Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Обухова Марина Геннадьевна

Организационно-педагогические условия управления формированием гражданской идентичности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной школы

скачать документ

Вернуться назад

Организационно-педагогические условия управления формированием гражданской идентичности у обучающихся кадетских классов общеобразовательной школыОбухова М.Г. учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования МБОУ СШ № 12 г. АрзамасВ статье рассматривается проблема реализации патриотического воспитания в рамках современного образовательного процесса. А также значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека таких понятий как «патриотизм» и «гражданственность».Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, духовно-нравственное развитие, воспитание.Человек и окружающая его духовная среда всегда образуют взаимодействующие, взаимозависимые системы. Наша действительность создаёт как положительные, так и отрицательные предпосылки для осуществления воспитательной работы. Воспитание – это целенаправленный процесс прямого или косвенного, скрытого или открытого воздействия на обучающихся путём создания условий для самоактуализации личности в деятельности и сотрудничестве с другими. В современном школьном образовании особую значимость приобрела проблема патриотического, гражданского и духовно нравственного воспитания учащихся. На её актуальность указывают многие нежелательные явления, происходящие в обществе. Помимо важных позитивных перемен в России в 1990-х годах, в развитии страны имели место и негативные явления, которые происходят в любой стране в период социально- политических потрясений. Они воздействовали и на нравственность, и на гражданское самосознание. Изменение идеологии, копирование западных форм жизни, вторжение ценностей рыночной экономики привели к тому, что исчезли многие морально - нравственные ценности и установки, сложившиеся в России в течение многих столетий. «Обогащайся любой ценой!» - стало лозунгом для поколения 90-х. У школьников появляется неуважение к людям старшего поколения, они утрачивают ответственность за свои поступки. Искажаются представления о добре и зле, дружбе, милосердии, патриотизме. Ушли из нашего обихода слова «Отечество» «духовность», «патриотизм».Даже слово «Родина» мы пишем теперь с маленькой буквы. Исчезли понятия: добро-как источник радости мир и согласие в душе. Покаяние - отречение от зла. Милосердие как милость в сердце, благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким. Перечень может быть очень длинным. Исчезла радость общения, не стало доверия друг другу. А уж чтобы порадоваться успехам ближнего, так об этом и речи быть не может. Люди стали более нетерпимы друг к другу, жёстче. А ведь только добрый человек «из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста» (Евангелие от Луки). Если же мы обратимся к истории государства Российского, к истокам его, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были любовь к Родине, святость, гражданственность, патриотизм. Во все времена русской истории ядром культуры были традиции народной жизни, готовность к гражданскому подвигу. И чтобы вернуться к истокам необходимы духовно здоровая семья и школа. Национальная доктрина образования Российской Федерации отмечает: «Система образования призвана обеспечить …воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью». Закон РФ «Об образовании» указывает, что «…одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье». Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Стандарт нового поколения говорит, что «Целями образования должно явиться воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». А Федеральный Государственный стандарт общего образования важнейшую функцию – обеспечение формирования духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание патриотизма, гражданственности, определяет школе. Результатом выполнения этих задач станет патриотическая, гражданская и духовно- нравственная воспитанность, основу которой составляет система отношений личности к окружающему миру. Она проявляется в общественно - ценных свойствах и качествах личности, отражается в отношении к Родине, к деятельности, к людям. Эти отношения представляют собой сложные целостные образования, включающие знания, чувства, практический опыт, формирующиеся на протяжении всех лет обучения в школе. И, как правило, только в школе. Дети, особенно младшего школьного возраста, наиболее восприимчивы к развитию и воспитанию. Патриотическое воспитание сегодня – это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.Одним из направлений патриотического воспитания является кадетское движение. Чтобы более доступно донести образовательному сообществу всю важность возрождения в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины, на базе нашей школы был разработана программа патриотического воспитания в кадетские классах в условиях общеобразовательной школы, в которой изложены основные условия создания кадетского класса в условиях школы. Обоснование программы: «Быть верным России, гордиться своим прошлым, уважать традиции…»Главными направлениями модернизации российского образования применительно к кадетскому образованию являются: - развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств личности;– стремление учиться, действовать и трудиться;– сохранение и укрепление здоровья кадетов;– использование современных технологий в образовательном процессе;–усиление взаимосвязи кадетских учреждений с общероссийскими и местными рынками труда.Актуальным направлением деятельности нашей школы является поиск эффективной, полезной и общедоступной формы обучения и воспитания будущего гражданина.Одной из таких форм является профильный кадетский класс.Это позволить сформировать и развить в школе широко образованную, социально адаптированную, творческую, профессионально-ориентированную личность.Цель: Создание кадетского класса на базе общеобразовательного учреждения МБОУ СШ № 12.Задачи:- Подготовить нормативно-правовую базу для открытия профильного кадетского класса.- Разработать учебный план и план воспитательной деятельности кадетского класса.- Создать условия для профессиональной ориентации учащихся.-Разработать программы элективных курсов и дополнительного образования.- Подготовить кадры из числа педагогов школы.- PR-сопровождение деятельности кадетского класса и школы в целом.- Определить дополнительные источники финансирования.Кадетский класс – учебная форма в системе непрерывного образования, обеспечивающая раннюю профориентацию учащихся и являющаяся первой ступенью для получения в дальнейшем высшего и среднего специального в учебных заведениях МВД РФ, МО РФ, а также подготовку к службе в органах внутренних дел.Ожидаемые результаты:Открытие кадетского класса.Утверждение учебного плана.Укомплектованность педагогическими кадрами.Создание программы воспитания кадет.Организация совместной деятельности разных ведомств по реализации профильного и дополнительного образования.Соответствие выпускника образу выпускника – кадета.Смотивированность выпускников на получение высшего или среднего специального профильного образования.Апробированный учебно-методического комплекса.Данный проект позволил сформулировать методическую разработку классного часа на следующую тему: «Кадетские классы в условиях общеобразовательной школы».В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе развития образования”, “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”, “Основных мероприятиях и плане действий по реализации программы воспитания в системе образования России на 2006-2010годы”, “Концепции патриотического воспитания граждан РФ”, приоритетный национальный проект “ Образование” и др. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого человека. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее значение. Например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Первым серьезным исследованием, посвященным истории кадетских корпусов, стала работа сотрудника Главного управления военно-учебных заведений генерал-майора М. С. Лалаева. История конкретных военно- учебных заведений этого типа со времени их возникновения до начала XX в. нашла отражение в исторических обозрениях и очерках В. А. Висковатова, А.Н. Антонова, П.Ф. Лузанова.Многими мыслителями современности признается, что патриотическое воспитание может сплотить общество и стать одним из способов укрепления единства страны. Гражданское общество, в котором одним из основных стандартов является патриотизм, представляет собой основу мощного и сильного государства.  Педагоги: Соловцова И. А., Богуславский М., Филонов Г. Н., психолог Фридман Л.М. считали, что одна из важных задач гражданско – патриотического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого воспитанника, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Основными направлениями гражданско-патриотического воспитания, на наш взгляд, являются:Возрождение лучших традиций российского образования и культуры, воинских традиций, на основе кадетского компонента, подготовка кадетской молодежи к государственной и воинской службе; Формирование уважительного отношения у кадет к государственной символике, героическим страницам истории родного края, страны, ценностям отечественной культуры; Привитие принципов Православия и культуры;Формирование у кадет общей культуры высоких морально-психологических, деловых, организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед кадетами историю, особенности культуры, природы, народных традиций, приобщающее их к ценностям родного края;Ознакомление и включение кадет в деятельность общественных организаций патриотической направленности.В современных условиях, становление системы образования патриотическое воспитание необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия различных духовно-нравственных аспектов становления личности, общественных организаций патриотической и духовной направленностиМы уже назвали основные направления гражданско-патриотического воспитания, но хотелось бы добавить, что воспитание учащихся происходит под влиянием многих факторов: условий учебной деятельности, нравственной атмосферы в школе, увиденного и услышанного на уроках, в перемену, в процессе повседневного общения со сверстниками. Огромный воспитательный потенциал заложен, прежде всего, на уроках гуманитарного цикла, в том числе, на уроках истории. На уроках и во внеурочной деятельности школьники анализируют исторические процессы, выявляют объективные причины событий прошлого, определяют их последствия и значение в судьбе Отечества, в целом, и своей малой Родины (города, посёлка) в частности. Из арсенала средств патриотического, духовно – нравственного и гражданского воспитания, на наш взгляд, актуальными являются такие формы работы как исследовательская и экскурсионная деятельность. Тем более, что у нашего, совсем небольшого города, такая большая, интересная и красивая история. Чтобы бы ни происходило в стране, Арзамас и арзамасцы никогда не оставались в стороне от событий. «В нашем городе история Родины отразилась, как в капле воды». Это не просто поэтические строки арзамасского поэта А. Плотникова. Это руководство к действию. Смута. Польско – шведская интервенция. Арзамасское ополчение, в составе 300 человек, спешит на помощь жителям города Зарайска. Ну, как не помочь ближним! «За други своя» полегло всё ополчение. Все 300 воинов! А ведь это наши земляки. Как это было? Ответом послужило исследование роли Арзамаса и арзамасцев в событиях смутного времени. 1812 год. Отечественная война. И 1435 арзамасцев во главе с Ф.М. Стремоуховым уходит на помощь армии Кутузова. Славно воюют наши земляки! Участвуют в Бородинском сражении, берут в плен французского генерала Бонами, идут победным маршем по Европе. Тыл тоже не остался в стороне. Нижегородская губерния (и Арзамас) собрали 1/15 все воинских резервов русской армии. А потом принимали раненых воинов, кормили, лечили, помогали, чем могли. Все эти сведения мы нашли, изучая документы архива. Первая мировая, незаслуженно забытая война, незаслуженно забытые люди. Они были. О них не говорили. Но пришло время. Надо вспомнить! И снова работа с документами в архиве. Великая Отечественная Война. Арзамасцы воюют. Арзамасцы трудятся, куют победу. Сколько их ушло и не вернулось! Но есть ещё живые, среди нас. Идём в военкомат, узнаём адреса ветеранов, беседуем. Они для нас живая история. Живым – слава! Погибшим в неравной борьбе с фашизмом – память. Это важно, показать роль и участие наших земляков в большой истории. Вызвать чувство гордости и подражания. Арзамасцы не только воевали, но и строили. Доказательством тому служит большое количество сохранившихся до нашего времени архитектурных памятников. Каждый вносил посильную лепту, украшая свой город, способствуя его процветанию. Правильно сказал арзамасский поэт: «Кто душу вкладывал и совесть, кто деньги тряс из кошелька». Наш Арзамас – старинный город, имеет богатые православные и культурные традиции и арзамасцам всегда было присуще особое благочестие, гражданственность и патриотизм. И наша задача, как педагогов, сохранить в душе современного школьника чувства гордости за свои корни, любовь к своей малой Родине и стране в целом.Решением такой проблемы как депатриотизация духовной и социальной жизни, снижение осознания человеком своей общественной и личностной ответственности, должно стать возрождение лучших традиций прошлого, обычаев наших героических предков, формирующих гражданскую, нравственно здоровую личность. Необходимо не только восстановить вековые традиции, но и передать их подрастающему поколению для сохранения и приумножения. На сегодняшний день патриотическое, духовно- нравственное и гражданское воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Решение проблемы заключается не в отдельно отведённых часах, а в создании атмосферы, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала бы в нём позиции патриота и гражданина, направляла бы его на добро.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X