Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Долганова Ольга Александровна

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «Семейные традиции русского и украинского народов, проживающих в Крыму»

скачать документ

Вернуться назад

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНА ТЕМУ: «Семейные традиции русского и украинского народов, проживающих в Крыму» Цель: продолжать знакомить детей с «понятием » семья, с семейными ценностями и традициями русского и украинского народа, проживающего в Крыму;  закреплять знания детей о семейной жизни, быте,  русских и украинцев; активизация и актуализация словаря по теме, уточнение понимания детей родственных отношений, формирование понимания их значения и уважения к ним.Задачи:Коррекционно-развивающие:развивать общие речевые навыки, связную речь;развивать речемыслительную деятельность;развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику.Образовательные:расширять и обогащать словарный запас по теме;учить использовать в речи предложно-падежные конструкции;упражнять в правильном согласовании существительных с местоимением «мой»;упражнять в подборе прилагательные от существительных и уменьшительно-ласкательных форм;закрепить умение детей составлять рассказ по плану;закрепить умение подбирать синонимы;обогащение речи детей пословицами;дифференциация звуков [р], [л] в словах.Воспитательные:прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к близким людямвоспитывать культуру речевых высказываний.Ход занятия1.Организационный момент.( Иллюстрация географической карты России, картины с изображением Крыма)-Ребята, сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. А вы дети должны сказать о каком крае будет идти речь.Этот край чудесный, там, где синь небес,Голубое море и зеленый лес,Ручеек звенящий и веселый гром.Это запах хлеба, это отчий домРодина родная наша сторона,Ты на всей планете лучшая страна.-О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей)-Россия – большая страна, наша большая родина.-А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым).Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Крым - одно из самых красивых и удивительных мест на земле. У каждого, кто посещает его, навсегда остаётся незабываемое впечатление о нём, а сколько неразгаданных тайн и чудес хранит эта фантастическая земля!2.Сюрпризный момент.- К нам сегодня в гости пришел дедушка Иван. Он расскажет о том, как  русские и украинские семьи  жили раньше, как воспитывали детей, чему учили их.Логопед: Ребята, что такое семья? Как вы понимаете значение этого слова?(Ответы детей)Логопед:  Семья - колыбель духовного рождения человека. Семьи все разные. Мы с вами продолжим говорить о семьях – русской и украинской. Логопед показывает рисунок  «Славянская семья», на котором изображены дедушка, бабушка, мать, отец, сыновья, дочери.Дидактическая игра «Предлоги»-Рассмотрите картинку. Где сидит дедушка? / Дедушка сидит на диване.-Где стоит бабушка? / Бабушка стоит за диваном.-Папа стоит перед диваном? / Папа стоит за диваном.-Где играю дети? / Дети играют перед диваном.     -Где стоит мама? / Мама стоит около стола.Игра с мячом "Мой, моя, мои"-Теперь я вам буду называть членов семьи, бросать мяч, а вы будете правильно согласовывать это слово со словом «мой».-Семья / Моя семья.- Брат / Мой брат.-Сестры / Мои сестры.- Бабушка / Моя бабушка.-Дедушка / Мой дедушка-Родственники / Мои родственники.- Мама / Моя мама.-Папа / Мой папа.-Родители \ Мои родители.Изучение нового материала.               Рассказ дедушки Ивана.               - Расскажу я вам, ребята, о том, как воспитывали детей в семьях украинцев и россиян. В старину в семьях почитали, очень уважали старших, во всем слушались их, не смели им перечить, не перебивали и не капризничали. Кто считался главой семьи?(Дети. Дед, отец.)Дедушка. Правильно, ребята, главой семьи считался родоначальник (дед, отец). Все члены семьи подчинялись ему беспрекословно. Он принимал решения, брал на себя ответственность за мир, покой, обеспечение семьи.Во время застолья он сидел во главе. Начинали есть все члены семьи только после того, как он зачерпывал первую ложку. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, что умели сами, передавали им свой жизненный опыт.Детей в семье всегда было много. До семи лет они жили с родителями, играли. А потом начинали выполнять посильную работу. Мальчики ухаживали за  скотом, работали по хозяйству: косили траву, пшеницу, рубили дрова. Девочки работали в огороде и в доме.Значит, работали все – и большие и маленькие. Так и говорили: « Какая мамка, такая и лялька».Словарная работа.              а) объяснение логопеда смысла пословицы «какая мамка, такая и лялька».                  - Ребенок вырастет и станет таким, каким воспитают его родители.              б) Заучивание пословицы детьми.Логопед: Со временем менялись состав и численность русских и украинских семей. Прежде семьи были большие, в них жили люди разных поколений. Ребята, предлагаю поиграть в игру, в которой рассказывается об одной из таких семей.Подвижная игра «У дядюшки Трифона»Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова.У дядюшки ТрифонаБыло семеро детей,Семеро сыновей.Они не пили, не ели,Друг на друга смотрели.Разом делали, как я!При последних словах все начинали повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становился водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположные стороны.                        Логопед: Русский и украинский народы всегда были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много пословиц и поговорок о семье.                  Давайте их вспомним. в) Игровое упражнение «Доскажи словечко» (по знакомым пословицам).      (перед каждой пословицей демонстрируется детский рисунок к пословице)               « Семья – это семь … (я)»               « Семейный горшок всегда … (кипит)»               « Сумел родить – сумей на коня … (посадить)»               « Жизнь сладка, где семья … (крепка)»                « В гостях хорошо, а дома … (лучше)»                «Вся семья вместе, так и душа на…( месте)»Логопед: Да, счастливая семья — это семья, где живут в согласии, каждый — и старый и малый — ощущает поддержку всех остальных членов семьи, радость от общения друг с другом. Ребята, а вы хотите узнать, какие подарки привозили отец и мать своим детям с ярмарки?Дети. Да.Логопед Тогда приглашаю вас поиграть в игру.Физ.минутка. Игра «Подарки»А тари, тари, тари!Куплю Маше янтари.(массаж воротниковой зоны)Останутся деньги,Куплю Маше серьги,(массаж ушек)Останутся пятаки,Куплю Маше башмаки.(массаж голени)Останутся грошики,Куплю Маше ложки,(ладошки)Останутся полушки,Куплю Маше подушки.(животик)Дети, стоя в кругу, проговаривают слова и делают массаж воротниковой зоны, ушек, голени ног, ладошек, живота.Логопед: испокон веков добрососедство и щедрость отличали украинские и русские семьи, проживающие в Крыму. Добрые, хлебосольные и гостепреимные  хозяйки готовили угощения для гостей.Дифференциация звуков [р] и [л] в словах. Игра «Угощения для гостей».-Девочки пусть выбирают и называют картинки-угощения, в названиях которых есть звук [л], а мальчики – в названиях которых есть звук [р].-Предметные картинки лежат вперемешку на столе: [р] – борщ, пирог, ватрушки, пирожок, картошка, вермишель, макароны, мороженое, бутерброд, морс.; [л] – оладьи, лапша, колбаса, клубника, салат, булки, сладости, пастила.  Дед Иван: - Слушаю я вас, ребята, какие вы грамотные и не все слова понимаю. А ну-ка, скажите по - другому:Игра «Скажи по-другому»                        Хата (дом, жилище)                                                Горница (комната)                                                  Скубать (щипать птицу)                        Колыска (люлюка)                        Гутарить (разговаривать)  Игра «Назови нужное слово» - Из ряда слов назовите нужное слово, относящееся к русскому и украинскому народу    жилище : дом, хата, юрта    посуда : ухват, термос, кастрюля    еда : колбаса, чипсы, вареники    одежда : кожух, джинсы, панама   основное занятие : уход за скотом,сеять хлеб,плавать по морю на кораблях    Физминутка.                 Игра «Плетень».Тень-тень, потетень.Выше города плетень.Сели звери на плетень,Похвалялися весь деньПохвалялся медведь:Могу песни я петь!(дети на каждую строчку делают 4 хлопка; прыжка; кивка головы)Логопед. В русской и украинской семье придерживались определенных традиций. Ребята, что такое традиции?Дети. Это правила поведения.Логопед. Для чего их нужно знать?Дети. Они помогают человеку быть понятым, проявлять заботу о других.Логопед. Традиции русского и украинского народа очень богаты. Давайте еще раз повторим, о каких обычаях нам рассказал дедушка Иван.Дети. Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу.Составление рассказов детьми по плану.Логопед: Дед Иван рассказал о своей семье, как они жили раньше. А теперь  расскажи- те ему и его внучатам вы о своей семье.Рассказывать можно опираясь на план:Твоя фамилия, имя.Домашний адрес.С кем живешь?Кем работают родители и где?Чем занимаешься дома?Итог занятия, оценка результатов деятельности детей.Логопед:  На рисунке дерево. Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни - это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева?Дети отвечают, объясняя, почему выбрали именно эти традиции.Логопед: А я выбираю – надежду, ведь именно вы наша надежда на будущее.Я выбираю – любовь. Пусть наша любовь согревает вас, будет опорой в вашем пути.Спасибо за внимание!

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X