Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Дворникова Татьяна Федоровна

«Формирование речемыслительной деятельности у старших дошкольников с ТНР с использованием инновационной технологии сказкотерапия»

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №50»Статья на тему:«Формирование речемыслительной деятельности у старших дошкольников с ТНР с использованием инновационной технологии сказкотерапия»Подготовила: воспитательДворникова Татьяна Федоровнаг. Арзамас 2019Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и познании. Успешная социальная адаптация дошкольника зависит от уровня сформированности речемыслительных операций, обеспечивающих развертывание мысли во внешней речи. Развитие речемыслительной деятельности – важная задача подготовки дошкольников к школе. Тем не менее, область исследований речемыслительной деятельности до настоящего времени относится к числу малоразработанных. В полной мере речемыслительная деятельность возможна только при условии нормального развития речи и мышления. У детей же с тяжелыми нарушениями речи нарушены все компоненты речевой системы и имеются некоторые нарушения психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитической деятельности, логических операций, представлений и т.д. В этой связи большое внимание уделяется поиску путей развития речи параллельно с активизацией мыслительной деятельности.Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами в последнее годы и применяемых в системе коррекционной работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности — использование сказки. Инновационная технология сказкотерапия позволяет совершенствовать речевые навыки и творческие способности детей, повысить их мыслительную активность, снять физическую и психическую напряженность. Достоинство и роль этой технологии в работе с детьми, имеющими речевые патологии, неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Работа со сказкой способствует обогащению словаря, развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Тексты сказок помогают строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие речемыслительной деятельности. В настоящее время наиболее востребованными педагогами являются сказкотерапевтические программы и технологии таких авторов, как Фесюкова Л.Б., Васькова О.Ф., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и др., в которых рассматриваются вопросы влияния сказки на развитие речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста. С нашей точки зрения, исключительно перспективной в этом плане является технология «Играем в сказку», предложенная психологом Ольгой Алексеевной Шороховой. Она рассматривает развитие речемыслительной деятельности старших дошкольников в контексте решения речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития: связную речь, словарь, грамматику, звуковую культуру речи. Среди необходимых условий овладения дошкольниками связной речью автор выделяет поэтапную систематическую работу над сказкой в рамках разных видов образовательной деятельности. В своей книге она уделяет особое внимание обучению детей пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.Мы решили ввести данную технологию в образовательный процесс и поставили перед собой ряд задач:- изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по данному вопросу;- обогатить предметно-пространственную среду для осуществления деятельности;- разработать план и осуществить образовательную работу по формированию речемыслительной деятельности воспитанников через организацию систематического использования инновационной технологии сказкотерапия;- выстроить партнерские взаимодействия с родителями воспитанников и вовлечь их в образовательный процессМы начали работу в данном направлении с того, что условно разделили изучаемые с детьми в течение года лексические темы на 7 блоков и дали им названия:«Осенняя ярмарка»«В мире животных»«Ах ты, зимушка – зима!» «Мой дом – доя крепость»«Ушки на макушке» «Семейный калейдоскоп»«Сочинители сказок»А затем подобрали в соответствии с ними 7 сказок согласно возрасту детей:«Колосок»«Лиса и козел»«Лисичка-сестричка и серый волк» «Крылатый, мохнатый да масляный»«Как собака друга искала»«У страха глаза велики»«Петушок и бобовое зернышко»Для осуществления деятельности мы разработали ряд конспектов (по 3 на каждую сказку) и приступили к работе по обогащению содержания предметно-пространственной среды: подобрали книги со сказками, диафильмы, аудио сказки, музыкальные произведения, отражающие различные эмоциональные состояния, иллюстративный материал, схемы описания внешнего вида героев, пиктограммы, условные заместители, разные виды театров, маски и т.д.Согласно технологии Шороховой О.А., развитие речемыслительной деятельности старших дошкольником осуществлялось нами поэтапно посредством таких видов образовательной деятельности как ознакомление с художественной литературой и развитие речи.I этап (он еще назван подготовительной работой) проходил в рамках такой совместной деятельности воспитателя с детьми как чтение или ознакомление с художественной литературой. Такая подготовительная работа обеспечивала осознанное выделение жанровых признаков сказки, способствовала осмыслению текста, его выразительных деталей, побуждала аргументировать и оценивать поступки персонажей, их взаимоотношения, а также вовлекала детей в мыслительное проигрывание роли. Направленность на познание смысла происходящих событий, взаимоотношений персонажей создавала необходимость выражения своих мыслей, чувств, переживаний в более сложноорганизованной, развернутой форме речи, обогащенной лексическими и грамматическими категориями, заставляла размышлять.Можно выделить общие способы данной образовательной деятельности. Это:- рассказ, или чтение самой сказки воспитателем с использованием иллюстративного материала, - уточнение семантического значения незнакомых детям слов с показом иллюстраций (наперсток, колода, коромысло, печка в сказке «У страха глаза велики»), -беседа по вопросам содержания сказки (Кто главные герои в сказке? Какой вам показалась лиса? Волк? Кого вам было жалко в сказке, почему? О чем эта сказка? Чему она учит?)-при необходимости это отбор условных заместителей для обозначения персонажей для последующего пересказа, -подбор пословиц.На следующий день в вечернее время мы организовывали просмотр диафильма со сказкой для закрепления ее содержания.II этап работы над сказкой Ольга Алексеевна Шорохова называет основным. Он проходит в рамках НОД по развитию речи. На данном этапе особое внимание уделяется обучению детей пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является прекрасным средством для развития логического и образного мышления. Подготовительная работа I этапа позволила нам изменить традиционную структуру образовательной деятельности по обучению детей пересказу, исключив двукратное рассказывание педагогом произведения. Главное преимущество такого подхода состоит в предоставлении большей части времени речевой активности детей. В связи с этим определилась следующая структура НОД:-это восприятие уже знакомого детям литературного произведения с установкой на пересказ;- это использование творческих заданий, способствующих расширению объема активного словаря, точности словоупотребления, использованию собственных языковых средств выразительности и грамматически правильно построенных предложений.Так подобранные упражнения на активизацию лексики побуждали детей- активизировать в речи фразеологизмы, образные выражения (удирать, нестись что есть мочи, насилу убежать, бранить, броситься со всех ног);- подбирать слова, обозначающие действия, состояния;- дополнять предложения антонимами;- находить смысловые несоответствия в тексте, аргументировать свои суждени;- понимать значения многозначных слов (тяжелый мешок, тяжелая задача, тяжелый день);- подбирать определения, обстоятельства времени, действия и т.дУпражнения на совершенствование грамматического строя речи побуждали детей:образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, улавливать оттенки в их значениях (лиса — лиска — лисонька).- согласовывать существительные и прилагательные (если серый, то волк, а не туча);- составлять предложения с противительным союзом «но»;- распространять предложения; - образовывать степени сравнений существительных, прилагательных с помощью суффиксов (рыба — рыбища, большая — большущая).Задания на развитие звуковой и интонационной культуры речи побуждали воспитанников:- использовать восклицательную, вопросительную интонацию.- подбирать слова, сходные по звучанию (у проруби.. сидит, от холода... дрожит);- четко произносить слова скороговорки - произносить скороговорки в медленном и быстром темпе- передавать интонацией характеры героев (Каким голосом говорил волк, когда просил у лисы рыбу? Когда хотел проучить лису? Покажи как и т.д.)После выполнения детьми творческих заданий шел пересказ сказки, например, с опорой на иллюстративный материал или воображаемый план. Так к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» мы совместно с детьми придумали названия к каждой из ее частей – началу «Лиса украла рыбу», середине «Волк ловит рыбу» и концу «Волк везет лису», подобрали к ним иллюстрации, которые в процессе пересказа дети использовали в качестве подсказок.Чаще остальных в качестве опоры для пересказа нами использовались условные заместители, или так называемые мнемотаблицы. Сначала мы с детьми рассматривали таблицу, разбирали, что на ней изображено, затем перекодировали информацию, т.е. преобразовывали абстрактные символы в образы и приступали к пересказу по заданной сказке.Вместо «физкультурной минутки» вводились элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей. Дети знакомились с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного исполнения принятой на себя роли в игре-драматизации по литературному произведению. Так в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» детям предлагалось разыграть такие пантомимические этюды как «Горе», «Хитрость», «Голод», «Злость». В конце года дети могли показать не только эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.Ведущим приемом на данном этапе выступает пересказ от лица литературного героя, стимулирующий умственную активность в интерпретации литературного образца. Так в упомянутой уже сказке воспитатель предлагает детям представить лису, которая вернулась домой и рассказывает лисятам, какая она хитрая, что обманула волка и пересказать сказку от ее имени. Заключительный этап работы над сказкой (последующая работа) предполагает разыгрывание детьми драматизации или показ одного из видов театра и проводится также в рамках такой совместной деятельности воспитателя с детьми как ознакомление с художественной литературой.Несколько слов о содержании III заключительного этапа работы над сказкой- во-первых, это опосредованное восприятие сказки детьми, т.е. прослушивание ее в аудиозаписи;- это обобщение авторских деталей в тексте, создание психологических портретов героев в определенных ситуациях. Здесь мы используем прием «игра в художников»Ребята, представьте, что вы художники, какими бы вы нарисовали мышат в начале сказки?Дети. Веселыми, игривыми, радостными.Воспитатель. А какие мышата в конце сказки?Дети. Грустные, печальные, расстроенные.Воспитатель. Какой голос был у мышат в начале сказки? А в конце? Каким бы вы нарисовали петуха в конце сказки?Далее проводится работа над активизацией в речи фразеологизмов, образных выраженийВоспитатель. Ребята, как по-другому сказать «расстроенные, печальные»?Дети. Как в воду опущенные.Воспитатель. Если петушок трудолюбивый, то он не просто трудился, а...Дети. Трудился не покладая рук.Перед разыгрыванием сказки предлагается не только исполнить психогимнастические этюды, но и угадать, какому герою они принадлежат. Такой подход обеспечивает естественные условия для развития речи-доказательства. Для эмоциональной включенности ребенка в выразительное исполнение образа нами использовались музыкальные композиции, отражающие различные эмоциональные состояния. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.Затем проводится подготовка и непосредственно сама драматизация сказки или наиболее полюбившихся детям фрагментов сказки.Работа по развитию речемыслительной деятельности детей посредством сказкотерапии была бы неполной без участия родителей наших воспитанников. В рамках этой деятельности нами были использованы разные формы взаимодействия с ними. Это информирование родителей, их помощь в изготовлении разных видов театров, настольных игр по сказкам, пошив элементов костюмов, наголовников. В свою очередь мы приглашаем родителей на просмотр драматизации сказок, где они являются самыми благодарными зрителями.К концу года мы смогли констатировать, что целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по преодолению речевого недоразвития речи у наших воспитанников с использованием сказкотерапии привела к положительной динамике, обеспечила успешное развитие речевых и неречевых психических процессов. Данная технология помогла нам организовать работу по развитию словесного творчества детей с нарушениями речи, начиная с репродуктивного пересказа содержания сказки и заканчивая придумыванием детьми собственных сказок и их драматизациями.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X