Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Бондаревская Оксана Геннадьевна

Сюжетный танец в репертуаре хореографических отделений ДШИ.

скачать документ

Вернуться назад

Сюжетный танец в репертуаре хореографических отделений ДШИ.Бондаревская Оксана ГеннадьевнаБюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 15» города Омска (БОУ ДО «ДШИ №15» города Омска)заведующая хореографическим отделением, преподаватель Танец - один из любимых и популярных видов искусства. В рамках школы искусств обучение на хореографическом отделении дает широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания учащихся.При создании репертуара для детей основными критериями являются содержательность танца, его соответствие современным задачам эстетического воспитания и возрастным особенностям детей. Репертуар должен прививать любовь и уважение к танцевальному искусству своей Родины и к танцевальной культуре других народов, гуманные нравственные чувства, свойственные Российской хореографической школе. Балетмейстер - профессия сложная. Балетмейстер, работающий с детьми, - профессия, сложная вдвойне. Ведь кроме обычных трудностей, всегда сопутствующих сочинению танца, кроме воспитательных задач педагог должен умело разбираться в возрастных особенностях своих «артистов». Основу репертуара хореографического отделения школы искусств на начальном этапе обучения детей должны составлять танцы игрового характера, отражающие их главные интересы, инсценировки детских песен, сказок, мультфильмов, позже - представления школьной тематики. В средних и старших классах большое внимание должно быть уделено сюжетным постановкам на основе народно – сценического и классического танцев. Балетмейстер М. С. Сибиряк делит постановочную работу на три основные раздела. 1. Народно-сценический танец - требует от постановщика глубокого знания фольклора, бытующих тем и сюжетов, манеры исполнения, композиционных особенностей. Желательно, чтобы народно - сценический танец строился на какой-либо теме, сюжете. 2. Сюжетный танец. Используются сюжеты школьной, дворовой тематики, а также народных сказок и былин. 3. Танцы из детских балетных спектаклей и опер - для более подготовленных учащихся. Рассмотрим поэтапную работу над постановкой сюжетного танца в школе искусств. Сюжет - важнейшая сторона содержания танца, раскрывающая его тему и идейный смысл. Идеей сюжетного танца является мысль автора, в которой он хочет убедить зрителя. Эта мысль находит свое первичное выражение в теме - основном материале, посредством которого раскрывается идея произведения. Носителями идеи и темы сюжетного танца являются хореографические образы. Темы и идея обязательно рассматриваются в единстве как основа постановки. Выбор сюжета, темы для концертной постановки в школе искусств - ответственный момент в работе преподавателя. Он должен чувствовать время, в котором живут современные дети, говорить с ними на одном языке. Особый интерес детей вызывает работа над сюжетными танцами, темы которых близки и понятны детям, заимствованы из окружающей действительности или из мира сказок. Танцы-игры, танцы с предметами занимают особое место. И чем органичней связан танец со знакомой всем детской игрой, тем теплее он воспринимается зрителями. Сказки - излюбленная тема детей; в мир сказок зритель попадает одновременно с исполнителями. Преподавателю необходимо вызвать у детей подлинный интерес к урокам, привлечь их к активному творчеству, а этого можно достичь, лишь поставив перед ними ясные перспективные цели. Четко представленная перспектива творческой работы, рассказанный преподавателем сюжет будущего номера, пробуждает в учащихся целеустремленность и заинтересованность. Дети, как правило, активно включаются в постановочный процесс, непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и отдачей. Очень важно, чтобы заложенные в концертном номере мысли, воссозданные танцем реальные события жизни, волновали не только исполнителей, но и будущего зрителя: вызывали у него смех, слезы, заставляли серьезно размышлять... Особенно это характерно для сюжетного танца. Хореограф заранее должен «увидеть» свою будущую постановку. При этом он всегда должен помнить, что между решением темы, сюжетом и музыкой должно быть полное соответствие. Темы и сюжеты могут быть разнообразные и должны решаться в различных жанрах. Жанр определяется педагогом в зависимости от своих возможностей как постановщика и исполнительских данных коллектива. В настоящее время при сочинении или анализе хореографического произведении мы различаем 5 основных частей.1. Экспозиция — знакомство зрителей с действующими лицами. Экспозиция помогает составить представление о характере героев. С помощью особенностей костюма и декорационного оформления, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, воссоздаются образ эпохи, место действия. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может — динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь балетмейстер, от его интерпретации произведения в целом и от музыкального материала. 2. Завязка. Название этой части говорит о том, что здесь завязывается и начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. 3. Ступени перед кульминацией (развитие действия) — та часть произведения, в которой развертывается действие. Конфликт, черты которого определились в завязке, обретает определенность, становится напряженным. Ступени перед кульминацией могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развертывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации. 4. Кульминация — наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета, взаимоотношений героев. 5. Развязка — завершает действие. Может быть либо мгновенной (кода), резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо постепенной. Выбор формы развязки зависит от задачи, которую ставят перед произведением его авторы. Развязка — идейно - нравственный итог сочинения. После того как выстроена композиционно-драматургическая структура танца, происходит ее реализация при помощи выразительных средств: музыки, танцевальных движений, пантомимы, рисунка и оформления. Музыка в сюжетном танце является его образным и организующим началом. В подборе музыкального материала важно учитывать возрастные особенности детей и детскую психологию. Движение - это художественный синтез всех пластических возможностей человека. Исполнительская техника должна выступать в сюжетном танце не как самоцель, а как средства раскрытия художественного образа. Актерская работа над образом требует глубокого проникновения во внутренний мир героя, тонкой передаче всех его эмоциональных побуждений условным языком танца. При постановочной работе важно учитывать возрастные особенности участников, которые делятся на три группы: 1) младшая, 2) средняя, 3) старшая. Физическая нагрузка зависит от развития костно-мышечного аппарата, интенсивность и длительность — от возраста и степени подготовки обучающихся ребят. Одним из динамических средств выражения действия в сюжетном танце служит рисунок пространственного перемещения исполнителей. Если в бессюжетных танцах «рисунок» выступает как основной образно-декоративный элемент, то в сюжетных он помимо всего другого тесно связан с режиссурой. Успеху танца способствует удачное художественное оформление сцены, костюмы и грим. Хорошо, если в творческой постановочной работе принимают участие весь коллектив детей. Здесь многое зависит от балетмейстера педагога. Он должен суметь вовлечь детей в творческий процесс, пробудить инициативу и активность. Надо отметить, что ребята с большим интересом относятся к постановкам сюжетных танцев, их привлекает возможность актерского перевоплощения. Работать с детьми — значит ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребенку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека нашего общества — личность, развитую всесторонне и гармонично. Это долг каждого, кто посвятил себя работе с детьми. Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье и школе и, конечно, художественное воспитание ребенка. Приобщать маленького человека к миру прекрасного, научить ребенка отличать подлинное произведение от подделки, прививать с самых ранних лет хороший вкус, закладывать те добрые основы, которые помогают ему вырасти настоящим человеком с тонким чувством изящного, человеком, чья душа открыта всем проявлениям творческого таланта - важная задача педагога - хореографа. И в решении поставленной задачи неоценимую помощь может оказать, на наш взгляд, грамотное введение в концертный репертуар коллектива сюжетных номеров.Список литературы.Захаров Р. В. Сочинение танца. - М.: Искусство, 1983.Мелехов, А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца.-ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015НастюковГ.А. Сюжетный танец. - М.: Профиздат, 1960. – 208 с.Никитин В. Ю. Композиция в современной хореографии. МГУКИ, 2007. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. — М., 2011.Сюжетные танцы: сборник танцев для детей / сост. Л.Н. Алексеева. - М.: Советская Россия, 1985https://lektsii.org/16-6661.htmlhttp://oleinikov.net/articles/reg/kompozitsija_i_postanovk?pg=3https://studfiles.net/preview/1713648/page:2/https://studopedia.info/2-76007.html

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X