Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кузнецова Татьяна Борисовна

Понятие леворукости и причины ее возникновения

скачать документ

Вернуться назад

МДОУ «Детский сад № 138 Воспитатель: Кузнецова Татьяна БорисовнаПонятие леворукости и причины ее возникновенияМнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы, но, не смотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она изучена и есть четкие, аргументированные подтверждения какой – либо одной гипотезы. Среди работ есть и серьезные, бездоказательные и доказанные многолетними исследованиями. Обилие гипотез уже само по себе говорит о возможности существования различных причин, приводящих к леворукости [2,с.10].Левшество как самостоятельная проблема является объектом исследования медицины, нейробиологии, психологии и других научных дисциплин. И, не смотря на то, что в последние десятилетия обозначился кардинальный поворот к феномену леворукости в рамках различных подходов, нельзя, по-видимому, назвать ни одного окончательно решенного вопроса, связанного с данным явлением. Вместе с тем лавинообразное накопление фактического материала свидетельствует о необходимости дальнейших разработок в этом направлении. Рассмотрим понятие леворукости, толкование которому дается в различных словарях: леворукость рассматривается как один из вариантов межполушарной организации мозга, при котором левая рука является ведущей в различных двигательных операциях (письмо, рисование, еда, одевание, зажигание спички и др.) [13,c.237].В словаре Мещерякова Б., Зинченко В. леворукость (англ. left-handedness) — врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Другие определения дают понять также, что леворукость является доминирование левой руки над правой, а вот генетически ли это обусловлено или все ж приобретенный навык достоверно неизвестно и по сей день. Существует еще множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости. Центральное место здесь занимает разностороннее рассмотрение модели «правшество-левшество» с точки зрения сложившихся в эволюции механизмов функциональной ассиметрии головного мозга человека.Казалось бы, организация мозговой деятельности у левшей должна быть такая же, как у правшей, но в зеркальном отражении. Но это совсем не так! Левша устроен и развивается совершенно по другим законам. Без экскурса в строение мозга трудно описать особенности развития ребенка-левши. У правшей правое и левое полушария мозга имеют собственные функции и находятся в постоянном взаимодействии. Информация извне поступает сначала в правое полушарие, где узнается, «получает образ», а затем уже в левое, где конкретизируется и называется. Правое полушарие (у правшей) преимущественно отвечает за оценку пространственных отношений, воображение, целостное восприятие, оценку ритмов и одновременное восприятие нескольких стимулов. Левое полушарие специализируется на оценке временных отношений, конкретизации словесных выражений, чисел, на аналитическом последовательном восприятии, абстрактном и обобщенном мышлении. Правое мозговое полушарие сопряжено в основном с чувствительной сферой, а левое сопряжено с двигательной и речевой сферой. Правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, а левое – за работу правой половины тела. У большинства людей доминирует «логическое», левое полушарие, а организующую роль играют энергетические, подкорковые структуры. Внутри полушарий компоненты психических функций тоже достаточно четко локализованы. Мы знаем, например, что за пространственные представления и пространственную организацию психических функций отвечает теменная зона левого и правого полушария, а за понимание обращенной речи – височная область левого полушария [11,c.12].У левши оба полушария, как правило, более автономны по своей работе, межполушарные взаимодействия формируются гораздо позже, чем у правши. В повседневной жизни это проявляется так: ребенок часто не слышит обращенного к нему вопроса, часто не может объяснить смысл слова, обращенной к нему речи. Часто «левшонок» делает неправильные выводы из прочитанного рассказа или трактует нестандартно жизненную ситуацию [11, c.25].Выделяют три вида леворукости:Генетически закрепленная (наследственная) леворукость - половина всех леворуких - неотягощенная леворукость.Компенсаторная (патологическую) леворукость - отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья - при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства.Вынужденная леворукость - серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности [6, c.29].Генетически обусловленная леворукость передается по наследству по законам, описанным Грегором Менделем в прошлом веке. Точно так же передаются по наследству такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. Наиболее успешными во всех жизненных аспектах являются левши наследственные, имеющие генетическую леворукость, которая не связана с нарушениями мозговой деятельности. При обучении они, как правило, не имеют острых проблем, показывают хорошие результаты по чтению, письму математике и другим предметам.В специальной литературе леворукость, которая не имеет генетического фона и не передается по наследству, называется патологической. Такое название эта разновидность леворукости получила потому, что в ее основе лежит какое-то нарушение в деятельности левого полушария, т.к. действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей - левое, а у леворуких - правое. Так вот, если левое полушарие по каким-то причинам не может взять на себя управление правой рукой, то правое может компенсировать это нарушение, взяв на себя функции левого полушария. Но в этом случае ведущей рукой станет левая. Такую леворукость еще называют компенсаторной. Компенсаторная леворукость может являтся следствием:родового стресса - наличие не менее двух из перечисленных неблагоприятных факторов - низкой массы тела новорожденного, стремительных или затяжных родов, асфиксии новорожденного, родовой травмы, использование травмирующих приемов механического родовспоможения и т. д.; патологии беременности; тяжёлых заболеваний и травм ребёнка в младенчестве.Наиболее распространёнными причинами вынужденной леворукости принято считать аномалии строения или потерю правой верхней конечности, длительные травмы правой руки, перенесённые в раннем детстве, парезы и параличи правой руки при детском церебральном параличе. В тот период жизни ребёнка, когда он должен был осваивать управление собственными конечностями, правая рука оказалась исключенной из активной деятельности. Ему пришлось пользоваться левой рукой. По организации работы головного мозга такие дети не являются леворукими, но наиболее активной у них будет левая рука [7, c.43].Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой [7, c.113].Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.Итак, мы еще раз убедились, что категория "леворукие дети" совсем не однородна и любые стереотипы восприятия могут загородить от нас реального ребенка с его совершенно индивидуальными особенностями. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей как таковых. Думаю, что большинство согласиться с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.Существуют определенные психолого-педагогические особенности леворуких детей: по мнению нейропсихолога А. Семенович, практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протекаем своей психической деятельности. Кажущаяся невероятной их способность к спонтанному (не нуждающемуся в длительном обучении) выстраиванию достаточно сложных программ поведения - свойство, данное им природой. По всей видимости, оно тысячелетиями оттачивалось эволюцией как адаптационный механизм, сформировавшийся у левшей в противовес упомянутым выше «уязвивым» точкам их мозговой организации [6, c.113].Во многих случаях они достигают нужных результатов как бы обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние и внутренние средства, позволяющие альтернативно, без опоры на первичных психологический фактор (если он недостаточен), решать проблемы, прямо на этот фактор опирающиеся. Причем каждый раз процесс такого опосредствования просто непредсказуем. Далее рассмотрим ряд особенностей леворуких детей: 1) Психофизические особенности: Известный ученый Э. Питерс пишет о том, что существуют два типа развития речи у детей: аналитический и гештальтный («гештальт»-образ, форма). Дети с аналитическим типом развития идут от отдельных слов к словосочетаниям, а затем к грамматическому оформлению высказывания. Дети с образным типом развития речи, а это в основном левши и небольшое количество правшей, сразу строят нерасчлененный текст, то есть предложение, которое представляет собой нечленораздельный речевой поток с хорошей интонированием и мелодикой. Затем в потоке начинают различаться отдельные освоенные ребенком слова.У таких детей отмечается зеркальное рисование. Особенно четко это прослеживается при копировании фигур (фигуры меняются местами: правые налево и наоборот), причем ребенок не чувствует неправильности. Это свойство является следствием неусвоенности ребенком основных принципов организации и пространства.У леворуких детей отмечается весь комплекс трудностей письма: выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв, оптические замены (т-п, л-м), искажение конфигурации и соотношения элементов букв, зеркальное письмо. Долгое время считалось, что детей, которые пользуются левой рукой активнее, чем правой, необходимо переучивать, подгоняя под общий стандарт. Но ничего хорошего из такого переучивания не получилось: у детей часто развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это можно понять: ведь леворукость — это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно отличное от нормы распределение функций между полушариями мозга. Заставлять левшу писать правой рукой — это значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. Если ребенок пишет левой рукой и, следовательно, по крайней мере, частично, этот процесс регулируется правым полушарием, то заставлять его писать правой рукой означает создавать дополнительную нагрузку для систем левого полушария.Наиболее распространенные ошибки при овладении чтением - это перестановка букв, замена букв близкими по конфигурации, «перескакивание» через строку. Дети левши могут иметь свое индивидуальное предпочтение направления чтения. Иногда дети читают текст с конца, слово-слогами. При этом инверсия слов не мешает понимать им смысл текста.2) Морфологические особенности:а) левая рука несколько больше правой;б) ноготь левого мизинца несколько шире правого;в) более развиты вены на тыльной стороне левой кисти;г) более подвижна мимика левой половины лица.3) Эмоционально-психологические особенности:а) повышенная эмоциональная чувствительность;б) ранимость;в) быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;г) высокий уровень креативности;д) ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;е) раздражительность и обидчивость;ж) подверженность различным страхам (боязливость);з) низкий уровень самоконтроля;и) пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);к) конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);л) сонливость;м) повышенный уровень тревожности;н) эстетическая впечатлительность. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. Им приводятся интересные факты: клинические формы неврозов среди леворуких диагностировались в 32% случаев. Он убедительно доказал, что «фактор переучивания» («декстра-стресс»-стресс праворукой среды) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов леворуких детей. Переучивание связано с риском, потому что вызывает нарушение баланса взаимодействия полушарий головного мозга. В результате испытываемых неудач ребенок не уверен в своих силах, тревожен, неудовлетворен, подавлен. При наличии острой психической травмы (стресса) подобное состояние и приводит к неврозам. Наиболее часто среди детей-левшей встречается астенический невроз. Основными симптомами которого можно считать повышенную утомляемость, резкое снижение работоспособности, быстрая истощаемость, вялость, апатия. Еще один вид невроза - невротическое заикание. У переученных левшей речевые судороги увеличиваются после напряженной письменной работы правой рукой. Если же у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, то возможны истерические проявления – истерические неврозы. Они проявляются в виде психомоторных припадков: отказ идти в детский сад, падания навзничь с громким плачем, рвота. Специальные исследования показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации. Им трудно привыкать к трудной обстановке в силу повышенной эмоциональности и впечатлительности. Хорошее понимание социальных норм, ответственность сочетаются у леворуких с высоким уровнем тревожности, неуверенностью и замедляют адаптацию, а иногда и делают ее болезненной [10, c.49].Становление многих психических функций в онтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально. Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольных средств для овладения теми операциями, которые у правшей, как известно формируются естественно, независимо от их произвольного желания, просто по определенным психологическим законам. Левша как бы всякий раз изобретает, а то и фантастическим образом находит свой способ построения и овладения миром правшей. Ведь у них в отличие от правшей не простраивается стабильно тот психологический пласт упроченных навыков и автоматизмов, который позволяет функционировать во внешнем мире, в значительной мере не задумываясь: «А как это сделать?», не привлекая дополнительных осознанных средств. Именно поэтому, воспитывая левшу, следует максимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им в повседневной жизни. Так, не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, тех умений и способностей (речевых, двигательных, интеллектуальных и т.п.), которые необходимы любому из нас, чтобы наиболее полноценно актуализовать себя в быту, учебе, социальных контактах, поведении вообще.Таким образом, мы рассмотрели понятие леворукости как врожденное или вынужденное использование левой рукой в качестве ведущей. Выделили три вида леворукости: генетически закрепленная (наследственная), компенсаторная (патологическую) и вынужденная леворукость. В этой же главе были выделины три группы особенностей леворуких: психофизические, морфологические и эмоционально-психологические. На основании исследований ученых пришли к выводу, что насильственное переучивание провоцирует развитие неврозов и что при воспитании и обучении леворукого ребенка нужно учитывать его особенности.Леворукость веками былa и остается загадкой, притягивающей внимание.Люди – левши всегда вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство.По данным отечественных авторов, количество леворуких детей по годам варьируется от 15 до 23%. Конечно, леворуких меньшинство и еще меньше их становится по мере взросления. Педагоги сделали первый шаг в сторону признания особых образовательных потребностей леворукого ребёнка, пришли к мнению, что не надо переделывать природу, кроме того, к леворуким детям должен применяться индивидуальный подход и даже использоваться другие методы обучения, более естественные для них и поэтому более эффективные [1, c.65]. Таким образом, левшество и леворукость является вариантом нормального развития. Норма понимается как отсутствие патологии. Если у человека не обнаруживается симптомов патологии, следовательно, он нормален. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Айрапетянц В. А. Леворукость у детей и подростков. - М.,Просвещение, 1987 – 132.2.Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001 – 432.3.Безруких М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург, Вентана-Граф, 1998. - 320. 4.Выгодский Л. С. Психология развития человека. - М.: Просвещение, 2003 - 176. 5.Николаева Е.И. Леворукий ребёнок: диагностика, обучение, коррекция. - СПб.: Детство-Пресс, 2005 - 35. 6.Семенович А.В. "Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей"- М.: Генезис, 2016 – 250.7.Хорсанд Д.В. "Если ребенок - левша" – СПб.: "Сова", 2006 -50.8. Чуприкова А.П. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. - М. Столетие, 1997 - 164.9. Шелопухо О. А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребёнок левша. - СПб.: Нева, 2002 - 62.10.Мой ребёнок - левша. Диагностика и обучение леворуких детей / Т. В. Пятница. - Ростов н/Дону: Феникс, 2011 – 94.11.Соболева А. "Левши – особенные дети... Портрет левши в интерьере". Начальная школа. 2007 12.Большой психологический словарью./Под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко - СПб.: Прайм Еврознак, 2006.13.Клиническая психология. /Словарь под ред. Н.Д. Твороговой – М.: Пер Сэ, 2007.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X