Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Меньшикова Светлана Владимировна

Игровая образовательная ситуация, как метод познавательно -речевого развития дошкольников с учётом ФГОС ДО

скачать документ

Вернуться назад

Меньшикова С.В., воспитатель Филиал «Коневский детский сад», МАОУ «Сажинская СОШ», Артинский ГО Игровая образовательная ситуация, как метод познавательно – речевого развития дошкольников с учетом ФГОС ДОСогласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Поэтому сегодня на первом месте стоит задача развития речи ребенка, которая позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.Задачи образовательной области «Речевое развитие»:—владение речью как средством общения и культуры;— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и речевого творчества;— развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;— знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов раз- личных жанров детской литературы;— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:— развитие  диалогической речи дошкольников;— формирование понимания на слух текстов различных жанров детской литературы. Именно речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования. А коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная обучающая ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми (в зависимости от желания) детей и особенностей содержания ситуации. Игровые образовательные ситуации (далее ИОС) – одна из современных форм деятельности. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Мир ребенка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению между собой, так и с окружающими. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый, создав все условия, а именно:-обогащение детей впечатлениями об окружающем мире,-привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр,-активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.Известно, что ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра.  Характеристика игровой образовательной ситуации:- игра имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;- игра оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; - для игры специально организовано пространство и предметная среда;- в содержание игры заложена дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;-игру проводит воспитатель, объявляет название и сюжет, распределяет роли, также берет роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;- воспитатель руководит игрой: следит за сюжетом, исполнением ролей, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляются дидактические цели.Виды игровых образовательных ситуаций:- Ситуации-иллюстрации;- Ситуации-упражнения;- Ситуации-проблемы;- Ситуации-оценки. В ситуациях-иллюстрациях педагогом разыгрываются простые сценки из жизни детей, дает образцы социально-приемлемого поведения. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в младшей группе. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Например, ситуации-иллюстрации: «У куклы Кати День рождения», «Волшебные слова помогают всем», «Как поделить игрушку», «Научим Хрюшу здороваться и прощаться», «Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет». Со средней группы, параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Для ситуаций упражнений подходят различные дидактические игры: «Растения нашего леса», «Узнай гриб», «Зеленый ДРУГ», «Парные картинки», «Вершки корешки», «Опиши животное», «Птичья столовая», «Когда это бывает?», «Удивительное превращения», «Что в начале, что потом?», «Найди маму», «Домик для животного», «Путешествие в лес», «Поступи правильно», «Кому что нужно», «Поваренок», «Расскажи сказку», «Светофор» и т.д. Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей, а также где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Например, проблемные ситуации в сюжетно- ролевых играх: Игра «Больница». В очереди на приём к врачу много посетителей. Маленький мальчик стал капризничать и бегать по коридору больницы и кричать. Как успокоить мальчика? Побеседовать с ребёнком, показать свою игрушку или предложить поиграть? Игра «Зоопарк». 1.При приобретении билетов кассир выдала лишнюю сумму сдачи. Как поступить: промолчать и уйти, или сказать об этом кассиру и вернуть деньги? 2. Некоторые посетители стали кормить тех животных, на вольере у которых висит табличка, запрещающая это делать. 3.Один мальчик отстал от группы, он загляделся на белого медведя. Игра «У куклы День рождения». Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник.1. Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился. Как ему теперь поздравить именинницу? (Исполнить музыкальный номер или прочитать стихотворение). 2. Один из гостей разбил чашку, когда пили чай (гость извиняется и помогает в уборке).В старшей группе начинают использоваться ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Ситуация 1. В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи? а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье; б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения; в) взял бы с собой, потому  что все люди равны. Ситуация 2. В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване? а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком; б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка; в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь. Таким образом, игровые образовательные ситуации одновременно и параллельно решают задачу установления эмоциональных личностных контактов между детьми. Это достигается за счет изменения стиля взаимоотношений педагога и детей, на партнерскую.Из выше сказанного следует, что разные формы работы эффективны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то;- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания;- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором НОД, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X