Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Загороднова Дарья Владимировна

Региональный компонент в традиционном исполнительстве

скачать документ

Вернуться назад

Региональный компонент в традиционном исполнительствеСо времен глубокой древности песня сопровождает человека от рождения до смерти, становясь неотъемлемой частью его жизни, быта, проникая во все сферы его деятельности. Из уст в уста, из поколения в поколение передаются с песней народная мудрость, жизненный уклад, традиции народа.На огромной территории русской земли жизнь людей складывалась по-разному. Географические условия, климат, окружающая природа повлияла на характер людей, на жизненные традиции, а, следовательно, и на традиции исполнения песен. Особенности каждого местного стиля, песенных форм и характер исполнения связаны с психофизическими сторонами, бытовыми и климатическими условиями. Отсюда стилистические различия в человеческой энергии, в выражении чувств и переживаний целого ряда поколений певцов русского Юга, Севера, Запада и т.д.Каждый аутентичный ансамбль или сольный исполнитель распространяет местное или областное богатство народной песенной культуры. Всегда можно отличить исполнительскую манеру певцов Воронежа от Уральской или Северной. Даже в одной области, одном районе можно заметить весьма отличные друг от друга традиции местного музицирования. Для того чтобы глубже и полноценнее изучить певческую традицию какого-либо региона, необходимо знать жизнь людей, живущих в данной местности, географию и историю заселения, условия жизни, характер деятельности, особенности костюма, народные промыслы данной местности. Особенности жизнедеятельности отражаются на жанровом многообразии, на количественном и качественном составе ансамблей. Например, казачья традиция – преимущественно мужской состав, распространены жанры походных, протяжных, плясовых песен. Северная традиция – в основном женский состав ансамблей. В каждой традиции – свой исконно сложившийся набор музыкальных инструментов, своя хореография. В зависимости от жанра песни и места её исполнения меняется и манера пения. Примечательно, что во многих районах России вместо «петь песню» обычно говорят «играть песню». Вообще понятие «петь» употребляется в народе редко. В основном в обиходе бытуют глаголы: скричать, сказывать, сгукать, стягивать, причитать, звать, просить, страдать, сплясать, дразнить, доказывать.Вячеслав Михайлович Щуров, рассказывая о певцах села Афанасьевка Белгородской области, уточняет их представления о пении: оказывается здесь «поют» в церкви, «играют» подвижные свадебные и хороводные песни, а протяжные лирические «стягивают». Народные певцы никогда не поют без надобности, без потребности. Их песнетворчество всегда наполнено чувством, душевной энергией, они как бы «вживаются» в песню.Речевой элемент в русском народном пении играет ведущую роль по отношению к вокальному. Другими словами, народное пение – это «озвученная речь» или «речь нараспев». Соотношение «речевого» и «вокального» элементов в русском народном пении изменяется в зависимости от жанра песен, которые исполняются повествованием, скороговоркой, закличкой, причетом и пр.Выразительность русского народного пения заложена в интонационной остроте русской речи, в оттенках интонации голоса. Это могут быть: размеренная беседа, торжественное повествование, трагически-безысходный плач, нежное убаюкивание, оживленно-шутливая скороговорка – небылица, магические призывы и т.д.Традиционное народное пение может жить лишь в конкретных диалектах. В настоящее время лингвисты различают три основные группы диалектов: а) северорусский; б) южнорусский; в) среднерусский (на слиянии двух первых). В народно-певческой классификации принято более подробное деление, соответствующее территориальным регионам России. Северорусский регион – Архангельск, Вологда, Вятка (Киров), Новгород, Псков, Калининград, Ленинград, Мурманск.Запад – Смоленск, Брянск, русские села Белоруссии.Центр или Среднерусский регион – Владимир, Иваново, Костромская, Московская, Тверская, часть Орловской, Тамбовской, Ярославской области.Южнорусский регион – Белгород, Воронеж, Курск, Калуга, Липецк, Ростов-на-Дону, Рязань, Тула, Краснодар, Ставрополье.Поволжье – Астрахань, Волгоград, Самара, Саратов, Нижний Новгород, Ульяновск, русские села Татарстана.Урал – Оренбург, Пермь, Свердловск, Челябинск.Сибирь – Иркутск, Омск, Томск, Новосибирск, Чита, Красноярск, Алтай.Казачьи традиции – Донские, Оренбургские, Омские, Гребенские, Кубанские, Терские, Астраханские, Некрасовские.Одним из основных признаков всех видов народного искусства (изобразительного, вокального, музыкального, словесного, драматического) является строгое следование его творцов и исполнителей нормам традиционного стиля, идущего от отцов и дедов. От отцов и дедов русские люди воспринимали умение «водить песню», распевать ее на голоса, разукрашивать подголосками, исполнять с игрой, плясками, драматическим действием. Эти навыки воспитывались с детства и казались людям обычными, естественными, как сама жизнь, работа, игра, круг интересов и переживаний сельского жителя. В ритмах песен люди ощущали движение, жест, позу, испытываемые ими во время работы или совместной игры. Каждый певец вносил свою дань участия лишь талантливым приспособлением к обычному строю.Существует большое количество своеобразных специфических исполнительских приемов. Это, например, «скаты», «скольжения», «качания», «огласовка» или «озвучивание согласных» - куд(ы)рява, дуб(ы)равушка, листоч(и)ки, или переход на разговорную интонацию. Певец находится как бы в непрерывном движении («живет», «играет»). Названные приемы создают характерный оттенок звучания, как бы насыщенный обертонами, украшениями. Голос, словно музыкальный инструмент звучит открыто, ясными, сочными тонами, с чуть-чуть гортанным призвуком. В зависимости от репертуара меняется и сама манера звучания. В народной традиции есть песни, исполняемые на открытом воздухе, в поле, за околицей села, на больших сельских гуляниях. Эти песни исполняются громко, насыщенным звуком, а самые древние из них – календарно-обрядовые в прошлом просто «кричались» для того, чтобы слышно их было как можно дальше. Зато песни, предназначенные для исполнения в помещении, пели тихо, «вполголоса», чуть прикрытым звуком в мягкой манере, представляя собой как бы камерный стиль народной песни. В зависимости от местных традиций, поют по-разному и в отношении характера звука, и в плане использования регистров голоса. Регистрами в музыке называют определенные участки звукового диапазона музыкального инструмента или певческого голоса, занимающими на звуковой шкале высокое, среднее, низкое положение. Отсюда название – высокий, средний, низкий регистр. У натуральных природных голосов различают 2 основных регистра – нижний (грудной), насыщенный грудными резонаторами и верхний (головной), насыщенный головными резонаторами.Натуральное звучание основных регистров, особенно у женских голосов, контрастно. В нижних регистрах голос звучит насыщенно, сочно, как альт, а в головном регистре – как жалейка, пронзительно.Основным регистром в народном пении является грудной. Большинство местных певческих диалектов используют грудное насыщенное звучание. В хорах особенно ценятся низкие женские голоса – альты и мужские – баритоны и тенора. Тембры этих голосов являются главными красками народного хорового звучания. В практике народного пения есть традиционные однородные хоры – женские или мужские. Например, на Севере поют преимущественно женщины, в казачьих поселениях – на Дону, по Уралу, на Кубани, в Забайкалье исторически сложилась традиция пения мужским составом. Однако более типичный голосовой состав хора – смешанный. В народном хоре нет установленных правил в соотношении голосов. Творить сиюминутно, подчиняясь своему художественному чутью - это умение рождает многоголосье. Региональный компонент в традиционном исполнительстве играет очень важную роль. На огромной территории русской земли жизнь людей складывалась по-разному. Географические условия, климат, окружающая природа повлияла на характер людей, на жизненные традиции, а, следовательно, и на традиции исполнения песен. Каждый аутентичный ансамбль или сольный исполнитель распространяет местное или областное богатство народной песенной культуры. Всегда можно отличить исполнительскую манеру певцов Воронежа от Уральской или Северной. Даже в одной области, одном районе можно заметить весьма отличные друг от друга традиции местного музицирования. Таким образом, русское традиционное пение это – коллективная коммуникативная деятельность особого типа, которая характеризуется социальной целенаправленностью и обусловлена внеязыковыми факторами. Традиционное пение, возникая и развиваясь, создаёт особое пространство, которое активно воздействует на всю культуру, в которой оно существует.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X