Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Чабан Людмила Васильевна

Развитие памяти у дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Консультация для родителейРазвитие памяти у дошкольников (рекомендации, игры, упражнения) Немного теории…Роль памяти в развитии ребенка трудно переоценить. С ее помощью он усваивает знания о самом себе и об окружающем мире, овладевает нормами поведения, приобретает различные умения и навыки. И делает это ребенок в основном непроизвольно, то есть он не ставит перед собой цель что-либо запомнить, поступающая к нему информация запоминается как бы сама по себе. Правда, не любая информация: легко запоминается то, что привлекает своей яркостью, необычностью, что производит наибольшее впечатление, что интересно. Со временем память ребенка становится все более управляемой -произвольной. Именно этот вид памяти играет важную роль в обучении.Возрастные показатели развития памяти:5-й год жизни – начало периода более или менее удовлетворительного запоминания, так как именно с 5 лет жизненные впечатления ребенка носят систематизированный характер и сохраняются на всю жизнь. Более ранние детские воспоминания, как правило, отрывочны и разрозненны.К 6 годам начинается развитие произвольной памяти, для которой нужны сознательные волевые усилия. Но к произвольному запоминанию и воспроизведению ребенок обращается, когда возникает необходимость непосредственно в его деятельности (ему самому нужно запомнить) или когда этого требует взрослый. Чтобы помочь ребенку овладеть произвольным запоминанием, нужно научить его специальным мнемическим приемам (от греческого «mneme» - память), доступные варианты которых уже могут быть освоены ребенком в 6-7 лет.К 7 годам ребенок обычно умеет выделять цель запоминания (что нужно запомнить), владеет простыми приемами запоминания (как запомнить). Развиваются все виды памяти: образная, словесно-логическая, кратковременная, долговременная, оперативная и др.Любопытная информация о памяти:Способность к запоминанию у девочек развита лучше, чем у мальчиков. Поэтому число повторений материала для мальчиков должно быть больше. Девочки лучше запоминают стихотворения и легче справляются с запоминанием большого количества фактов.Любой материал (зрительные или слуховые образы) для запоминания требует повторения. Через какие промежутки времени следует делать повторения? После запоминания оптимальным считается повторение через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения пред сном (за 15-20 минут до сна) и утором на свежую голову. Как лучше учить стихи?Если ребенок плохо запоминает стихи, а это явление довольно распространенное, необходимо научит его нескольким методам, облегчающим этот процесс. Заучивание стихотворений является еще и наиболее продуктивным методом тренировки памяти. Общие правила: Перед заучиванием стихотворения нужно прочитать его ребенку от начала и до конца.Очень важно выразить ваше эмоциональное отношение к стихотворению и попытаться «заразить» им ребенка!Необходимо объяснить ребенку (или разобрать вместе с ним) значение непонятных (или малопонятных) слов в тексте.Если к стихотворению есть иллюстрации, рассмотрите и с ребенком, сопровождая соответствующим текстом. 1 метод – метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Он позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Этот способ хорош для небольших стихотворений (4-6 -строк) и подходит для детей с 4 лет.Сначала заучивается 1-я строка стихотворения. Вы читаете ее ребенку и просите ее повторить. Строку из 5-6 слов способен сразу повторить даже 5-летний малыш. Повторите ее несколько раз подряд, затем сделайте небольшую паузу и повторите еще раз.При повторении предлагайте ребенку делать это каждый раз по-разному: с новой интонацией, с другим настроением (весело, спокойно, грустно…). Для запоминания это очень эффективно. Если ребенку это трудно - покажите сами, как это делать а потом предлагайте повторить.Потом вы читаете вторую строку и просите сделать то же самое. Но после паузы предлагайте ребенку повторить обе строки -1 и 2. Обе строки повторяются несколько раз. Затем–следующая строка и т. д.Важно! Определите тот объем информации, который ваш ребенок может заучить (то есть повторить точно) с 1-го предъявления – может это будут сразу две первые строки. Это может зависеть и от сложности самого стихотворения.2 метод – перевод слов в образ. Этот метод может сочетаться с 1 методом или без него. Рекомендуется с 4.5 -5 лет.Просите малыша во время вашего прочтения и его повторения каждой строки (строк) закрывать глаза и представлять себе, будто он смотрит картинку или мультфильм про то, о чем говорится в стихотворении. Можно использовать для этого иллюстрации (если они имеются). 3 метод – пересказ стихотворения своими словами. Цель этого приема в том, чтобы ребенок как можно глубже проник и понял смысл и установил смысловые связи текста. Рекомендован детям с 5.5-6 лет.Прочтите ребенку стихотворение и попросите его ответить на вопросы: (подберите их заранее в соответствии с текстом)- О чем (о ком) говориться в стихотворении?- Какие там действующие лица («про каких людей (детей, животных и др. это стихотворение»)?- Как они выглядят?- Что они делают?Помогайте ребенку наводящими вопросами.Попросите рассказать стихотворение как рассказ.Затем приступайте к его заучиванию (можно с использованием 1 способа).4 метод – схематическое зарисовывание содержания стихотворения. Сначала это делаете вы после прочтения и беседы по тексту. Последовательно зарисовываете ключевые слова и фразы текста понятными ребенку схематическими рисунками (человечки, фигуры, стрелки…). Проговариваете стихотворение еще раз, согласовывая текст с рисунками. Затем предложите то же сделать ребенку. Чем подробнее будет схема, тем полнее и точнее будет запоминание ребенком текста стихотворения. В дальнейшем предлагайте ребенку участвовать в зарисовывании, это развивает образное мышление, воображение. (см.примеры мнемотаблиц к стихотворениям и потешкам в приложении) Несколько важных советов!Желательно обучить ребенка всем 3-м способам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно.При одновременном использовании всех 3-х методов лучше соблюдать следующую последовательность:чтение всего стихотворения пересказ заучивание по строкам с параллельным переводом слова в образ.Во время заучивания обращайте внимание малыша на мелодию рифмы («слова дружат, подходят по звучанию друг другу»).Обязательно делайте перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим и эмоциональный фон работы, чтобы она приносила радость, а не мучения. Не заставляйте учить ребенка стихотворение, если он не хочет этого сейчас. Продумайте мотивацию для деятельности, договоритесь с малышом, когда вы будете этим заниматься.Если вам интересно знать, если какой- то прогресс в развитии памяти вашего малыша, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение их 4-х строк. Игры и упражнения для развития памяти «Покупки» (4-5 лет)Для игры понадобятся 10 игрушек иди предметов, хорошо знакомых ребенку. Разложите «товары» на прилавке магазина (стул, диван, полочка…) но так, чтобы их не было видно, когда вы будете давать ребенку задание. Придумайте игровую ситуацию, в которой у вас возникла необходимость купить новые предметы (износились, потерялись вещи и др.) Предложите ребенку «сходить» в магазин и сделать покупки. Назовите 6-8 предметов из тех, которые вы приготовили.Фиксируйте: - насколько малыш внимательно слушает вашу просьбу; - повторяет ли оно названия покупок; - проверяет ли он себя, насколько хорошо он запомнил названия покупок.Ваши наблюдения покажут причины затруднений малыша. После возвращения ребенка из магазина попросите назвать все, что он принес. Выясните, все ли он купил, что вы просили? Важно определить, что забыто (если так произойдет)! Похвалите ребенка при любом результате, если он не совсем справился с заданием, подбодрите и предложите поиграть позже еще раз. «Поручение» (5-7 лет) Для игры не нужны специально подготовленные материалы. Придумывайте лишь самые разнообразные поручения, которые ребенок может выполнить в домашних условиях. Они не должны быть связаны единым содержанием.Суть игры состоит в следующем: вы проговариваете поручения (задания), ребенок должен запомнить их и выполнить. Договоритесь с ребенком о том, то задания выполняются в той последовательности, в которой они были даны.Содержание и кол-во поручений зависит от возраста ребенка.Например: 5-6 лет: 1. Включить свет на кухне (если доступно) 2. Положить на кухонный стол (предмет на ваш выбор – игрушку, ложку, пакет с продуктами и др). 3. Хлопнуть в ладоши 3 раза. 4. Выключить свет. 5. Сесть на диван. 6-7 лет 1. Включить телевизор (доступным ребенку) способом. 2. Положить на стол лист бумаги и карандаши. 3. Нарисовать на бумаге круг (написать цифру, букву). 4. Почесать правой рукой за ухом. 5. Помыть руки в ванной.После этого поменяйтесь ролями – малыш придумывает поручения, а вы их выполняете. Это повысит интерес ребенка к игре.Фиксируйте для себя: - насколько внимательно ребенок выслушивает задание; - повторяет ли он их про себя; - проверяет ли он себя, насколько хорошо он запомнил (переспрашивает, уточняет). Ваши наблюдения помогут выявить причины затруднений ребенка. «Запомни предметы» Приготовьте 6 (5-6 лет), 8 (6-7 лет) предметов не связанных по смыслу (ручка, зубная щетка, конфета, зеркальце, ластик, ключ, салфетку…). Разложите их на столе и предложите в течение 2-3 минут их внимательно изучить и запомнить. Разрешите ребенку их потрогать руками. Затем ребенок отворачивается (или закрывает глаза), вы убираете предметы. Ребенок должен вспомнить и назвать их. Игра усложняется путем введения большего кол-ва предметов и уменьшения времени на запоминание. «Незаконченный стишок» Вы читаете стихотворение, ребенок его выслушивает. Разбираете малопонятные слова (если необходимо). Затем предлагаете прослушать стихотворение еще раз, но вы читаете четверостишие без последнего слова, а малыш вспоминает его, опираясь на контекст.Затем вы не договариваете последних 2 слова их четверостишия, потом 3… ребенок добавляет недостающие слова. Так постепенно он будет называть все слова, т.е., фактически выучит стихотворение. «Спектакль»Разыграйте вместе с ребенком стихотворение в виде сценки (спектакля - можно с помощью кукол. Покажите его своим близким. Чем интереснее получится ваша сценка, тем быстрее и прочнее запомнит ребенок стихотворение., так как включится еще и непроизвольная память. «Дружные картинки» (5-7 лет)Для игры нужны 5-6 пар картинок, связанных по смыслу. Содержание и количество пар картинок усложняется с возрастом. Например: карандаш-альбом (для детей 5 лет) рыба-удочка книга-очки малина-вишня гнездо-птицаРазложите их в два ряда. Обсудите с малышом, какие картинки являются парами и почему картинки «дружат» (ребенок должен понять смысловую связь в паре). Предложите ребенку запомнить пары и предупредите его, что после того, как он запомнит, один ряд будет закрыт листом (или убран) и нужно будет его вспомнить. Через 2-3 минуты закройте один ряд. Ребенок должен вспомнить и назвать закрытые картинки, используя картинки оставшегося ряда. «Слово и картинка» (6-7 лет)Игра аналогична предыдущей. Только вместо одного набора картинок используются слова и отсутствуют готовые смысловые пары. Ребенок создает их сам. Вы называете слова, а ребенок подбирает к ним подходящие по смыслу картинки. Далее схема такая же, как в предыдущей игре: вы накрываете картинки, называете слово, ребенок должен вспомнить картинку, которую он подобрал. Или наоборот: малыш по картинке должен вспомнить слово, связанное с картинкой смыслом. «Запомни и раскрась»Для игры подберите рассказ (стих) в сюжете которого есть описание цвета одежды, игрушки, животного, птицы … и контурное изображение этого объекта.Объясните ребенку, что сначала он должен внимательно послушать рассказ. Когда текст буден предъявлен, предложите раскрасить рисунок так, как он был описан. По завершении сравните рисунок и описание его в тексте, обсудите результаты с малышом. «Запомни слова» Читайте ребенку 6 (5-6 лет), 10 (6-7 лет) слов, не связанных по смыслу.Например: стол – дом – мяч – снег – хлеб - гусь (5-6 лет) чайник - река-яблоко-туча – сумка - ухо-самолет-диван- огурец-кукла (6-7 лет)Он должен их внимательно прослушать, запомнить и повторить. Повторяйте игру с этими же словами в течение некоторого времени и учитывайте кол-во правильно названных слов, следите, как изменяется память ребенка.«Что изменилось?» Варианты этой игры разнообразны. Вы готовите ребенку для запоминания - набор предметов, картинок, сюжетную картинку и т.п. Даете ребенку установку на запоминание. Потом меняете расположение предметов, картинок, заменяете сюжетную картинку, где появились изменения и предлагаете ребенку сравнить предлагаемые объекты с теми, которые были показаны ранее. «Вспоминалки»Предложите ребенку вспомнить события, произошедшие в жизни полгода, год назад (может и несколько лет назад). Начинайте «вспоминалки» вы. Расскажите какую-нибудь интересную историю из своего детства. Затем предложите ребенку вспомнить что-то подобное или что-нибудь интересное. Обратите внимание на качество воспоминаний, на то, насколько они живые и яркие, насколько полно описаны словами.Что можно предложить ребенку вспомнить?- самый долгожданный и приятный подарок;- самая большая обида в жизни;- самая любимая игрушка в младшей группе;- самый веселый день рождения и дрПриемы запоминания и воспроизведения (мнемические приемы). К мнемическим приемам относят: «повторение», «группировку», «смысловое соотнесение», «аналогию», «составление плана», «схематизацию». Всеми приемами запоминания и воспроизведения ребенок способен овладеть к школьному возрасту - 7 - 8 лет.Дошкольнику с 5 до 7 лет ребенку доступны наиболее простые их них – повторение, схематизация (вариант «мнемотехника»), «смысловое соотнесение». Остановимся на некоторых из них.Прием «повторение»Это самый основной и универсальный способ запоминания. К 5-6 годам дети осознают значение этого способа сами, без помощи взрослых. Однако обучение этому приему значительно эффективность его использования.Как обучить ребенка приему «повторение»?На первом этапе следует обучить малыша называнию вслух предметов, которые нужно запомнить.Второй этап – обучение простому повторению запоминаемой информации, то есть повторное называние каждого предмета. Пусть ребенок назовет все предметы 2-3 раза.Третий этап – обучение повторению с выделением особенностей предмета. Предложите ребенку сделать повторение более интересным и каждый раз повторяя название предмета обращать внимание на какую-то его деталь (например, называя первый раз слово «ранец» смотреть на ремень, при втором повторении на «молнию» и т.п), а также менять интонацию, громкость голоса.Четвертый этап – обучение самопроверке того, что удалось запомнить. Пусть ребенок закроет глаза и попробует назвать предметы. Если все будет названо верно, значит запомнил хорошо. Если допущены ошибки, предложите ребенку еще раз посмотреть на предметы, самому определить, какие были забыты и назвать их. Это еще одно повторение, но уже избирательное, так как повторяется то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку повторите еще раз.Постепенно учите ребенка переходу от «называния вслух» (громкая речь) к называнию «про себя» (внутренняя речь). По мере овладения приемом «самопроверки» сокращайте кол-во простых повторений. Например, можно сразу после первого повторения проводить самопроверку и по ее результатам делать следующее повторение.Важно! Не ограничивайтесь только приемом «повторение». У ребенка может закрепиться стереотип использования этого приема, а это предвестник зубрежки, которая отрицательно влияет на память, засоряя мозг не всегда нужным материалом.Прием «схематизация» Доступен дошкольникам 6.5-7 лет, так как у ребенка должно быть развито образное мышление. Для овладения этим приемом ребенок должен понимать и уметь пользоваться простейшими схематическими изображениями.Вы предлагаете ребенку 6-8 картинок (или предметов) и просите его изобразить максимально простые (линии, фигуры, стрелки..),но понятные схемы этих предметов. Целесообразно сделать это вместе.Когда схемы готовы, убираете картинки и предлагаете вспомнить их, используя схемы.Например, схемой «часов» может быть «стрелка», «зонтика» - капля,«книги» прямоугольник с надписью и т. п.Этот прием лежит в основе метода «мнемотехники». Последовательность работы с мнемотаблицей такова: Если она заранее готова, вы читаете ребенку текст для запоминания. Обсуждаете содержание, разбираете непонятные слова (если таковые имеются). Предъявляете мнемотаблицу как помощника для запоминания, предлагаете еще раз прослушать текст одновременно совмещая его с мнемотаблицей. Затем привлекаете к этому действию ребенка. Обычно детям очень нравится заучивать стихи, загадки и др. по схематическим последовательным изображениям. В дальнейшем будет очень полезным и увлекательным создавать мнемотаблицы для заучивания любых текстов вместе с ребенком. Ниже приведены примеры мнемотаблиц к потешкам, загадкам, стихам, которые значительно облегчат запоминание ребенком любого текста.Мнемотаблицы для заучивания потешек, стихов, загадок«Подарки осени»Ходитосеньв нашем парке.Даритосеньвсем подарки.Бусы красные -рябине,фартук розовый -осине,зонтик желтый -тополям,фруктыосеньдарит нам.«Игрушки»Много игрушекв нашем саду.Наши игрушки стоят на виду.Кот в сапогах,длинноухие зайцы,и барабаны,и балалайки.Куклы нарядные в платьях сидят,куклы на зайцев и мишекглядят.Мынаши игрушкине бьём,не ломаем,их у друзей не отнимаем.«Загадка (почтовый ящик)»Синий домику ворот.Угадай, кто в нём живёт.Дверца узкаяпод крышейне для белки,не для мыши.В эту дверьприходят вести. Полчасапроводят вместе. Вестидолгоне сидят,во все стороны летят.«Космос»В тёмном небе звёзды светят.Космонавтлетит в ракете.День летити ночь летит.И на Землю внизглядит.Видит сверху онполя,горы,рекии моря.Видит о весь шар земной,шар земной -наш дом родной.«Загадка (лук)»Сидитдед. Во сто шуб одет.Ктоего раздевает,тот слёзы проливает.«Повар»Ходитповарв колпаке,с поварешкоюв руке. Он готовитнамобед:кашу, суп и винегрет.«Огород» В огороде много гряд.Тут и репа,и салат,тут и свекла,и горох,а картофель разве плох?Наш зеленый огороднаспрокормит круглый год.«Осень»Опустел скворечник,улетели птицы,листьямна деревьяхтоже не сидится.Целый день сегоднявсё летят, летят.Видно, тоже в Африкуулететь хотят.«Загадка (яблоко)»Само с кулачок,круглый бочок. Тронешь пальцем -гладко,а откусишь -сладко.Развитие памяти у дошкольников (рекомендации, игры, упражнения)

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X