Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Сиволапова Елена Николаевна

Эффективность использования педагогических технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

скачать документ

Вернуться назад

«Эффективность использования педагогических технологий в различных формах получения образования детей с ОВЗ в ДОУ» Разработала: Сиволапова Е.Н., МБДОУ детский сад «Журавушка» г.Лянтор «Эффективность использования педагогических технологий в различных формах получения образования детей с ОВЗ в ДОУ»Воспитатель: Сиволапова Елена Николаевна, МБДОУ детский сад «Журавушка», Сургутский район Стратегической целью российской образовательной политики является формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Приоритетными направлениями для реализации поставленной цели являются:доступность дошкольного образования;развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования;психолого-педагогическая поддержка семьи Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей и предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Виды вариативных форм:группа кратковременного пребыванияцентр игровой поддержки ребенкаконсультативный пунктлекотекаслужба ранней помощисемейный детский сад Своевременное оказание необходимой медико-психолого-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в школе и, соответственно обеспечить его социальную адаптацию. Данная проблема актуальна и для нашего детского сада. В настоящее время детский сад посещают большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду созданы группы комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития, группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, группы компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью, группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Задача педагогов нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция. В своей педагогической деятельности, в работе с детьми с ОВЗ, мы используем в полном объеме разнообразные образовательные технологии. Сегодня хотим выделить наиболее эффективные, которые позволяют добиваться повышения качества работы. В своей деятельности мы широко применяем технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимая помощь, обучение элементам саморегуляции. Это имеет важное значение при работе со всеми детьми с ОВЗ, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность. Как говорил К.Д. Ушинский «Самая лучшая игрушка для детей  – кучка песка!» Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка. В группах с детьми с ОВЗ используем в работе интерактивную песочницу. Интерактивная песочница – уникальный игровой развивающий комплекс. Работа интерактивной песочницы построена на 3D-технологиях, благодаря чему песок может превращаться в волшебную вселенную. Перед детьми открываются живописные пейзажи, которые они могут «перекроить» в одно мгновение: выкопать озеро, создать вулкан или даже целый материк. Песочная игра сопровождается звуками природы – пением птиц, журчанием воды, содержит 75 игр со звуковым сопровождением, направленных на развитие внимания, мышления, памяти и мелкой моторики. По результатам диагностики можно отметить, что у многих детей, прошедших коррекционно-развивающий курс, снизился уровень тревожности, повысилась самооценка, ребята стали лучше понимать чувства других и легче выражать свои, приобрели большую уверенность в своих силах, совершенствовали умения и навыки общения и взаимодействия друг с другом, стабилизировалось эмоциональное состояние. Однако имеются и противопоказания:высок уровень тревожности ребенка;тяжелые психоневрологические нарушения;аллергические заболевания, астма;кожные заболевания или порезыИнформационно-коммуникативные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. По данным исследователей,  человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работе учителя-дефектолога является использование мультимедийных презентаций. Они позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, что так необходимо для детей с нарушением интеллекта, это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ, сочетая в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.Использование «слайд-шоу» возможно на различных этапах работы с детьми. Дети с ОВЗ усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, поэтому использование «слайд-шоу» на этапе закрепления приобретает особое значение. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Комплекс зрительно-двигательных гимнастик  - форма работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой дети самостоятельно решают задачи коррекционного характера, через использование картотеки зрительных гимнастик, предметов для тренировки зрительных функций и способностей, зрительных схем-тренажеров. Все гимнастики направлены на развитие двигательных умений, снимают напряжение, перегрузку. В познавательно-исследовательской деятельности дети по заданию учителя-дефектолога подбирают гимнастики, предметы для зрительных гимнастик, схемы-тренажеры по заданной теме, ориентируясь на картинки. Благодаря стихотворным текстам закрепляются знания о предметах и явлениях окружающего мира. Создавая ситуации общения в уголке зрительной разгрузки, дети учатся общаться друг с другом и взрослыми. В группах компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом широко применяется технология интеграции. Проводя интегрированное занятие, мы с педагогами сочетаем в нем несколько направлений:- накопление социального опыта и познания себя и окружающего мира(увидеть, услышать, обыграть);- реализация этого опыта в условиях самостоятельной деятельности (сделать,создать);- развивается наглядное образное мышление: пространственное,композиционное. На  коррекционно - развивающих   занятиях педагоги широко  применяют технологии Арттерапии:Музыкотерапия. В целях коррекции нарушенных функций через музыку используем технологию «Звучащий мир». Русский учёный В.М. Бехтерев в своих трудах отмечал, что с помощью музыки, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Расторможенные дети (гиперактивные) успокаиваются спокойной музыкой умеренного темпа, снижающей возбуждение состояния коры головного мозга.Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния, требуется стабилизирующая музыка: спокойного характера с акцентами, повторяющимися через ровные интервалы, и с одинаковым уровнем звучания.Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арттерапии. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической  зажатости, агрессивности,нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др. Широко применяется: пальцевая живопись; техника рисования палочками, камушками, рисование ладошками (преодоление чувства неуверенности, боязни, неприятных ощущений);техника отпечатывания ватой; рисование трубочками (помогает снять нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние), работа с пластилином (развивает мелкую мускулатуру рук) . Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия. Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях. В наше время очень актуально использование бизибордов в работе с детьми. Бизиборд – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопочками, замочками, крючками, шнурками, пуговицами, выключателями и прочими «опасностями». Занимаясь с бизибордом, у детей развиваются определенные навыки:- мелкая моторика рук;- координация движений (шнуровки, цепочки, защелки и пр.);-усидчивость (множество действий);- логика (начинают понимать, что сначала открываем щеколду, потом откроется дверца);- цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета радуги);- изучение слов, изучение мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом и др.);- воображение (самостоятельно может придумать как использовать ту или иную деталь);- память (нейронные сигналы от пальчиков передаются в мозг ребенка и обогатят впечатлениями память). Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является хорошо сформированная устная речь, которая находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Ещё Сухомлинский сказал: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».  Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, а также различных мышц речевого аппарата используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.  Для того, чтобы сделать выполнение артикуляционной гимнастики игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной мы стали использовать нестандартный метод выполнения артикуляционной гимнастики — биоэнергопластику. Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка. Применение традиционных и инновационных образовательных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в воспитательно – образовательном процессе и способствуют оздоровлению всего организма. В заключении хочется отметить, только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X