Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Кочеткова Елена Валентиновна

"Мир детства в автобиографическом романе"

скачать документ

Вернуться назад

Мир детства в автобиографическом романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» (Книга первая)Кочеткова Елена Валентиновна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1» (МБОУ «Гимназия №1») г.ЛипецкУчитель русского языка и литературыСердцем помню только детство:Все другое – не мое.И.А.Бунин. При свечеТема детства волновала И.А.Бунина всю жизнь, начиная с первых рассказов, таких как «У истока дней», «Восемь лет» и других. Творчество И.А. Бунина невозможно представить без его поэзии и прозы о детстве. Но особое место занимает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» тема формирования творческой личности имеет свои особенности. Роман написан уже зрелым человеком, находящимся долгие годы вдали от России. Отрыв от России усилил стремление писателя вернуться в прошлое, прожить жизнь сначала, оглянуться и увидеть истоки своей судьбы. Потеря Родины определила стремление писателя воскресить её в художественном слове, запечатлеть лучшие стороны в памяти новых поколений. На страницах романа «Жизнь Арсеньева» воссоздана картина мира через призму жизни отдельно взятой семьи.Для автобиографического романа Бунина характерна включённость малого пространства в большое, бесконечности – в пределы одного дома, вечности – в часы. Батурино в романе представляется бесконечным миром времени и пространства, позволяющим выработать цельность восприятия окружающего, глубину чувств и переживаний Алексея Арсеньева.Почти каждая страница «Жизни Арсеньева» пропитана благородной памятью прошлого. Историческая память живет в мальчике, его подсознании, помогает определить отношение к миру. Слова «помню», «как вижу», «как чувствую» образуют ритмический рисунок романа. Так Алеша «вспоминает» даже свое младенчество: «Я помню большую освещенную предосенним солнцем комнату, его сухой блеск над косогором, видным в окно, на юг…»[1,II,6].В романе И.А.Бунина пространственно-временные границы человеческой жизни раздвигаются до времени прежних существований человека и до Вечности. Это связано с нарушением хронологической последовательности в изложении событий.Художественное пространство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» - сложный и очень насыщенный образ мира с очевидным преобладанием знакового характера пространственных образов. Основу пространственной организации и образности «Жизни Арсеньева» составляют представления «верха» и «низа» пространства (описание комнаты, усадьбы – и бездонное небо), его «открытости» и «закрытости» (описание внутренних помещений – и вида через открытое окно; «бревенчатые стены амбара» - «ворота сарая были всегда открыты»), на фоне которого показано движение главного героя. В тексте часто нарушается реальная последовательность событий, характерная для автобиографических произведений (нарушение временной последовательности).Издавна писатели и поэты используют различную цветовую гамму, которая позволяет передать настроение, чувства, скрытый символический смысл. Цвет в романе И.А. Бунина имеет огромное значение: помогает передать состояние окружающей среды, душевные переживания героя. В цветовом спектре писателя встречается более 20 цветов и оттенков, причем некоторые из них не единожды. Цвета, которые преобладают: Синий и его оттенки - означает спокойствие, вызывает умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, доверие, самопожертвование, преданность (бездонное синее небо, синяя бездна, лазурное, голубой небесный простор, синеглазая, синими морями…).Белый - (белое облако, белокрылые ангелы, бледная луна, белые босые ножки, белая кухня…)Черный и его оттенки - (чернел, таинственная ночная чернотой, темной спальне, черноглазая, бархатно-черные с золотом шмели, почерневшие спины…)Зеленый, красный, малиновый, золотой…Жизнь для Алеши часто непонятна. Она скорее открывается его чувственному восприятию. А окружающий мир, благодаря богатейшей цветовой гамме, позволяет герою пережить восторг созерцания прекрасного, почувствовать воздействие красоты, ее божественную тайну. Были и события, омрачавшие жизнь героя. Это гибель Сеньки и лошади, смерть Нади. И здесь преобладают уже другие краски «стало темнеть», «стемнело», темные комнаты, черные иконы…Но смерть бабушки ассоциируется у героя с другими красками и ощущениями: «майский день», «уютный двор», «темно-синие и багряные верхние стекла в окнах зала», «бледная старушка в белом чепце» - «прекрасная бабушкина усадьба стала наша» [1, ХIХ, 43].Чувства и впечатления – главное в романе И.А.Бунина. Впечатлительность – особый дар. Мальчику Алеше на всю жизнь запоминается таинственная и печальная звезда, которую он видел, лежа в кроватке через окно. Окно играет особую роль в романе. Через открытое окно он воспринимает, впитывает мир (вишенник, окружающий усадьбу; лунный свет, золотом сияющий на стеклах окон), у окна проходит и умиротворенная помещичья жизнь: «…он любит сидеть у раскрытого окна и пить очаровательно шипящую…воду» [1, III,10]. А закрытое окно – защита от опасности [1,VI,16].Главное в романе – не факты из жизни Алеши, не события, а то, как они отпечатались в сознании и эмоциях тонко чувствующего ребенка и как предстают в памяти взрослого повествователя. Предоставим свое прочтение первой книги и показать ее отражение в нарисованной картине. В открытом окне зелень символизирует его мечты. Цвета сада представлены краской: церелеум, небесно-голубая, травяная зелёная, ультрамарин, индиго, кадмий жёлтый светлый, петербуржская серая, конечно, белила. Все тени основаны на cветло-фиолетовом кобальте - это внутренняя часть рамы. В тени рамы используется тёмно-зелёный, но он так не воспринимается, кажется чёрным. Тени занавеса - индиго, кобальт фиолетовый светлый. На подоконнике играют цветные рефлексы: кобальт фиолетовый светлый, ультрамарин, связанные с разными оттенками: сиена натуральная, королевская голубая, травянистая зелёная и т. д. И, конечно, белила.Пространство и время как философско-эстетическая проблема имеют чрезвычайно важное значение в мире И.А.Бунина. Об этом свидетельствует то внимание, которое писатель уделял её осмыслению, и то исключительное значение, которое пространственно-временные характеристики имеют в структурно-содержательной организации в романе «Жизнь Арсеньева».Основу пространственной организации и образности второй главы первой книги романа составляют представления «верха» и «низа» пространства («глубина неба», «Плывет и, круглясь, медленно меняет очертания, тает в этой вогнутой синей бездне высокое, высокое белое облако» – и «…что рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом — море хлебов, трав и цветов...»), его «открытости» и «закрытости», на фоне которых показано движение главного героя.Расширение пространства мотивируется постепенным расширением опыта героя, познанием им внешнего мира: первое воспоминание - комната, а затем…пустынные поля, усадьба среди них, хутор Каменка, «…я за усадьбой, в поле».Цветообозначения занимают особое место среди изобразительно-выразительных средств художественного произведения. Слова, обозначающие цвет – это чрезвычайно важное средство формирования образного мира романа. Поэтому одной из наиболее индивидуальных черт видения мира писателем и воплощения его в романе является использование цвета. И.А.Бунин был одарен необыкновенной зрительной и слуховой памятью, очень чутко воспринимал оттенки красок. Он широко привлекает самые разные языковые средства, которые использует в качестве цветообозначений.В цветовой палитре второй главы преобладают следующие цвета:Синий - означает спокойствие, вызывает умиротворенность чувств, выявляет чувствительность и ранимость. Отражает умение сопереживать и склонность к эстетической созерцательности, доверие, самопожертвование, преданность (бездонное синее небо, синяя бездна, лазурное)Черный – отречение, неприятие (чернел, таинственная ночная чернотой, темной спальне)Белый – чистота, духовность (белое облако, белокрылые ангелы)Рыжий – (рыжий жучок, рыжий жук)Палевый – (что-то тончайшее, палевое; палевое тоже распускается)Красный – выражение жизненной силы, нервной активности (краснеет)Зеленый – («лежу на зеленой холодеющей траве») Золотое – («Золотое, счастливое время!» «радостно блистало»).И.А.Бунин мастерски изображает эффекты световоздушной среды, наслаждаясь прелестью солнечного света («блещет низкое солнце», «радостно блистало», «освещенную предосенним солнцем»). Стремясь передать особенности освещения, автор создает картины, подобные импрессионистическим. А благодаря таким цветам, как красный, рыжий, золотой создается ощущение тепла и света, которые так необходимы для робкой и нежной души лирического героя. Он познает мир всеми органами чувств. Не случайно Алеша в раннем детстве оказывается ближе к миру природы, чем к миру людей. Мальчик, войдя в мир, находит его не только светлым, безмятежным, но и тревожным, огромным, непонятным. Это накладывает отпечаток на его восприятие действительности. А это настораживает, пугает героя. Природа в романе выполняет воспитательно-познавательную функцию. Маленький Алеша освобождает запутавшегося в колосьях жучка, «с удивлением» и «жадностью» рассматривает его, и сразу же ищет ответы на непростые детские вопросы: «Что это такое, кто он, этот рыжий жук, где он живет, куда и зачем летел, что он думает и чувствует?» [1, II, 8]. Через общение с природой герой Бунина учится наблюдать, делать простейшие, но очень важные для развития его личности выводы. Природа становится для него источником вдохновения, поэтических наслаждений. Ее он воспринимает как художник: образно, одухотворенно, расширяя границы ее красоты своим воображением. В этом восприятии природы просматриваются черты творческой натуры юного Арсеньева. И это восприятие наталкивает героя уже в детские годы на размышление о бесконечности Вселенной, о сущности бытия, о загадках будущего.На мой взгляд, это один из самых ярких эпизодов, раскрывающих внутренний мир героя. А повтор слов «рыжий» и «палевый», отражающих тончайшие оттенки цвета, еще больше указывают на что-то новое, особенное в жизни Алеши (впервые он испытывает грусть разлуки) и притягивают к себе читателя.Художественное время и художественное пространство романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» представляют собой совокупность внутренних отношений системы пространственных и временных элементов текста: включённость малого пространства в большое, бесконечности – в пределы одного дома, вечности – в часы: «одно мгновенье», в летний вечер, «…поднебесном просторе, в близости с Богом и белокрылыми ангелами, обитающими где-то там, в этом горнем мире!» Ограниченное время-пространство человеческого существования сталкивается с безграничным временем-пространством Всеобщего, или Всебытия. Литература И.А.Бунин. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи. Дрофа. М., 2003И.А.Бунин и русский мир. Материалы Всероссийской научной конференции. Елец, 2009О.А.Мещерякова. Индивидуально-авторская концептосфера И.А.Бунина в ее репрезентации средствами свето- и цветообозначений. Елец, 2007

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X