Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Науменко Снежанна Владимировна

Народные игры Южного Урала

скачать документ

Вернуться назад

Выполнила музыкальный руководитель МДОУ «ЦРР-д/с №98» г.Магнитогорска Науменко Снежанна ВладимировнаНародные игры Южного Урала Ни для кого не секрет, что современные дети, еще не начав говорить, уже с легкостью управляются с планшетами, смартфонами, а дома дошкольники чрезмерно увлечены компьютерными играми, просмотром телепередач. Что и говорить – век цифровых технологий, время не стоит на месте. И мы взрослые забываем, что подвижная игра для ребенка - это не просто развлечение , а весёлая работа, в которой он развивается, через которую ребенок получает знания и опыт, первые основы его дальнейшей жизни. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка с самого раннего возраста, источник радостных эмоций, ярких впечатлений, обладающий значительной воспитательной силой. А народные подвижные игры еще и являются традиционным средством народной педагогики . В них отражается образ жизни людей: труд и быт людей, национальные традиции ..В России всегда любили играть в игры. Народные подвижные игры очень разнообразны, в них заложен дух и история народа. Не исключением является и Южный Урал..На  Южном Урале проживает множество народов. Но коренными жителями Южного Урала являются башкиры, именно они дали названия красивейшим природным местам (Урал-тау, Янган-тау, Якты-куль…). Со временем состав проживающих пополнился и другими народами: русские, татары, казаки, украинцы, мордва, удмурты, поляки, нагайбаки и другие национальности. Несмотря на то, что у каждого народа сложилась своя копилка подвижных игр, значимость народных подвижных игр едина: через народную игру в игровой форме доносится до детей мудрость, опыт, устои и традиции народа;с помощью игр дети знакомятся с укладом жизни других народов, их промыслами, бытом, интересами;игры служат средством коррекции поведения детей: помогают социализироваться в детском сообществе, раскрыть свои способности, подавить агрессию..народная подвижная игра развивает такие физические качества как : выносливость, ловкость, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве…соблюдение правил , которые определяют ход игры, не только регулирует поведение детей, но и способствует развитию волевых качеств (дисциплинированности и ответственности)В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур ( дети различных национальностей посещают детские сады, общаются, поют, играют, танцуют, внося в совместную деятельность элементы национальной культуры). Поэтому в народных играх одной национальности можно найти идентичные игры других народов. Знакомить детей с народными играми рекомендуется начинать с игр того народа, численность детей которых больше всего в группе; игры должны быть понятны детям по содержанию; а также следует учитывать возрастные особенности детей : Если в младшем возрасте рекомендуется начинать с игр с народной игрушкой или игр-забав, то в старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках или на физкультурных занятиях на заключительном этапе, на досугах.Следует помнить, что главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.Русские народные игры«У дедушки Трифона»Правила: дети стоят в кругу и говорят:У дедушки Трифона было семеро детей,Семеро, семеро, семеро сыновей. .Они пили, они ели,Друг на друга все глядели.Семеро, семеро, семеро сыновейРазом делали вот так:(ведущий показывает фигуру, все повторяют)«Чепена»Правила: по считалке выбирают чепена. Он встает в круг и говорит:Левой ногой, чепена (подпрыгивает на левой ноге влево). Гой-гой, чепена (игроки повторяют).Правой ногой, чепена,Пойдем вперед, чепена,Все мы спляшем, чепена.Ошибающиеся должны давать фант, они начинают плясать.«В перстень»Правила: дети сидят, ладошки сложены. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладет «колечко» (камешек, говорит:Я по лавочке иду,Зачем перстень хороню.В матушкин теремок,Под батюшкин замок.Вам не отгадать, не отгадать.Мне вам не сказать, не сказать.Сидящие отвечают: Мы давно уже гадали,Мы давно перстень искали.Все за крепкими замками,За дубовыми дверями.Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если отгадает, эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свободное место, тот водящий.«Малечина-калечина»Правила: выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой палочке и произносят:Малечина-калечина,Сколько голов осталось до вечера?До зимнего (летнего) вечера?После этого ставят палочку на ладонь или палец. Водящий считает, кто дольше продержит, не уронит. Можно ходить, приседать.«Веточка»Правила: в центр круга идут, напевая:Есть веточка на дереве,Я ее сорву.Кому же ее отдать?Никому, никому —Только другу дорогому.Выбранный с веточкой танцует импровизированный танец. «Костромушка-Кострома»Правила: выбирают по считалке «Кострому», она садится в центре круга, дремлет. Дети ходят по кругу:Костромушка-КостромаНа завалинке спала.Прилетела к ней сова.Останавливаются, разговаривают с «Костромой»:Костромушка, ты жива?Жива.На чем?На веревочке.(И снова дремлет.)Опять хоровод водят, затем ответ: «На ниточке». При следующем повторе молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает — тот «Кострома».«Штандарт»Правила: необходим мяч, используемый в большом теннисе. Водящего выбирают по считалке. Он подбрасывает мяч и кричит: «Штандарт». Все разбегаются по площадке в разные стороны. Водящий ловит мяч и пятнает мячом убегающих. Кого запятнал, тот водящий. Если не удалось запятнать, то роль ведущего исполняет тот же ребенок.«Кондалы»Правила: играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 метров, крепко взявшись за руки.Идет перекличка шеренг.Первая шеренга: «Кондалы-раскондалы, раскуйте нас»,Вторая шеренга отвечает: «Кого из нас?» (Называют имена детей.)Бежит первый ребенок из первой шеренги, стремится «разбить», разомкнуть руки второй шеренги. Если удается, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет — сам остается в той шеренге.«Пять стеклышек»Правила: нужно 5 пластинок из оргстекла. Рисуется квадрат со стороной 1 метр по схемеНа расстоянии 2 метров чертят линию, 5 пластинок складывают одну на другую на середине квадрата, в круге играющие —две команды. С помощью жеребьевки выбирают, кто будет стоять у черты, команда строится в колонну. Другая команда — защитники квадрата — стоят возле него. По одному метальщики метают резиновый мяч, стараясь разбить башню из стеклышек. Нельзя заступать за черту (за это ставят в коней колонны). Защитники собирают стеклышки и раскладывают по сегментам. Те, кто метал, разбегаются. Защитники собираются в круг, прячут мяч в одежде, метальщики стараются сложить стеклышки опять в башню, Этому препятствуют защитники. Тот, у кого мяч, пятнает им метальщиков (тот выбывает из игры, мяч можно передавать друг другу среди защитников. Когда метальщикам удается собрать башню — они победили, заработали I очко. Команды меняются местами, игра продолжается. У какой команды больше очков — та и победила. «Золотые ворота»Правила: выбирают двоих водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу, остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота. Водящие говорят:Золотые воротаПропускают не всегда.Первый раз прощается,Второй раз запрещается,А на третий раз не пропустим вас.Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.«Овечки»Правила: выбирают водящих по считалке: один — «пастух», другой — «черт», остальные — «овечки». «Овечки» садятся на землю в ряд. «Пастух» ходит и приговаривает:Пасу, пасу овечек,Пасу день и вечер,А как ночь придет,Черт придет и овечек украдет.«Черт» приговаривает: «Пастух, ступай домой, тебе мама обнову купила».«Пастух» идет домой, спрашивает у «мамы», что она ему купила. «Мать» бранится: «Что я могла тебе купить?» В это время «черт» уносит 1 —2 овечек.«Пастух» считает овечек, недосчитывается, боится говорить «матери». Продолжает пасти, опять приходит «черт», опять посылает «пастуха» домой, опять ворует «овец», пока всех не перетаскает. Тогда «пастух» признается «маме», они вдвоем идут искатьовец: «Тук-тук, нет ли пришлых овец?» Приходят к «черту». «Черт» говорит, что нет, а «овечки» блеют. «Значит, ты нас обманываешь?» А «черт» отвечает: «Я не знаю, как они сюда попали». Тогда мать и сын делают ворота, «овечки» проходят, «черт»убегает.«Капуста»Правила: на середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это «капуста»). Выбирается «хозяин», он изображает то, о чем говорит:Я на камешке сижу,Мелки колышки тешу,Мелки колышки тешу,Огород горожу.Чтоб капусту не украли,В огород не прибегалиВолк и птицы,Бобер и куницы,Заинька ушастый,Медведь толстопятый.Дети пытаются забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин»коснется рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унес больше «капусты», — победитель.«Дедушка Мазай»Правила: выбирают «деда Мазая», остальные договариваются, какие движения буду показывать:Здравствуй, дедушка Мазай!Из коробки вылезай.. .Где мы были, мы не скажем,А что делали — покажем.Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, «Мазай» их ловит. Кого поймал — тот «Мазай». «Мельница»Правила: в середину становится один ребенок (ось, шеренги детей (по четыре человека) держат его за руки или пояс. Дети вращаются со словами:За рекою на горе.Где ветер дует и шумит,Крылья мельницы на нем вертятсяВверх — вниз, вверх — вниз.«В мельницу»Правила: играющие в кругу, идут и поют:Мельница на кочкеРазвесила усочки.На семи ногах стоит,На ветер глядит,Стучит и гремит.Будто сто коней бежит,Кругом пыль лежит.Крыльями машет,Словно ей страшно,А подняться не может.Только зерно гложет,И трет, и мнет,Мало не глотает,Другой сыт бывает.Внутри круга две пары встают спиной друг к другу, крепко взявшись за руки, согнутые в локтях. Один наклоняется, другой оказывается на его спине с поднятыми вверх ногами (до тех пор, пока одна из пар не остановится, устанет). «Веночек»Правила: идут по кругу, приговаривая:От звезды заря занимается,По заре солнышко разыграется.Мы гулять в зелен сад пойдем,Цветов нарвем, венков навьем.Уж мы к березоньке идем, идем.Поклониться да прочь пойдем.Парами идут к березе, надев венки на голову. Ходят вокруг березы, вешают на нее свои венки и поютВ поле розовый цветочек.Положу тебя, веночек,На березоньку.«Дед Мороз»Правила: по считалке выбирают «Деда Мороза», он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:Дед Мороз, Дед МорозЧерез дуб перерос,Приносил подарков воз.Морозы трескучие,Снега сыпучие,Ветер вьюжит,.Метели кружат.Холод стужу напустил,На реке мост намостил.Дети разбегаются, «Мороз» ловит (до кого дотронулся, тот «замороженный», сидит неподвижно в круге). Когда троих заморозит, они готовят «откуп» — лепят снежную бабу. Все ходят вокруг бабы и приговаривают: «Дед Мороз, Дед Мороз Бабу снежную принес. Баба, баба беляком, Получай-ка снежком.»Затем все бросают в бабу снежки, разрушают ее.«Чурилки» (от слова «чур»)Правила: по считалке выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:Колокольцы, бубенцыЗазвонили, удальцы.Отгадай, откуда звон?После игрок с бубенцами начинает звонить, а ребенок с завязанными глазами — его ловить. Как только поймает, назначаются двое других. «Бег по стволу»Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка, залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:Белая береза,Черная роза,Ландыш душистый,Одуванчик пушистый,Колокольчик голубой,Поворачивай!Не стой!Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола , тот из игры выбывает. Кто дольше продержится — победитель.«У медведя во бору»Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:У медведя во боруГрибы, ягоды беру.А медведь не спит,И на нас рычит.После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.«Пчелы»Правила: двое играющих стоят неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и говорят речитативом:Маленькая в улее чашка,Вкусная в ней кашка,Есть хочется,Да лезть не хочется,Пчелы злы, кусачие,Летят они ужасные,Жужжат хорошо,Провожают далеко.Один из детей — «матка», он подходит к улью и просит:Пчелы серые, синекрыленькие,По чистому полю полетывайте,Ко сырой земле припадывайте,Летите-летите за сладеньким.«Пчелы» отвечают: Мы по полю летали,По-турецки лопотали, медок собирали,А в улье узор вышивали:Без иголок, без узлов, без петель, без шелков —На потребу людям!«Матка» подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется. Дети-«пчелы»:етят пчелки,Носы —иголки.Сели под горку,Сели под елку.Ни пять, ни шесть,Их тысяча есть.Людей они питают,Избы освещают,Не лают, не бают,А больно кусают.Потом «пчелы» «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши. «Горелки (Огарыши, Столбом, Парами)»Правила: Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят,Колокольики звенят»Встречаются и другие рифмовки). После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.«Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)»Правила: Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.1-й вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".«Удар по веревочке»Правила: Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.Цель водящего – посалить, т. е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше«Зайки»Правила: Игра проводится на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". Деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводит его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.«Спутанные ноги»Правила: Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.«Растеряхи»Правила: Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь«Жмурки»Правила: одному из играющих - жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:- Кот, кот, на чем стоишь?- На квашне.- Что в квашне?- Квас.- Лови мышей, а не нас.После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.“В цапки”.Правила: дети разбиваются на несколько групп. Каждой выбирается водящий, который вытягивает руку, ладонью вниз, все игроки ставят под ладонь указательный палец. Водящий произносит:Под моею крышеюСобрались малыши.Заяц, белка, жаба – цап!Башкирские подвижные игры.«Конное состязание»Правила: игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Игрок-«конь»— руки назад, вниз, берется за руки с наездником. Кто первый (наездник)прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке.“Ласточки и ястребы”.Правила: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков. Необходимо внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).«Юрта»Правила: дети делятся на четыре подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все четыре круга идут и напевают:Мы все ребята,Соберемся все в кружок.Поиграем, и попляшем,И помчимся на лужок.Под национальную музыку идут в один общий круг. По ее окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.«Белая кость»Правила: ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:Белая кость — знак счастья ключ,Лети до Луны,До белых снежных вершин.Находчив и счастлив тот,Кто тебя вовремя найдет.Бросает кость за шеренгу.Никто не оглядывается. Когда кость упадет, ведущий говорит:Ищите кость — найдете счастье скоро,А найдет его тот, кто быстрее и ловчее.Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто-то это замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания — участники исполняют.«Биштат» (игра с камешками для девочек)Правила: очередность устанавливается считалкой, если камешек, подлежащий ловле на лету, упадет, игрок выбывает из игры, передает камешки очередному. Всего в игре две части.Первая часть — начинающий подбрасывает 5 камешков вверх, рассыпая их по земле. Пятый из упавших подбрасывается снова и подхватывается первый из рассыпанных по земле, ловится брошенный вверх, до падения, так ловятся все оставшиеся камешки. Затем снова все камешки рассыпаются, и надо их ловить по две штуки.Вторая часть — подбрасываются все камешки, надо их ловить тыльной стороной ладони и подбрасывать снова вверх, ловить по одному. Кто завершит первую и вторую части, тот выиграл.«Курай (Дудочка)»Правила: разбегаться только после окончание слов.Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка, он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:«Услыхали наш курай,Собрались мы все сюда.Наигравшись с кураистом,Разбежались кто куда.Хай, хай, хай, хайНа зеленом, на лугуМы попляшем под курай,Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:«Ты, курай задорный, веселей играй.Тех, кто лучше пляшет, выбирай»Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.«Уголки»Правила: меняться только после хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим количеством детей: в этом случае воспитателю следует поставить столько стульев, сколько играющих и составить дополнительные ответы для «хозяев».По четырем углам площадки стоят четыре стула, на них четверо детей. В центре стоит водящий. Он по – очереди подходит к сидящим и задает каждому вопрос:- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?1 играющий отвечает: «Моя баня занята».2 играющий отвечает: «Моя собака ощенилась»3 играющий отвечает: «Печка обвалилась4 играющий отвечает: «Вода кончилась»Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева быстро меняются местами. Водящий должен успеть занять свободный стул.«Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)»Правила:Дети стоят в две шеренги по краю площадки напротив друг друга. Первая команда хором спрашивает: «Белый тополь, синий тополь, что есть на небе?»Вторая команда хором отвечает: «Пестрые птицы».Первая команда спрашивает: «Что есть у них на крыльях?» Вторая командаотвечает: «Есть сахар и мед».Первая команда просит: «Дайте нам сахар».Вторая команда спрашивает: «Зачем вам?»Первая команда зовет: «Белый тополь, синий тополь».Вторая команда спрашивает: «Кого выбираете из нас?»Первая команда называют имя одного из играющих из противоположной команды. Выбранный ребенок бежит навстречу шеренге соперников, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то забирает играющего из команды соперников в свою команду, если нет, то остается в этой команде. Выигрывает та команда, в которой оказывается больше всего игроков.«Эна менян еп (Иголка и нитка)»Правила: играющим во время бега не разрешается расцеплять руки. Если это случилось, то нарушившая правила команда начинает игру заново.Дети делятся на две команды, выстраиваются в колонны друг за другом на одной стороне площадки. Перед каждой командой на расстоянии 5 метров ставится ориентир(куб, башня, флажок). По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентиры, возвращаются к команде. К ним зацепляется следующий игрок («нитка», они обегают ориентир вдвоем. Таким образом, все игроки команды («нитки», по очереди зацепляясь, друг за дружкой, обегают ориентиры. Побеждает та команда («иголка с ниткой», все игроки которой зацепились и обежали ориентиры первыми.«Бесэй менэн сыскан (Кот и мыши)»Правила: не двигаться во время слов кота; осаленные мыши должны прекратить игру, собраться у кота в доме Кот сидит в кругу на краю площадки, закрыв глаза. Дети - мыши бегают по площадке очень тихо, на носочках, чтобы не разбудить кота. Как только кот открывает глаза и поднимается с места, дети - мыши должны присесть и не двигаться. Кот произноситслова:«Котик вышел погулять,Серых мышек поймать.Сейчас догоню, схвачу и проглочу»После окончания слов кот ловит мышей, которые встают и убегают от него. В конце игры подсчитывают количество пойманных мышей. Выбирается новый кот, игра повторяется.. «Буре менэн куян (Волк и зайцы)»Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети - зайцы. Волк прячется - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:«Белый заяц, мягкий заяцВ гости к нам пришел.Ушки - длинные.Короткий хвост».На сигнал ведущего  («Волк») дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.Татарские народные игры.«Темербай»Правила: Выбирается ведущий, он стоит в центре круга. Остальные дети стоят в кругу и повторяют движения ведущего под слова. Затем ведущий показывает движение, дети должны его повторить. Игра повторяется 3 раза, ведущий меняется каждый раз.Пять детей у Темербая, (показывать пальцы)Дружно, весело играют. (хлопают в ладоши)В речке быстро искупались. (машут руками)Накупались-накупались. (машут руками)И красиво нарядились (показать на себя)Но ни есть, ни пить не стали. (машут указательным пальцем)В лес под вечер прибежали. (движения, имитирующие бег)Друг на друга поглядели. (посмотрели на ребят)Сделали вот так! (показывает ведущий движение, все за ним повторяют).«Земля, вода, огонь, воздух»Правила: играющие собираются в круг, в середине —ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух).Если ведущий говорит «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное;если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся — выбывает из игры.«Ласточка»Правила: рисуют круг диаметром 1 метр. По жребию выбирают «ласточку» и«сторожа». «Ласточка» садится в центр круга, скрестив и поджав под себя ноги,«сторож» ходит вокруг — охраняет. Остальные стараются коснуться рукой ласточки.«Сторож» ловит. Если ему это удается, то пойманный становится «сторожем».«Ласточка» меняется после смены 2-3 «сторожей». «Спутанные кони»Правила: играющие делятся на 3—4 команды, выстраиваются за линией в колонки. Напротив ставят флажки-стойки.По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т. д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.«Скок-перескок (Кучтем-куч)»Правила: На земле чертят большой круг диаметром 15 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.«Татарский плетень»Правила: выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:Вейся,ты вейся,Капуста моя!Вейся,ты вейся,Виловая моя!Как мне, капустке,не виться,Как мне, видовой,не свиться.Вечор на капустке,Вечор на виловойЧастый сильный дождик.Повторяется несколько раз, главное — не расцепить руки. «Продаем горшки (Чулмак уены)»Правила: Играющие разделяются на две группы. Дети- горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок! Покупай.Сколько дать тебе рублей? Три отдай.Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.«Серый волк»Правила: Одного из играющих выбирают серым волком. Присев па корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20—30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):— Вы, друзья, куда спешите?— В лес дремучий мы идем.— Что вы делать там хотите?— Там малины наберем.— Вам зачем малина, дети?— Мы варенье приготовим.— Если волк в лесу вас встретит?— Серый волк нас не догонит!После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:Соберу я ягоды и сварю варенье.Милой моей бабушке будет угощенье.Здесь малины много, всю и не собрать,А волков, медведей вовсе не видать!После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово — туда, где прятался сам.Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.«Ловишки»Правила: По сигналу все играющие разбегаются но площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т. д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки. «Хлопушки»Правила: На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20—30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх.Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:Хлоп да хлоп — сигнал такой:убегу, а ты за мной!С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.«Займи место»Правила: Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:Как сорока стрекочу,Никого в дом не пущу.Как гусыня гогочу,Тебя хлопну по плечуБеги!Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.Круг должен сразу остановиться при слове беги. Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.«Перехватчики»Правила: На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:Мы умеем быстро бегать.Любим прыгать и скакать.Раз, два. три, четыре, пять.Ни за что нас не поймать!После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.Готовое оформление для реферат Казахские народные игры. «Ястребы и ласточки» (Жапактар жане карлыгаш)Правила: Дети разделяются на две равные команды. Одна команда - ласточки, другая - ястребы. И определяется один ведущий. Обе команды стают в две шеренги спиной друг к другу. Ведущий проходя мимо шеренг громко выкрикивает либо "Лас" либо "Яс". Пока название команды не будет названо полностью двигаться нельзя. Как только одно из названий команды будет произнесено ведущим "Ласточки" или "Ястребы", то команда, чье название было произнесено начинает догонять участников другой команды, те в свою очередь бросаются врассыпную и стараются убежать за отмеченную территорию. Тех, кого поймали, становится членом ловящей команды. И игру можно начинать снова. По результатам нескольких игр можно определить победителей.«Белая кость» (Ак суек)Правила: Выбирается один ведущий, который держит в руках белую кость (кость можно заменить и другим атрибутом, таким как кегля или мяч). Остальные дети встают в ряд лицом к ведущему. Ведущий кидает кость вперед, как можно дальше за шеренгу,приговаривая: "Белая кость — знак счастья, ключ, лети до луны, до белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, кто тебя в миг найдет!". Участники в это время не имеют права оборачиваться или оглядываться, чтобы не видеть в каком точно направлении полетела кость. По команде ведущего: «Ищите кость — найдете счастье скорей! А найдет его тот, кто быстрей и ловчей!",- дети разбегаются в поисках кости. Победит тот, кто быстрее всего отыщет кость и принесет ее ведущему. «Платок с узелком» (Орамал)Правила: Участвовать в этой игре может неограниченное число детей, но не менее 5-6 человек. Для начала определяется водящий, который выбирает одного из участников и передает ему завязанный в узел платок. Затем участники встают в круг, а водящий в центр этого круга. Участники начинают кружить хоровод вокруг водящего. После сигнала "Стоп" выкрикиваемого водящим, участники разбегаются в разные стороны. Задача водящего поймать участника с платком, причем участник с платком может на бегу передать платок другому участнику. Как только участник в чьих руках платок будет пойман, он должен исполнить для всех песню или рассказать стих, также он автоматически становится водящим и игра начинается заново.«Айгулек»Правила : дети разделяются на две команды и расходятся в стороны на 10-15 метров. Каждая команда встает в шеренгу, крепко взявшись за руки и лицом к команде противника. Первая команда кричит: "Цепи раскуйте!" А вторая команда отвечает: "Кого?" первая команда называет игрока, который должен попробовать порвать цепь. Тот, кого назвали, должен разбежаться и попробовать разорвать цепочку предыдущей команды. Если ему это удается, то он забирает любого игрока этой команды к себе в команду, если же не удается - остается в команде противника.«Цыплята» (Балапандар)Правила: участники разбиваются на три группы и с помощью считалки определяют три коршуна и три квочки, остальные участники будут цыплятами. Три группы цыплят, возглавляемых квочками движутся держась друг за друга и за квочек, которые возглавляют каждую из цепочек. При этом цыплята поют песню: "Дружно держимся за друга, здесь, в колонне: друг — подруга! Мы все смелые ребята. Развеселые цыплята! Нам не страшен хищный коршун. С нами наша мать! Мы идем с ней погулять, чудеса повидать!"Квочки движутся по замысловатой траектории, а коршуны ждут, как только кто-нибудь из участников цепи случайно отцепится, в этот момент, если коршун успеет задеть его ладонью, значит цыпленок пойман. Разорвавшаяся цепочка стремится успеть соединиться, иначе пока она разъединена, всех кого успеет задеть коршун будут пойманы. При этом квочка может защищать цыплят. «Есть идея!» (Такия тастамак)Правила:Такия тастамак (есть идея) - это очень веселая казахская детская игра, подходящая как для не очень большого количества детей, так и для довольно большой группы. Для начала определяется один ведущий, который объявляет всем: "Есть идея!" (Такия тастамак). "Присядем в кружок", - заговорщицким тонов говорит ведущий, а все при этом садится в круг. Ведущий идет вокруг круга и говорит: "Неспеша, неторопливо обойду я круг. В это время незаметно тюбетейку подложу кому-нибудь. Если не заметишь ее, тебя я ею же и побью. И тебе придется начинать игру". При этом старается незаметно положить сзади кого-нибудь из сидящих тюбетейку. Как только круг будет обойден и текст произнесен, дети начинают искать сзади себя тюбетейку, и тот, кто ее найдет должен как можно скорее догнать ведущего и надеть ему на голову тюбетейку, а если не догонит, то ведущий должен тюбетейкой слегка шлепнуть игрока, догоняя его. Так они бегают один круг. Круг условно начинается и заканчивается на месте догоняющего.ов, папок-п

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X