которого обработаны (правила техники безопасности). - Кирпич сделан из глины, чтобы строить дома. Что еще делают из глины? (посуду, сувениры) - А как используется песок в строительстве? (из песка готовят смесь для кладки кирпичей, его смешивают с цементом и водой, получается что-то похожее на клей). - А это что за предмет? (стекло). - Как вы думаете, ребята, зачем старик Хоттабыч положил его? Не знаете? Я вам открою секрет: стекло получают из песка, туда добавляют еще золу, пищевую соду. Смесь нагревают в специальной печи, получается расплавленная жидкость. Ее наливают в разные формы и оставляют остывать. Так получается стекло. Еще песок мы можем найти в песочных часах. - Долго мы здесь находимся, пора и возвращаться. Спасибо вам, что вы помогли нам. На прощание мы со стариком Хоттабычем дарим вам восточные сладости к чаю «Шакар-чурек» - песочное печенье. - Как вы думаете, они из песка? Нет, просто у них тесто песочное, рыхлое, похожее на песок. - Нам пора возвращаться, встаньте на ковер, до свидания, дТема: «Песок и глина. Экспериментирование». Цель: • Познакомить с особенностями песка и глины, сравнить чем они отличаются. Определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений на прогулках); • Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам и сделанным из них предметам; • Показать, какую роль в жизни человека играют песок и глина. Оборудование: ящик с песком, два кувшина (с песком и глиной), бумаги, лупы, палочки («деревья»), кирпич, песочные часы, глиняная посуда, сувениры из глины, три пластиковые бутылки с камешками, глиной и песком, фен, тазик с водой, салфетки. Ход деятельности. Симка читает книгу и рассматривает картинки про старика Хотабыча. Ой, надо же старик Хоттабыч, живет в пустыне. А что такое пустыня?- К какой природе относятся песок и глина? (неживой). Давайте получше, рассмотрим их. (На столе в лотках находятся песок и глина). - Что это? Легко ли сыплется песок? - Легко ли сыплется глина? Что легче высыпать - песок или глину? Давайте проверим. Будем работать в парах. (пересыпают из одного стаканчика песок в другой, а так же глину) Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать, как мы высыпаем песок. Давайте пересыпем песок в большую емкость горкой: что происходит? (песок остается в виде горки с ровными краями) Таким же образом пересыпаем глину и , что горки неровная.Почему горки разные? (Частички песка одинаковые, а глины разные)Потому и говорят, что песок – «сыпучий». -Давайте рассмотрим внимательно песок через лупу. Из чего он состоит? (зернышек-песчинок). -Как выглядят песчинки? (они очень мелкие, круглые, полупрозрачные). -Похожи ли песчинки одна на другую? (да). -Рассмотрим комочек глины. Видны ли такие частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине- слипшиеся очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких слипшихся частичек, которые как-будто взялись за руки и прилипли друг к другу. А знаешь в пустыне такие сильные ветры бывают, и называется это песчаной бурей- Давайте посмотрим, как это бывает. В этой банке насыпан песок. (банка закрыта полиэтиленовой крышкой, в нижней части проделано отверстие, в него вставлена резиновая трубка, через которую можно вдувать воздух с помощью резиновой груши). - Сейчас мы создадим искусственный ветер. Что происходит с песчинками? (они легко сдуваются, двигаются). А я сейчас сделаю глиняную бурю- Подуем в другую банку с глиной. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки? (нет, они сдуваются труднее, или совсем не двигаются.) Вывод: Песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины - нет. Игра «Песчинки» Представьте, что мы - песчинки. Как мы будем вести себя при этом? (каждый ребенок стоит отдельно, не прикасаясь к другому) (Включаю фен) - Подул ветер, что случилось с песчинками? (бегают по одному) - Теперь мы – частички глины. Как будем при этом стоять? (взявшись за руки) - Налетел ветер - что происходит с кусочками глины? (они остались на месте) - Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются. (дети передвигаются медленно, но при этом рук не разжимают) А я прочитала в книге по Хотабыча, что у него в пустыне почти ничего не растет. А почему?Давайте посмотрим получится ли у нас что-то посадить.- Возьмем палочку «дерево» и попробуем посадить ее сначала в стаканчик с песком, а потом с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое дерево. Во что лучше его поместить? (Сухая глина, твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче!) Вывод: Воткнуть палочку легче в песок, потому, что он рыхлый. - А сейчас аккуратно нальем немного воды в песок. Потрогаем песок. - Каким он стал? (влажным, мокрым) - А куда исчезла вода? (она забралась в песок и «уютно устроилась» между песчинками) - Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. - В какой песок она легче входит? - Нальем немного воды в глину. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? (медленно, медленней чем в песок) (Часть воды остается сверху на глине.) - Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения в садах и огородах, он поливает землю, если она сухая. Вывод: Во влажную землю тяжелее сажать растения. Но это необходимо для его быстрого роста. В пустыне очень редко бывают дожди, но все же они есть. Сейчас мы вам предлагаем узнать, что быстрее пропускает воду песок или глину. Вот два сосуда с песком и глиной. Пропустим воду через них. (Берем две пластиковые бутылки с отрезанным дном. Бутылки перевернуть, в горлышко вложить кусочек губки (поролон) и заполнить их: 1) песком, и глиной. Под бутылками разместить емкости для сбора жидкости. (Бутылки готовятся заранее.) - Нальем в каждую бутылку воды. В какой из бутылок она быстрее исчезает? Почему? - Быстрее всего вода пробегает сквозь песок. Глина же не пускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них. Вывод: Через песок вода протекает быстрее. Ребята нам Хатабыч прислал посылку. Он хочет, чтобы мы вспомнили, как человек использует песок и глину. Посмотрите что в ней кирпич, посуда, сувениры из глины, песочные часы, стекло, края которого обработаны (правила техники безопасности). - Кирпич сделан из глины, чтобы строить дома. Что еще делают из глины? (посуду, сувениры) - А как используется песок в строительстве? (из песка готовят смесь для кладки кирпичей, его смешивают с цементом и водой, получается что-то похожее на клей). Еще песок мы можем найти в песочных часах. А можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся и прилипают друг к другу)- А это что за предмет? (стекло). - Я вам открою секрет: стекло получают из песка (ролик)- Ребята, а что можно с лепить из глины - Что получается? (Из песка колбаску-червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные.) - Вспомните, как-то после дождя вы лепили во дворе куличики из песка и глины, положили их высыхать. Сейчас давайте посмотрим, что произошло. (Песчаные шарики распались, а глиняные стали сухими и крепкими.) Вывод: Глина лепится хорошо, а песок-нет. Хорошо лепится влажная глина. - Помоем руки. - А я слепила песочные печенья. Нолик попробуй они очень вкусные. Нет ты, что они же не съедобные. - Как вы думаете, они из песка?- Да нет съедобные, это они так называются. Нет, просто у них тесто песочное, рыхлое, похожее на песок. - Отправим посылку Хатабычу с песочным печеньем. - А давайте пить чай с печеньем.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X