Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кравцова Марина Викторовна

Эссе «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

скачать документ

Вернуться назад

ЭССЕ «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» Кравцова Марина Викторовна Муниципальное образовательное учреждение «Темповская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» (МОУ «Темповская СОШ Ртищевского района Саратовской области»)Учитель начальных классов Человек медленно рождается. Он постоянно реализует накопленные им знания, ощущения. И чем больше этот эмоциональный запас, тем интереснее жить человеку, тем больше он видит, тем шире и ярче мир. А.Н. Коть.Сколько слов уже сказано о школе, об обучении, воспитании, развитии личности… И всё-таки рискну продолжить разговор, потому что убеждена, что слово тоже действие любого, даже мимолётного раздумья о проблемах школы, проблеме развития человека, в том числе и начальных классов.Передо мной книга Экзюпери «Маленький принц». « Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.- Разве шляпа страшная?- возразили мне.А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы было понятнее. Взрослые посоветовали мне не рисовать змей, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой…Вот так случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпел неудачу с рисунком и утратил веру в себя».Есть поэты, никогда не пишущие стихов. Они строят свою жизнь как поэму. Есть актёры, никогда не играющие на сцене, но свою жизнь они разыгрывают, как драму. Есть художники, никогда не державшие в руках палитру, но в своей душе они создают прекрасные картины.Для каждого человека есть возможность проснуться, обрадоваться, удивиться. Один увидел незамеченные связи в мире, другой догадался, что всё в мире относительно. Что заставило Ньютона искать объяснение тому, почему яблоко падает? Что заставило Дарвина найти ответ на вопрос, почему корень растёт вниз?И как было бы здорово, если бы и мои ребятишки как можно чаще задавали себе вопросы, пусть даже нелепые! Как можно больше фантазировали, словом развивались!Смею утверждать, что традиционная система обучения не ставит перед собой такую задачу. Она озабочена тем, чтобы дать ученикам некоторую сумму знаний. Кто больше и лучше запомнит, тот и молодец! Ребёнок превращается в аппарат, он поглощает цифры, даты, фамилии и ничего не даёт миру. Обучение, которое не планирует задачи развития личности, не всегда даёт развивающий эффект.Вспоминается мысль нашего выдающегося психолога Л.С.Выготского, которую можно рассматривать в качестве основополагающей для перестройки образовательного процесса: «Развитие есть результат, не совпадающий с его содержанием». Обратим внимание на слова «не совпадающий», они означают, что нельзя измерять результаты обучения только по содержанию программ, необходимо оценивать те изменения, которые произошли в психическом развитии школьника.Что же такое развитие? Выделю несколько основных показателей происходящих в школьнике изменений.1. Развитие – это не количество знаний, которые получил школьник, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности (в том числе в нестандартных ситуациях). Например, ученик может не только рассказать о свойствах воды, пересказав (часто дословно) текст учебника, но и заполнить соответствующую таблицу, провести несложный опыт по определению свойств снега, льда, воды; привести примеры их использования человеком.2. Развитие – это не наличие знания, а умение его добывать. Давайте задумаемся над хорошо известным и очень печальным фактом: школьник умеет, но не любит читать. Я не говорю здесь о первоклассниках, которые только учатся читать. Начиная со второго класса чтение становится уже общеучебным, познавательным умением, но оно, к сожалению, не часто используется школьниками для самообразования, для «добывания» новых знаний. Причин тому много, но одна из важнейших заключается в том, что школа чаще всего предлагает ученику знания в готовом виде, не учит школьников навыкам самостоятельной познавательной деятельности.3. Развитие – это не наличие знания, а умение определять своё незнание. Учебная деятельность невозможна, если у учащегося не развита контролирующая и оценивающая деятельность.Итак, проблема соотношения обучения и развития необыкновенно важна для школы, так как именно её решение в значительной мере определяет ту роль, которую школа может играть во всестороннем развитии личности школьника.Это требует пересмотра целей обучения на начальном этапе и выдвижения как приоритетной развития личности школьника на основе ведущей (учебной) деятельности, становления его как субъекта этой деятельности. Напомню, что ведущая деятельность оказывает принципиально важное влияние на становление личности, потому что она в большей степени, чем другие деятельности этого возрастного периода, удовлетворяет потребностям ребёнка, в значительной мере определяет его развитие.Знаете, как Леонардо да Винчи выбирал себе учеников? Он усаживал молодых людей за стол, каждому давал листок бумаги, на котором было нарисовано большое бесформенное пятно. Кто сможет увидеть больше образов, силуэтов, тот и будет дальше учиться живописи. «Ищите материал, - наставлял он своих учеников, - всюду, во всём, что вас окружает, всматривайтесь в причудливые очертания».А в одном из клубов юных техников организаторы придумали особые критерии приёма – никаких экзаменов, никаких собеседований! Желающий заниматься в клубе, должен принести свой проект машины, корабля, дороги – всё что угодно. И чем безумнее проект, тем легче пройти по конкурсу!И, наверное, это здорово и правильно! Если ребёнок умеет придумывать, он, безусловно, способный. Это дар! И этот дар надо не пропустить, его надо развивать, прежде всего нам, взрослым.Дети хотят объяснять, наблюдать. И если с высоты нашего опыта мы прервём его догадки, то как знать, какую мысль, какую мечту мы разрушим!А вот как смотрит на эту проблему известный французский педагог Селистен Фроне: «Цель воспитания – максимальное развитие личности и для учителя оно очень полезно. Естественно, возможности воспитания не безграничны, оно не универсально и не всеохватно. Ребёнок развивается в процессе обучения, в ходе социализации, которая происходит под влиянием всего миропорядка, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, а также через семью, среду молодёжного общения; он совершенствуется под влиянием самовоспитания и саморазвития».В этом безбрежном море влияний есть часть, происходящая целенаправленно, под педагогическим управлением. Это и есть воспитание, оно-то и призвано помочь личности не быть поглощённой этим морем, найти в нём своё лицо, своё отношение с миром, людьми и самим собой.Анализируя этимологию слова «развитие», мы видим в нём латинский корень «вит», означающий «жизнь», и приставку «раз-», означающую усиление, напряжённое проявление, и, следовательно, в целом получаем «наращивание жизненности», жизненных сил.Известно, что развитие личности – активный саморегулирующийся процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.Вспоминаются слова К.Д.Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Цель жизни и её счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля. Вот почему лучшим наследством, которое могут оставить детям взрослые, К.Д.Ушинский считал любовь к труду.Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ей до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит её настолько, что ценность этого вида деятельности для развития личности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.Л.С.Выготский ввёл понятие «зона ближайшего развития». Такой «зоной» является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребёнку, чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, он мог сделать самостоятельно. Чтобы пройти этот новый отрезок пути личностного развития, надо устранить противоречие между новыми задачами и прежним, недостаточным для их выполнения опытом. Это противоречие устраняется в результате труда, упражнения, проб и ошибок. В итоге количество переходит в качество: с тем, что раньше ребёнок не умел делать или делал лишь с посторонней помощью, сегодня он справляется сам. Значит, у него появились те внутренние силы, которые нужны для более сложного труда. Его мозг развился, потому что стал органом управления ещё одним видом деятельности. Каждое новое умение – это не только сноровка, ловкость, богатство физических навыков: это ещё и новый шаг в умственном развитии. Поставьте перед ребёнком цель – и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы, необходимые для её осуществления. Каждый шаг по пути к самостоятельности, каким бы он ни был малым, - это одновременно и шаг вперёд в развитии жизненных сил.Ошибка многих педагогов и родителей состоит в мелочной опеке, стремлении делать всё за ребёнка, направлять каждый его шаг, торопиться с подсказкой, помощью даже там, где он в ней не нуждается. Это не позволяет ему сделать шаг от извне направляемой деятельности к самостоятельности, а значит ставит преграду на пути развития его способностей. В результате ребёнок вырастает пассивным, беспомощным и вялым, с неразвитыми жизненными силами.Да, сложный вопрос. Он и не к школе, не к ВУЗу, а к государству…Недавно меня поразило одно наблюдение. Известный московский врач долгое время лечил одну девочку. Она болела астмой. Лечение шло своим чередом, когда однажды врач заметил: как только приближается приступ, девочка начинает рисовать яркие цветы, огромные жёлтые круги и т.д. Как только приступ утихает, рисунки становятся спокойнее в нежно-розовых тонах. Врач стал собирать эти рисунки. И когда девочка выписывалась, он их показал её родителям.- Что это? Какая красота! Вероятно, талантливый ребёнок?- Да, - ответил врач.- Кто-то из ваших пациентов?- Ваша дочка.Случай удивительный. Я о нём вспомнила, чтобы подтвердить давнюю мысль: человек не знает, насколько он талантлив, он не осознаёт своих возможностей. Так вот искусство педагога и состоит в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке способности творца. Это мой девиз! В этом моя педагогическая философия!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X