Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Наталья Сергеевна Корнилова

Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. В свою очередь, заметим, что у детей возникает пороговый уровень самосознания и регуляции поведения. Он характеризуется оформлением у ребенка его внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, предварительного планирования действий, организованности. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной . По нашему мнению, старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к социальным явлениям. Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 5-7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т. п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. Отметим, что дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, однако растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности сознательно руководствоваться в поведении усвоенными нравственными нормами. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество». Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 5-7 лет играет учебная деятельность. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества . Нравственные представления – общечеловеческие моральные ценности. К содержанию нравственных представлений, формируемых в дошкольном детстве, относятся представления о явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости и коллективном характере, о патриотизме и гражданственности, о нормах поведения в коллективе сверстников (почему надо делится игрушками, как надо договариваться друг с другом, как заботиться о младших и т.д.), об уважительном отношении к взрослым. Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» - «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем – к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др. Последующее «развертывание» начал нравственного сознания связано с освоением детьми наиболее общих понятий морали и этики – «добро», «зло» и др. Ведущей формой освоения нравственных норм стали: ознакомление с художественной литературой;Система работы включала два основных этапа. Работа проводилась в подгрупповой форме.Первый этап был нацелен на ознакомление детей с художественными произведениями и обогащение их литературного опыта в тесной связи с формированием представлений о нравственных нормах (доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость). Использованные произведения: «Крылатый, мохнатый и масляный» (русск. нар. ск.) «Швея» (чув. нар. ск.) Е. Осеева «Синие листья»; Н. Носов «Карасик», «Сказка про честные ушки»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; В. Осеева «Волшебное слово»; Я. Рогачев «Кто страше?»;  Е. Прокофьева «Сказка о ленивых носах»;  В. Элпи «Беглец». Методы и приемы, использованные согласно методике ознакомления с художественной литературой: чтение, беседа-анализ художественных произведений, рассматривание иллюстраций и т.д. Нравственное содержание указанных выше произведений зримо передается в их эмоционально-образной форме. Постижение детьми смысловой сущности данных текстов произведений через уяснение его конкретного  лексико-семантического поля становилось основой вычленения, качеств и чувств персонажей, их желаний мотивов, побуждающих их на те или иные поступки. Таким образом, категории «добро» и «зло», «щедрость» и «жадность» и т.д. получали посредством описания поступков персонажей в различных ситуациях необходимую для дошкольников конкретизацию.На втором этапе продолжалась работа по литературному развитию. Здесь использовались методы «вторичной» встречи с художественным произведением: инсценирование, драматизация, рисование иллюстраций, этюды-миниатюры и т.д. На данном этапе задача формирования эмоционального компонента нравственного качества продолжалась оставаться в сфере пристального внимания педагога. Но при этом важным становилось на основе обобщения нравственных представлений и понятий их проецирование в сферу собственного поведения и оценок.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X