Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кадырова Елена Викторовна

Работа с родителями по исправлению речи детей в дошкольном возрасте

скачать документ

Вернуться назад

План-содержаниеВведение………………………………………………………………….. 2Произношение у старших дошкольников…………………………….. 53. Речевой аппарат………………………………………………………….. 73.1. План работы по формированию правильного звукопроизношения…. 8 4. Рекомендации «Развиваем речь»……………………………………....... 9 5. Приложение………………………………………………………………. 11Введение РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт. Формирование и развитие речевой деятельности детей – обязательное условие общения в среде сверстников и взрослых людей. В школе детям необходимо овладевать разными видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом. Основное место в решении этой задачи принадлежит педагогам. В то же время нельзя недооценивать роль родителей в развитии речевой деятельности детей. Под руководством логопеда родители могут содействовать расширению речевой практики ребенка, закреплению полученных в школе навыков устной и письменной речи. Развивая речь как деятельность, необходимо, в первую очередь, создавать мотив, являющийся важным условием, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В условиях семейного воспитания мотив речевой деятельности может находиться в какой-либо другой деятельности: игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Необходимо так построить взаимодействие родителей с детьми, чтобы, проникая в различные виды доступной детям деятельности, речь выполняла бы коммуникативную функцию. Для реализации коммуникативной функции необходимо использовать средства коммуникации: язык в широком смысле слова: слова, жесты, различные знаки, символы. Поэтому в ходе работы родителей с детьми, должны накапливаться, расширяться пассивный и активный словарь детей, развиваться неречевые психические функции, непосредственно связанные с речью: восприятие, внимание, память, процессы переработки сенсорной информации. Этому способствуют различные экскурсии, прогулки, встречи и беседы со сверстниками и взрослыми, ознакомление с явлениями окружающего мира, сопровождающееся пояснениями взрослого, обращающего внимание на наиболее важные моменты наблюдаемых явлений, активизирующего ребенка к восприятию и усвоению получаемой информации. Проводя развитие речевой деятельности, необходимо помнить один из законов обучения языку: опережающее усвоение устной речи перед письменной. Всё, с чем ребенок встретится в письменной речи, он должен усвоить в устной форме. Поэтому каждый взрослый и его речевое поведение, в том числе и в семье, должны быть образцом для подражания. Необходимо следить за своей речью и помогать ребенку овладевать культурой родного языка. Работая над усвоением такого вида речевой деятельности как чтение, необходимо практиковать семейные чтения и беседы по ходу читаемого, совместное чтение родителей и детей с рассказыванием на тему читаемого, где в роли читателя и рассказчика выступают оба на равных, проведение досуга при организации языковых и литературных игр, подготовку к утренникам, праздникам, проводимым в школе. Наиболее тяжелый труд для младшего школьника представляет собой овладение письмом как деятельностью. Это не только процесс создания текста с последующей его графической фиксацией, но и приложение мышечных усилий еще мало тренированной руки. Коммуникативное написание осуществляется в том случае, если у ребенка появляется необходимость передать определенное сообщение определенному адресату. В связи с этим, продолжая закреплять навыки письменной речи в семье, можно предлагать детям подписать праздничную открытку членам семьи и близким родственникам, написать письмо другу, родственникам, организовывать игры, включающие письменное репродуцирование предложений различной сложности, конструирование предложений из заданных наборов слов, построение предложений с заданным опорным словом и т.д. Такие занятия на основе слова, литературного текста являются путем постижения ребенком родного языка и мира людей, в котором он живет. Работая с ребенком, родителям необходимо систематически консультироваться с логопедом, знать и учитывать уровень развития речевой деятельности своих детей. Постоянная помощь со стороны педагога, его соучастие, повышение уровня знаний в этой области дадут родителям возможность активнее включаться в сложный, но столь необходимый процесс усвоения детьми, навыков различных видов речевой деятельности. Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.Правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.Развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций.Формирование потребности в общении.Овладение речевой деятельностью предполагаетСпособность говоритьСпособность понимать сказанноеК старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает: Самостоятельной монологической речьюЗвуковой формой словЗначением слов ГрамматикойПроизношение у старших дошкольников Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15—20%). Чаще всего старшие дети заменяют звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная алалия (0 нед речь впереди), но они составляют сравнительно небольшой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6—7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в словопроизношении объясняется подражанием речи взрослых: «яблуко», «мине», «ходить», «фатить». Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.Речевой аппарат Чем же объяснить, что некоторые дети 5—6 лет страдают недостатками звукопроизношения, и как должна вестись с ними работа, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение? В чем причины речевых недостатков ребенка? Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко-и-словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.Речевой аппарат состоит из трех главных частей:Легкие с системой дыхательных мышц и подводящие дыхательные пути (бронхи, трахея).Гортань с голосовыми связками.Система воздушных полостей, расположенных над гортанью (глотка, носоглотка, рот, нос).Первая часть речевого аппарата подает струю воздуха, необходимую для образования голоса и звуков речи. Во второй части образуется голос. Третья часть выполняет двойную функцию: она является резонатором, усиливающим звук голоса, в ней образуются звуки речи. Получаются они в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть. Язык и губы могут совершать различные движения и принимать различное положение. Мягкое нёбо может закрывать и открывать проход в нос, а нижняя челюсть — подниматься и опускаться. Когда мы говорим, мы выдыхаем из легких воздух, который по трахее (дыхательному горлу) проходит в гортань. При обыкновенном дыхании или при произнесении звуков, образуемых без участия голоса, голосовые связки широко раскрыты, и воздух свободно проходит через гортань. Когда же голосовые связки сближаются или смыкаются, опи преграждают путь выдыхаемому воздуху. В этом случае выталкиваемый из легких воздух с силой прорывается между связками и заставляет их дрожать, вибрировать, в результате чего возникает голос. Если струя воздуха свободно выходит через рот, то, в зависимости от положения языка и губ, определяющих форму ротовой полости, получаются различные гласные звуки, при которых к голосу не примешивается никаких шумов. В других случаях, когда с помощью языка и губ во рту образуются различные преграды, выдыхаемый воздух трется о них или разрывает их, отчего получаются шумы. Такие шумы в соединении с голосом или без него образуют согласные звуки.3.1. План работы по формированию правильного звукопроизношенияIэтап — подготовительный:а)развитие слухового внимания;б)развитие речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата (губы, язык).IIэтап — формирование правильной речи:а) устранение неправильного произношения; б) автоматизация правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей. в) развитие у детей умения дифференцировать (различать) в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.Рекомендации «Развиваем речь»К моменту поступления в школу ребенок должен уметь выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события, вести дис¬куссию, аргументировать свое мне¬ние. Речевые навыки ребенка необ¬ходимо развивать, а словарный за¬пас расширять. Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.Что красивее?Ребенку показывают, например, две куклы (картинки, фотографии...) и спрашивают: "Какая красивее? По¬чему?". Задание можно считать вы¬полненным отлично, если ребенок назвал не менее 5 признаков, харак¬теризующих предмет, изображение с эстетической стороны.Назови словаЛучше играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя кругом, выби¬рают букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например, находящиеся в комнате или же изоб¬раженные на какой-либо картинке. Предположим, на картинке изобра¬жен лес, а игрокам надо назвать предметы на букву "д": дерево, дя¬тел, дупло... Выигрывает тот, кто сказал последнее слово.Слово за словоИгра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков несущественно.Первый игрок называет два случайных слова — например, "книга" и "подоконник". Следующий участник говорит, предположим: "Книга лежала на подоконнике" — и называет слово "девочка". Следующий игрок связывает предложением второе и третье слова: "К подоконнику подошла девочка", и так далее. Играть можно до бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение.Сочиняем сказкиИгра для обогащения словарного запаса, развития воображения и речевой реакции. Играть можно как вдвоем, так и целой группой. Задание следующее: коллективно сочинить сказку или историю. Фразы произносятся по очереди. Так, например, первый игрок говорит: "В дремучем-дремучем лесу жил маленький светлячок". Следующий игрок продолжает: "И увидел он как-то гномика, который заблудился". Историю можно сочинять до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Особенно интересные рассказы запишите в "Домашнюю книгу сказок".Рассказ наоборотИгра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: "Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи". Ребенок должен пересказать текст, например, так: "Был темный хмурый день. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались".Сделай рассказ интересным Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного запаса. Играть лучше вдвоем.Обратитесь к ребенку. "Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ. В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопросы и записывать ответы. Ты постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у нас получилось".Курица и лисицаКурица (какая?) гуляла (где?) со своими цыплятами (какими?). Вдруг показалась (откуда?) лисица (какая?). Она хотела схватить (как?) цыпленка (какого?). Курица (какая?) увидела лисицу (какую?). Она накинулась (как?) на нее и отбила (как?) цыпленка (какого?).Чем более разнообразные слова подберет малыш, тем интереснее получится рассказ.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X