Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Тавровская Леся Михайловна

Коучинг как современная образовательная технология

скачать документ

Вернуться назад

Коучинг как современная образовательная технология.Л.М. Тавровская, учитель химии и биологии МБОУ СОШ №11 п. Новый УргалОдной из самых важных социальных задач любого общества является воспитание поколения, способного обеспечить ему дальнейшее развитие, и во все времена эту ответственность берет на себя учитель.  Самой высокой целью современного образования сегодня считается содействие самоопределению и самореализации растущей личности через создание условий для реализации ее внутренних возможностей и ресурсов. Это означает решительный поворот от трансляции готового знания к выстраиванию индивидуального маршрута развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по этому образовательному маршруту.ФГОСы существенно изменили содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу. В силу появления новых функций учителя и расширения его профессионального поля происходит смена педагога-предметника и педагога-воспитателя на педагога-фасилитатора, модератора, тьютора, эдвайзера, тренера, прогностика, коуча т.д Наиболее распространенным в образовательной практике сегодня является понятие «коучинг». Коучинг, по определению Международной федерации коучинга ICF, это система реализации совместного социального, личностного, творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата. В целом коучинговый подход в образовании предполагает:- наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся;- создание ситуаций учения, в которых бы обучающиеся могли взаимодействовать с важными для них лично проблемами и вопросами;- принятие учителем учащегося таким, каков он есть, и понимание его чувств (безусловного позитивного отношения учителя к ученику);- недирективная, диалогичная позиция учителя к источникам и способам получения знаний;- необходимость учителя опираться на тенденцию к самоактуализациии своих учащихся.Его основными характеристиками считаются: искренний интерес к человеку; эмоциональная компетентность; абсолютное принятие человека таким, какой он есть; эмпатия как способность сопереживать, чувствовать то, что чувствует другой; конгруэнтность - подлинность собственных ощущений и честность по отношению к своим чувствам; активное и глубинное слушание (не только что говорит, но и о чем молчит человек) - умение слушать «глазами и сердцем»; позиция, свободная от предпочтений, осуждений, мнений, советов; профессиональные знания, эффективные техники и приемы, опыт. Главным достоинством данной практики считается взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала участников общения, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом. Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии. В ходе коуч-сессии применяются многие современные бизнес-технологии, такие как тайм-менеджмент, стратегическое планирование, SWOT-анализ, мозговой штурм, принятие решения, расстановка приоритетов; используются такие категории, как видение и миссия, такие психологические приемы, как визуализация, рефрейминг, ассоциированное и диссоциированное состояния, шкалирование, логические уровни и т.д. Весь диалогический характер общения учителя с учащимися заключается в формате четырех этапов проектированияи 4 вопросов планирования и реализации урока.Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);Примеры вопросов:- Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?- Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …- Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?- Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.(Примечание: при фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?». Когда ученик сам будет ставить перед собой эти вопросы, то в них он будет обращаться к своему «Я».)Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени). Когда цель будет учеником точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты ее достижения. Вопросы формулируются только в позитиве, направлены на проверку зоны контроля и экологичности.Примеры вопросов:- Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?- Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?- В чем конкретно заключается твоя цель?- Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что бы это было?- Как ты узнаешь, что достиг цели?- Насколько от тебя зависит достижение цели?- Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?- Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?- Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?- Почему эта цель важна для тебя?- Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)?- Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?- Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?- К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?- Какое влияние это окажет на твою жизнь?- Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?Этап планирования эффективных действий для достижения цели.Примеры вопросов:- Как ты можешь достичь цели?;- Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?- Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?- Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?Взгляд на способы деятельности из будущего:- Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?- Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?- Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?Этап реализации плана (приверженность цели).Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.Примеры вопросов:- Почему эта цель важна для тебя?- Как ты можешь пойти дальше?- Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.- А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?- А если еще на один балл?И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.Этап завершения (рефлексия).- Как ты поймешь, что достиг цели?- Какие самые важные вехи ты замечаешь?- Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?- Как эти задачи были взаимосвязаны?- Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?Таким образом, коучинг как образовательная технология, позволяет обучающимся раскрыть свой потенциал: и ученический, и общечеловеческий.Хотелось бы отметить активное внедрение коучинговых технологий в Хабаровском крае, в частности, передовые педагоги получили первые коуч-удостоверения и сформировали информационный комплекс по внедрению коучинга в образовательный процесс. В соцсети Facebook создано сообщество «Мария Ивановна меняет профессию», где каждый желающий педагог, инноватор может не только ознакомиться с новостями из мира образовательного коучинга, но и поделиться своими идеями и практиками. Список библиографических ссылок:У. Тимоти Голви «Работа как внутренняя игра», изд. «Альпина Паблишер», 2013 г.Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс «Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития», изд. «Альпина Паблишер», 2015 г.Мэрилин Аткинсон «Жизнь в потоке. Коучинг.», изд. «Альпина Паблишер», 2016 гДжон Уитмор «Внутренняя сила лидера», изд. «Альпина Паблишер», 2015 гhttp://prosto-coach.ru/ https://coachingineducation.ru/https://www.facebook.com/groups/421412281371456/ (Мария Ивановна меняет профессию)

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X