Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: НЕБОГАТЫХ ИРИНА ИЛЬИНИЧНА

Открытый урок по сольфеджио для 1 класса "Тональность . Ре мажор"

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №6»Городского округа СамараОткрытый урок Учебный предмет: Сольфеджио 1 класс(Вокальное отделение)Тема: «Тональность Ре-мажор»Выполнила:педагог дополнительного образования Небогатых И.И.Самара 2018-2019 уч.г.Открытый урок «Сольфеджио» 1класс. Тема урока: «Тональность Ре-мажор».Тип занятия: комбинированный.Степень сложности: средняяФорма занятия: групповая.Педагог: Небогатых И.И.Дата проведения урока: 19.02.2019 г.Продолжительность урока: 40 минутНа уроке присутствовали учащиеся:Скиданова АнастасияЗеленина ПолинаЕвграфова ВикторияИванова МаргаритаМоисеева КсенияЗуева ДарьяАндриянов ДмитрийЦель: развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор.Учебно-методический материал:1.Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» ПО.02.УП.01. «Теория и история музыка» по предмету «Сольфеджио», реализуемая в МБУ ДО «Николаевская ДШИ». Составители: Чернова Т.Н., Шалагина Н.В., 2016г.2. Учебник «Сольфеджио», 1 класс. А.Барабошкина, изд. «Музыка»,М.,1988г.3. Рабочая тетрадь по сольфеджио, 1 класс. Калинина Г., 2009г.4.Учебное пособие «Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы»- «Мы играем, сочиняем и поем», сост. Ж. Металлиди, А Перцовская,1989г5.Учебник «Сольфеджио в сказках», О. Камозина, издат. «Эксмо», М., 2015 г.6. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - Л. «Музыка», 19867. Королева С. Теория музыки на уроках сольфеджио. – Спб., «Композитор», 2011Цели урокаОсновные:- развитие ладоинтонационного слуха;- познакомить учащихся с новым материалом: тональность Ре-мажор; - сформировать начальные навыки транспонирования; - помочь освоить новую терминологию; - совершенствовать навыки музыкального восприятия.Сопутствующие:- получить положительные эмоции от участия в работе на уроке;- доставить эстетическое удовольствие;- повысить мотивацию к процессу обучения.Задачи урокаОбразовательные:Сформировать первичные знания, умения, навыки по теме «Тональность Ре-мажор», опираясь на ранее полученные знания. Расширить знания учащихся о тональностях.Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений.Обучить первичным навыкам транспонирования из До-мажора в Ре-мажор.Развивающие:Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.Развивать музыкальное аналитическое мышление.Развивать слуховые представления.Развивать вокально-интонационные навыки.Развивать эмпатию, чувство сопереживания через слуховые впечатления.Воспитательные:Воспитывать интерес к предмету «Сольфеджио».Воспитывать уважение к мнению одноклассников.Воспитывать любовь к музыкальному искусству.Воспитывать волевые качества – терпение, настойчивость, целеустремлённостьПрогнозируемый результатЗнания: учащиеся закрепят знания о строении мажорной гаммы, познакомятся с тональностью Ре-мажор, с понятием «ключевые знаки», с принципом транспонирования.Умения: учащиеся научатся отличать тональности До и Ре-мажор по нотному тексту, транспонировать несложные мелодии, будут совершенствовать умение сравнивать и анализировать. Навыки: учащиеся укрепят вокально-интонационные навыки пения мелодий в До и Ре-мажоре с дирижированием, будут развивать навыки анализа мелодий по нотному тексту.Педагогические технологии:обучение в сотрудничестве;технология проблемного диалога; личностно-ориентированная технологияМетоды реализации поставленных задач:словесный - беседа, рассказ, объяснение;наглядный; эвристический (частично-поисковый); метод сравнения и анализа; практический; творческий;игровой.Структура урока:Вводная часть: организационный момент – 2 минутыВхождение в тему — 3 минутыОсновная часть — 20 минутЗакрепление знаний и способов действий — 15минутПодведение итогов, домашнее задание — 5 минутПлан урокаВводная часть (5 минут)Цели: организация внимания, настроить учащихся на учебную деятельность, создать благоприятный настрой на уроке на общение с музыкой.Задачи: проверить подготовленность учащихся к уроку, распеться, задать непринужденную, творческую атмосферу в классе.Методы: беседа, объяснение, наглядный, игра.Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку.Основная часть – изучение нового материала (20 минут)Цели: дать прочное и глубокое понимание нового материала. Создать взаимосвязь известного и изученного ранее материала с новым.Задачи: дать четкое представление о тональности Ре-мажор. Познакомить с новым музыкальным приемом - транспонированием. Добиться восприятия, осознания и усвоения новых знаний. Создать такие условия и настрой, чтобы учащиеся смогли следить за объяснением в течение всего урока без потери внимания. Развить навыки пения по нотам с дирижированием в До-мажоре и Ре-мажоре. Развивать творческие навыки (импровизация ритмического рисунка при пении гамм, упражнений). Развивать внимание, волевые качества, умение высказывать свою точку зрения и терпимо относиться к чужой. Развивать наблюдательность, аналитическое и логическое мышление. Методы: беседа, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, практический, творческий.Критерии усвоения: показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий, активность и увлечённость всего класса в выполнении предложенных заданий. Закрепление пройденного материала (15 минут)Цели: повторить и закрепить на практике освоение учащимися новых понятий, умений и навыков.Задачи: закрепить и систематизировать полученные знания и умения, выявить степень их усвоения каждым учащимся, повторить то, что хуже усвоилось, скорректировать пробелы и неверные представления. Методы: беседа, письменная работа.Критерии усвоения: учащиеся справились с письменным заданием, принимали активное участие в ответах на вопросы, дали минимальное количество неверных ответов.Подведение итогов, домашнее задание (5 минут)Цель: организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания, учить детей давать оценку своей деятельности.Задачи: 1. Предложить детям оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. 2. Сообщить содержание домашнего задания. Объяснить смысл и цель домашнего задания, мотивировать необходимость и обязательность домашней работы. Показать алгоритм выполнения домашнего задания.Методы: беседа, объяснение.Критерии усвоения: учащиеся поняли, как нужно выполнить домашнее задание, они успешно мотивированы на его выполнение, об этом свидетельствует их положительная эмоциональная реакция на содержание и объем предстоящего домашнего задания. Логика построения материалаПовторение: тональность До-мажор, строение мажорной гаммыПостроение гаммы от ноты «Ре» на клавиатуреКлючевые знаки в Ре-мажоре: фа# и до#.Определение понятия: «Транспонирование» - перенос мелодии из одной тональности в другую Практическое задание: транспонирование мелодии № 45 из До-мажора в Ре-мажор Сравнение по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. № 45Ход урокаЭтап 1. Приветствие. Настрой на общение с музыкой. Постановка цели и задач урока. Этап 2. Вокально-теоретическая разминка.Распевание. Спеть Гамму До-мажор: сольфеджировать с дирижированием с использованием карточек с ритмическим рисунком.2/4 I П I I П I I I II 2/4 П П I I П I I IIСпеть гамму До-мажор произвольно, используя ритмические группы четверти и восьмые.Спеть Трезвучие, Тонику. Повторить «Песенку медведя» А. Филиппенко (стр.34 А. Барабошкина), Вспомнить сказку «Тон, тон, полутон» (стр.18-19 О. Камозина) Повторить строение мажорной гаммы.Этап 3. ТеоретическийПостроение гаммы на «Клавиатуре» от ноты «ре» по схеме мажорной гаммы. Подбор гаммы Ре-мажор на фортепиано.Этап 4.Знаки альтерации В процессе построения гаммы Ре-мажоре определяются два ключевых знака – фа# и до#. Навыки определения по нотному тексту тональностей До и Ре-мажор. Вводится понятие: ключевые знаки. Считаем ступени в Ре-мажоре от «Тоники».Этап 5. Построение гаммы Ре-мажорОпределение нового понятия. Транспонирование – перенос мелодии из одной тональности в другую. Сравнение тональностей и основные принципы транспонирования из До-мажора в Ре-мажор. Тоника. В нотной тетради записать изучаемую гамму, подписать ступени, вводные звуки, тонику.Этап 6. Вокально-интонационная работа.Спеть гамму Ре-мажор с названием ключевых знаков, в ритмическом рисунке I Пс дирижированием.Этап 7. Сольфеджирование и пение с листа. Разбор №50 украинская народная песня «Галя по садочку ходила» (стр.38 А. Барабошкина). Определение тональности Ре-мажор. «Спеть в ладоши» ритмический рисунок песни, восьмые длительности – в ладоши, четвертные длительности – о парту. Обратить внимание на нисходящее движение мелодии от V ступени к I.Спеть сольфеджио, добиваясь чистого, стройного интонирования, добиваясь четкости дирижирования. Спеть со словами.Разбор №52 «Едет, едет паровоз» (А.Барабошкина, стр.39), определить направление мелодии, отметить одинаковые фразы, просольфеджировать с дирижированием. Этап 8. Слуховой анализ.Ритмический диктант. Простучать ритмический рисунок «Веселая дудочка» сл. Н. Френкеля, музыка М. Красева в обработке А. Перцовская (стр. 35 Ж. Металлиди, А Перцовская) с аккомпанементом. Разбить мелодию на фразы. Записать ритмический рисунок песни.Этап 9. Творческое задание.1.Определить и назвать «спрятанные» в словах названия нот, записанные на доске в басовом ключе (стр. 11 Ф. Калинина «Сольфеджио» Рабочая тетрадь), задание №8. Какими ступенями для Ре-мажора они являются? 2.«Веселая дудочка» - разучить песню с использованием музыкальных шумовых инструментов (барабан, бубен, треугольник)Этап 10. Повторение пройденного на уроке. Закрепление новых понятий и навыков. Вопросы отражают важнейшие этапы объяснения: - вспомнить название темы урока;- что такое гамма, ее строение; - тоника, трезвучие, ступени гаммы; - тональность Ре-мажор, ключевые знаки; - фраза, мажор, форте и пиано, акцент; - басовый ключ, расположение звуков в басовом ключе; - группировка длительностей; - что такое транспонирование; - как перенести мелодию из До-мажора в Ре-мажор.Этап 11. Подведение итогов урока.Дети оценивают свою работу на уроке, участие в работе: - понравился ли урок; - что понравилось больше всего;- кто лучше всех работал на уроке.Итоги урока:№Ф И учащегосяоценка1 Скиданова Анастасия42Зеленина Полина53Евграфова Виктория44Иванова Маргарита55Моисеева Ксения56Зуева Дарья57Андриянов Дмитрий4Этап 12. Домашнее задание.Петь гамму Ре-мажор в ритмических рисунках 2/4 I П с дирижированием, тонику, 2) цифровку в Ре-мажоре: I-III-V-I-V-II-VII-I3) №52 «Едет, едет, паровоз» Г. Эрнесакса (стр.39 А. Барабошкина) выучить с дирижированием наизусть со словами и сольфеджируя4) подобрать №52 на инструменте от звуков до, ре, ми, фа, соль.5) разгадать слова, зашифрованные с помощью нот в басовом ключе задание №9 Ф. Калинина «Рабочая тетрадь», стр.11Этап 13. Заполнение преподавателем дневников учащихся: домашнее задание, выставление оценок. Этап 13.Анализ урок.Урок прошел с большим интересом, все дети получили положительные эмоции от участия в работе на уроке. Ученики 1 класса обладают хорошими вокальными данными. развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор прошел хорошо. Тема урока была выбрана верно, так как она актуальна для данного случая.Этап 14. Рекомендации. Акцент делать на написание нот, больше дирижировать и сольфеджировать. Развивать музыкальный слух (уметь слышать и слушать). Совершенствовать навыки музыкального восприятия.Этап 15. Выводы .Выбранные педагогом методы и приёмы воздействия на учеников хорошо действовали, давая наглядный результат. Цель урока - развитие ладоинтонационного слуха и метроритмических навыков на примере изучения гаммы Ре-мажор на уроке - была достигнута. Урок прошёл в непринуждённой атмосфере, педагог объяснял задания доступным и понятным для данного возраста языком.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X