Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Трушкина Валентина Викторовна

Профессионально-прикладная физическая культура и ее значение для студента

скачать документ

Вернуться назад

Наименование статьи: «ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТА»Трушкина Валентина Викторовнаруководитель физического воспитания, преподаватель физической культурыгосударственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Константиновский педагогический колледж»(ГБПОУ РО «КонстПК») Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечно - сосудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний. Студенты, особенно на начальном этапе обучения, являются наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивают с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, невысокой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Нынешние студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с этим огромную роль играют занятия физическими упражнениями в высших учебных заведениях, наравне с другими обучающими дисциплинами. Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов. Глава 1. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Ее цель и задачи.Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФКС) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.Необходимость ППФП обусловлена особенностями трудовой деятельности в современном обществе, а именно недостаточной в большинстве случаев двигательной активностью, высоким эмоциональным напряжением, неблагоприятным влиянием внешней среды. В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких качеств, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются требования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность становятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.Для любой сферы труда характерно значительное напряжение умственных и физических сил. Однако каждая профессия диктует свой уровень развития физических и психических качеств, наличие двигательных умений и навыков. Соответственно ППФП, например, геолога или ученого- агронома будет существенно отличаться от подготовки экономиста или инженера-проектнровщика. Эти отличия находят отражение в цели и задачах ППФП.Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Она предполагает создание предпосылок к ускоренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время, внедрению физической культуры в трудовой коллектив.Задачи ППФП определяются особенностями профессиональной деятельности и включают:овладение необходимыми прикладными знаниями;освоение прикладных умений и навыков;развитие прикладных физических и психических качеств;развитие прикладных специальных качеств.Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изучения специальной литературы. Существенно, что для повышения профессиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют место общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, распределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудовых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же профессии.Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязанностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.Прикладные специальные качества характеризуют способность организма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высоким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формировании этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспецифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренированный человек быстрее аклиматизируется в новой местности, легче переносит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.Соотношение общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки. Так же, как и спортивная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на общую физическую подготовку. Для некоторых профессий ОФП решает практически все задачи ППФП, для других её явно недостаточно. Соотношение ОФП и ППФП зависит от ряда психофизических особенностей трудового процесса. Средства ППФП — это те же средства физического воспитания и спортивной тренировки, но подобранные с учетом задач профессиональной подготовки специалистов. Общим требованием к средствам ППФП является их психофизическое соответствие конкретной трудовой деятельности.К средствам ППФП относятся:прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;прикладные виды спорта;естественные силы природы и гигиенические факторы;вспомогательные средства.Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта обычно направлены на развитие одного или нескольких физических качеств или на освоение ограниченного состава необходимых двигательных умений и навыков. В основном это общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения из арсенала таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, плавание и др. В ряде случаев находят применения упражнения лечебной физической культуры.Прикладные физические упражнения объединяет то, что независимо от особенностей ППФП они наряду с другими качествами должны обеспечивать развитие общей выносливости как ведущего физического качества для поддержания высокой работоспособности. Специально-подготовительные упражнения различных видов спорта особенно полезны при формировании навыков работы на высоте, лазания, переноски грузов. Такие упражнения заимствуются из альпинизма, горного туризма, тяжелой атлетики.Прикладные виды спорта непосредственно решают задачи ППФП для определенных профессий. Например, для инженеров-геодезистов и землеустроителей прикладными видами спорта являются авто- мотоспорт, гребной, водно моторный, конный спорт. Спортивные единоборства, в частности, борьба самбо, рукопашный бой, служат основой подготовки работников правоохранительных органов, многих военных специальностей. Некоторые виды спорта, например, пожарно-прикладное многоборье, возникли собственно для того, чтобы оценить профессиональную подготовленность человека. Элемент состязательности, присущий прикладным видам спорта, позволяет существенно повысить заинтересованность и общую эффективность занятий ППФП.Естественные силы природы и гигиенические факторы, с одной стороны, усиливают действие физических упражнений, с другой — представляют самостоятельное средство ППФП. Особенно велико их значение при развитии прикладных специальных качеств. Показано, например, что само по себе пребывание в высокогорье в течение 30-40 дней повышает физическую и умственную работоспособность, общую сопротивляемость организма заболеваниям. Занятия в условиях повышенной и пониженной температуры воздуха, солнечной радиации, гипоксии вырабатывают способность продуктивно работать в разных географо-климатических зонах н при меняющихся, часто неблагоприятных воздействиях внешней среды. К гигиеническим факторам, способствующим решению задач ППФП, относятся санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий (температура и влажность воздуха, освещенность), соблюдение правил личной гигиены. В качестве дополнительных средств особенно эффективны процедуры закаливания, такие, как контрастный душ, банные процедуры, позволяющие быстро восстановиться после значительных нагрузок. Этой же цели служит гигиенический массаж.Вспомогательные средства ППФП — это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать условия и характер труда. Они расширяют диапазон двигательных умений и дают возможность быстро освоить профессиональные действия.Один из возможных способов подготовки человека к профессиональной деятельности, упреждающее формирование профессионально важных качеств, повышение резервов здоровья. Не вызывает сомнений, что повышение уровня профессионально важных качеств, способствует более быстрому овладению будущими специалистами двигательными умениями и навыками профессиональной деятельности, снижает риск травм и несчастных случаев, текучесть кадров.Глава 2. Значение профессионально-прикладной физической культуры студента. Известно, что в последние годы общество стремиться к здоровому образу жизни. Основным способом добиться этого являются физические упражнения. Желающие приобщиться с ЗОЖ, прежде всего, должны заняться физической культурой. Полноценное развитие студента основано на их двигательной активности и систематических занятиях физической культурой. Уместно заметить, что занятия физической культурой тесно связаны с правильным и полноценным питанием. Здоровье человека влияет на его долголетие, так что здоровый человек живет долго и плодотворно, будучи работоспособным и энергичным. В конечном итоге, здоровые работоспособные люди представляют качественную рабочую силу, обеспечивающую экономику страны. Физическая культура выходит в первый ряд факторов, влияющих на процветание страны. Обобщая этот тезис, можно заключить, что физическая культура развивает и укрепляет человеческий фактор, на котором основана жизнь общества. Немаловажно отметить факт значения физической культуры и спорта как действенных сил сопротивления негативным явлениям нашего времени, что особенно касается молодежи. Физкультурником или спортсменом не может быть человек, принимающий алкоголь или наркотики, неправильно питающийся, ленивый, ведущий разгульный образ жизни, не соблюдающий режим и т.д. Так что перед молодым человеком встает естественный выбор: или он спортсмен и положительно воспринимается в обществе, или он ведет разгульный образ жизни и всеми порицается. К числу положительных особенностей физической культуры и спорта относится также формирование положительных черт характера. Чтобы достичь определенных успехов на ниве спорта или физической культуры, он должен проявлять волю и упорство, сконцентрировать свои физические возможности и превозмочь пассивность. Одновременно с этим, постоянно участвуя в спортивных соревнованиях молодые люди учатся проявлять лучшие человеческие качества: дружбу, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство приверженности своей команде. Все это создает постоянный фон хорошего настроения, уверенности в правильном понимании своей жизни. Формирование положительных черт характера студентов – один из главных компонентов значимости физической культуры и спорта в нашем обществе. Не меньший интерес у студентов вызывает возможность оздоровиться и закалиться средствами физической культуры. Многие студенты считают что систематические занятия физическими упражнениями вызывают сдвиги в организме и являются прекрасным средством предупреждения заболеваний, оценивая прямую выгоду для себя в том, что лучше отвести время на систематические занятия физической культурой, чем впоследствии жить с ослабленным организмом и часто болеть тратя заработанные денежные средства на лекарства. Известно, что физически здоровый человек обладает также и психическим здоровьем: он уравновешен, спокоен, настроен оптимистично и оказывает на окружающих благотворное влияние. Те кто студенты которые систематически занимаются физическими упражнениями, всегда закаляются. Это связанно с постоянными водными процедурами, без которых немыслима физическая культура, выездами на природу для проведения соревнований или туристических походов, или самостоятельного активного отдыха. Так же спортивная одежда и обувь способствует оздоровлению и закаливанию. Для тех студентов которые имеют определенные заболевания большое влияние оказывает лечебная физическая культура. Специалисты подбирают комплексы упражнений для определенных групп мышц, что позволяет при регулярных занятиях полностью восстановить нарушенное кровообращение. Конечно, от больного требуются определенные волевые усилия для подобных занятий. Заключение Физическое воспитание студентов в ВУЗАх страны, является неотъемлемой составляющей образования, которое обеспечивает возможность получение каждым необходимых научно обоснованных знаний о здоровье и способах его укрепления, методики организации содержательного досуга и направлено на формирование у них физического, социального и духовного здоровья, совершенствование  физической и психической подготовки к активной продолжительной жизни и профессиональной деятельности. Основу системы физического воспитания студентов составляет комплекс показателей объема ежедневной двигательной активности, уровень специальных знаний об особенностях двигательной активности современного человека, его физическом развитии, состоянии функциональных систем организма, физической трудоспособности и двигательных способностей. Физическое воспитание обеспечивается соответствующими современными научными достижениями, медицинским обслуживанием, педагогическими кадрами, материально-технической, нормативной, информационной  базой Основные средства физического воспитания студентов: физические упражнения, климатические факторы, мероприятия по формированию здорового образа  жизни.Суммарный объем двигательной активности студента базируется на индивидуальных особенностях и возможностях, удовлетворяющих его биологическую потребность в движении.Использованная литератураhttp://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/1-1-fizicheskaia-kultura-i-sport-kak-sotcialnye-fenomenyhttp://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00182030_0.htmlhttp://distribut.net/article/r-44.html«Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта С.В. Начинская, Москва издательский центр «Академия», 2014г.«История физической культуры и спорта Б.Р. Голощапов Москва издательский центр «Академия», 2015г.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X