Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Глазкова Татьяна Валерьевна

Проектная деятельность учащихся как средство активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Проектная деятельность учащихся как средство активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся»Глазкова Татьяна ВалерьевнаМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 (МАОУ СОШ № 3) г. Гулькевичи Краснодарский крайУчитель начальных классов Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программы «Школа 2100», я столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования: - низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; - неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. С этой целью мной был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов и исследовательской деятельности никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Основной целью образования в условиях начальной ступени является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и исследовательской деятельности детей. Задачи развития:1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;2) развитие познавательных способностей;3) развитие творческого воображения и мышления;4) развитие коммуникативных навыков. Задачи исследовательской деятельности:1) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;2) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;3) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;4) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированность мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации. Работая по УМК «Школа 2100», я сосредоточила внимание на взаимосвязи познавательной и коммуникативной активности ребенка в ходе проектной деятельности. Данный УМК – это способ организации жизненного пространства школьника. Одной из содержательных линий данного УМК является формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности; развитие умственных способностей, творческого мышления, воспитание уважения к эрудиции и предметной компетенции. Для меня очень важно развить у ребенка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составит предпосылку формирования нового типа взаимоотношений учителя и ученика, а также между одноклассниками.В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Общение способно дать ребенку импульс к выделению и усвоению интересных операций, приемов, применяемых для познания. В результате ребенок овладевает важнейшими средствами умственной деятельности, где первое место принадлежит усвоению речи. Проявление и развитие речи происходит в контактах как овладение важнейшей коммуникативной операцией. Затем начинает применяться в познавательной деятельности. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно– познавательных приѐмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий с обязательной презентацией результатов.В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого.Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять еѐ результаты, а главное – применять на практике.Реализация метода проекта невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения, технология коллективных способов обучения и информационно-комуникативные технологии. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;предметную - способность применять полученные знания на практике.В своей деятельности ведущую роль отвожу  проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному обучению в начальной школе;повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;изменения роли учителя в образовательной среде;более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.Применение технологии метода проектов позволяет успешно решать  следующие затруднения и проблемы в обучении:низкая мотивация к обучению;низкая познавательная активность;формирование механизма самореализации личности возможность интеграции знаний по предмету (не узнают одни и те же вопросы, которые рассматриваются по разным предметам) Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Что мы понимаем под методом проектов?   Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.         Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план. Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.          Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:- принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.   Классификация проектов.  1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. 2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. 3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. 4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. 5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов. 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. 2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:внутриклассными;внутришкольными;региональными;межрегиональными;международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий. Классификация проектов по продолжительности.Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время. При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.Использование метода проектов в начальной школе приносит детям удовлетворение, что, способствует совершенствованию у них личностных качеств, стремления получить знания, а главное – желания учиться и получать от этого радость.Список используемой литературыБелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека «Первого сентября». Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2007.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X