Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ухова Эльвира Рафаиловна

Опыт проектно-исследовательской деятельности в условиях ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Проектно-исследовательская деятельность по химии в условиях ФГОС.из опыта работы учителя химии Уховой Эльвиры Рафаиловны«МБОУ СОШ №61» п.Персиановский,Октябрьский(с) район,Ростовская область. «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...»Бернард ШоуСовременное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый документ, который определяет задачи современного обучения. Главной задачей сегодня является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства сегодня. Как же его достичь?Можно с полной уверенностью утверждать, что XXI век — время становления проектно-исследовательской культуры. На протяжении многих лет я занимаюсь организацией этой работы среди учащихся 8-11 классов по химии в нашей школе. Цель моего педагогического опыта в рамках ФГОС заключается в формировании через исследовательскую деятельность обучающихся развитой самореализующейся личности с целостным мировоззрением к творчеству: развивать умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;совершенствовать навыки работы с методами, необходимыми для проведения исследований − наблюдением, измерением, экспериментом оформлять результаты работы, представлять работу на конкурсах;использовать опыт учащихся для получения новых знаний. Задачи:развитие интереса, расширение и актуализация знаний по химииразвитие межпредметных связей на уровне учебной деятельности;создание основ научно-творческого мышления;освоение творческого подхода к любому виду деятельности;обучение алгоритму исследовательской и лабораторно-практической деятельности;формирование развивающейся образовательной среды на уроках химии;профессиональное самоопределение учащихся.профессиональное самоопределение учащихся.Гипотеза: в процессе исследовательской деятельности повышается мотивация учащихся к изучению предмета, формируются алгоритмы творческого мышления и траектория самореализацииАктуальность проектно- исследовательской работы:поиск наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения учащихся;потребность формирования уникальной творческой личности, способной нестандартно мыслить.обучение учащихся способам поиска, систематизации и обработки полученной информации путем самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.Могу сказать, что реализация проектно-исследовательского метода развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться . Организация проектно-исследовательской работы на уроках химии.При организации проектно-исследовательской работы необходима теоретическая подготовка,элементы исследования, но при этом возникают различные проблемы, так как школьники очень расплывчато представляют методы исследования, этапы работы, оформление результатов своей исследовательской работы. Им трудно подобрать источники информации для темы, генерировать идеи, найти пути решения проблем, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами. Когда учащиеся подготовлены теоретически, следует применять уроки с элементами исследования и уроки-исследования. Уроки с элементами исследования. Учащиеся отрабатывают на уроке отдельные учебные приемы, которые составляют исследовательскую деятельность. Что бы учащимся предлагать провести исследование требуется сформировать у них понятие о предмете и объекте исследования, гипотезе, показать способы проверки гипотез. Алгоритм исследования учащимся можно предложить на примере простой проблемной задачи с химическим содержанием. Например «Какими свойствами должен обладать оксид и гидроксид элемента с порядковым номером 13?». После выполнения работы учащимся можно предложить самостоятельные исследования по проблеме: «Какими свойствами обладает гидроксид химического элемента, если электронное строение атома выражается схемой: 2е; 8е; 5е?». По содержанию элементов исследовательской деятельности выделяют разнообразные типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, работа с источниками информации, уроки с проведением эксперимента, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.В развитии исследовательских умений учащихся очень важна роль проблемного обучения. Проблемная ситуация побуждает учеников к мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.д.) При рассмотрении темы «Коррозия металлов» можно создать проблемную ситуацию. Ребенок выступает с сообщением, в котором рассказывает о вреде коррозии. Докладчик преследует цель дать общее представление о коррозии и о вреде, наносимом этим явлением. Строки из доклада: «Коррозия наносит не только прямой ущерб (ежегодно от нее теряется около одной трети произведенного за год во всем мире металла), но и косвенный: ведь разрушаются металлические конструкции (машины, крыши, памятники, мосты)». Определяем проблему, которую следует разрешить на уроке: как защитить металлы от коррозии? Учащиеся предлагают и обосновывают методы защиты металлов от коррозии.Химический эксперимент является одним из способов формирования и развития исследовательских умений учащихся. Эксперимент на уроке используют для создания проблемной ситуации, а так же как средство подтверждения или опровержения выдвинутых учащимися гипотез. При изучении темы «Гидролиз солей» в начале урока можно провести лабораторный опыт и с помощью универсальной индикаторной бумаги определить среду растворов солей. Наблюдения можно записать в таблицу.После проведения опыта совместно с учащимися выдвигаем проблему. Соли рассматриваем как результат реакции нейтрализации. Почему растворы солей имеют разную среду? Опираясь на известные знания о диссоциации, учащиеся выдвигают различные гипотезы. Учащиеся вспоминают различные признаки классификации кислот и оснований, анализируют формулы предложенных солей. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что происходит гидролиз, который является одним из химических свойств солей. Урок-исследованиеНа уроке-исследовании учащиеся осваивают методику научного исследования, устанавливают этапы научного познания. Исследовательские знания и умения учащиеся осваивают поэтапно, постепенно увеличивая степень самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.На уроках-исследованиях используются разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Предпочтение отдается работе в группах по 2-4 человека, так как работа в группе способствуют формированию коммуникативных ОУУН. Чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) разрабатываются и используются правила групповой работы. Урок-практикумНа уроках-практикумах учащиеся также работают в группах. Каждая группа, состоящая из 2-3 человек получает экспериментальное задание, которое в течении урока необходимо выполнить. При проведении практикума для учащихся создается инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.Исходя из имеющегося опыта можно предложить следующую структуру уроков-практикумов - сообщение темы, цели и задач практикума;- актуализация опорных знаний и умений учащихся;- мотивация учебной деятельности учащихся;- ознакомление учащихся с инструкцией;- подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;- выполнение работы учащихся под руководством учителя;- составление отчета;- обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.Эту структуру можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования. Уроки-практикумы проводятся в 11 классе, например по теме «Получение, собирание и изучение свойств газов», «Решение экспериментальных задач по неорганической и органической химии».В преподавании учебных предметов основная задача заключается в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их задавать вопросы и пытаться найти на них ответы, уметь объяснять результаты, делать обоснованные выводы. Внедрение исследовательского подхода способствует усилению мотивации учебной деятельности в обучении химии.Проектно-исследовательская работа в школе может быть разнообразной. Навыки этой работы на уроках химии учащиеся получают на практических работах, в которых сочетаются разнообразные задания: экспериментальные задачи, расчетные задачи, которые требуют теоретической подготовки к работе, и отражают основные этапы исследовательской деятельности.При решении экспериментальных задач учащиеся видят связь химии с жизнью, что способствует развитию интереса к изучению предмета, а также подготовить их к осознанному выполнению практических работ Научно-исследовательская работа во внеурочное времяМногие учащиеся способны заниматься научно-исследовательской деятельностью. На уроке такие дети заметны при выполнении практических и лабораторных работ, составлении проектов, выступлении с презентациями. При проведении практической части учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования, обрабатывают полученные результаты. Роль учителя на данном этапе организации исследовательской деятельности не является доминирующей. Учитель сотрудничает с учащимся, консультирует, подсказывает, как правильно работать с оборудованием, поставить эксперимент.Выполняя научное исследование, учащиеся приобретают навыки самостоятельного творчества, самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения, которые будут полезны в любой области деятельности.Ученик, занимающийся исследованием, проявляет значительную самостоятельность на всех этапах работы. У таких детей растѐт их познавательная активность и как правило, повышается качество знаний по предмету. Приобретенный опыт и исследовательские навыки учащихся влияют на качество выполнения опытов на практических работах: они быстрее подбирают реактивы для проведения реакций, делают правильные наблюдения и выводы. Исследовательская работа может помочь учащимся, определиться с выбором профессии, где основным направлением является работа с химическими веществами.Исследовательская работа требует много времени, и в основном происходит во внеурочное время. В моей практике научно-исследовательская деятельность в работе с учащимися тесно связана с вопросами экологии. Были проведены практические исследования учащимися по обнаружению нитратов в капусте, моркови с использованием дифениламина. С целью определения жёсткости воды учащимися 9 класса был сделан анализ водопроводной воды. Учащиеся 8-х классов определяли количество пыли на этажах в рекреациях. Наша школа и Донской ГАУ, проводят различные мероприятия, в том числе и по экологии. Учащимися под руководством учёных-консультантов и учителя были выполнены социально-значимые проекты на тему: «Влияние свинца и цинка на рост и развитие ячменя», «Экономия минеральных удобрений за счёт фиксации азота воздуха», «Изучение пригодности воды для хозяйственных нужд жителей п. Персиановский». С 2013 года ученики 10-11-х классов, участвуя во Всероссийском конкурсе исследовательских работ: «Юность.Наука.Культура»в г.Обнинск, стали лауреатами 1-ой 2-ой степени, они под руководством учёных Донского ГАУ и учителя подготовили проекты на тему: «Эффективность стимуляторов роста при выращивании петрушки в защищенном грунте», «Анализ уровня нитратов в кормах животных в хозяйствах Ростовской области», «Сравнительный анализ содержания эфирных масел в разных видах шалфея». В ноябре 2017- 2018 учебного года учащиеся 10 и 11 классов закончили исследования лекарственных растений,произрастающих на территории Ростовской области: Ожидаемые результатыПовышение заинтересованности детей в изучении предметов естественного цикла;Приобретение опыта исследовательской деятельности;Работа с различными источниками знаний, использование ИКТ;Анализ и подбор методов для проведения исследования;Работа с простейшими приборами и реактивами;Организация социологического опроса, анкетирования, и т.д.;Фиксирование и обработка результатов исследования;Увеличение числа представленных учащимися исследовательских работ на научно-практической конференции;Повышение качества исследовательских работ;Оформление результатов исследования и представления их к защите, выступления;Нахождение практического значения результатов исследования. Заключение (выводы)В современном мире выпускник должен быть эрудированным, успешным, уметь аргументировать, доказывать свою точку зрения. Важно, что знания, полученные в школе, надо не только усваивать, но и преумножать, перерабатывать, использовать практически, поэтому важно приобщать детей к элементам исследовательской деятельности уже в школьные годы.Работа учащихся над проектно-исследовательской работой расширяет их кругозор и любознательность, совершенствуются знания по предмету, приобретаются навыки публичного выступления, способствует развитию дружеских отношений между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Такая работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает многим учащимся возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.Владение учителем методикой организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования. Главной задачей учителя является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, стимула для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X