Подать заявку
Вернуться назад
Шумкова Яна Александровна,
воспитатель, высшая квалификационная категория
МАДОУ ЦРР
«Детский сад N88 "АНТОШКА»
г Северодвинск
«Особенности организации образовательной деятельности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
»
В дошкольной коррекционной педагогике, представляющей собой раздел общей специальной педагогики, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи разрабатывается в частном разделе, представляющем собой новую научно-методическую дисциплину интегративного типа –
логопедагогику
(Специальная дошкольная педагогика
/П
од ред. Е.А.
Стребелевой
. -
М., 2002).
Логопедагогика
ориентирована
на определенный контингент детей, имеющих нарушения речи, обусловленные
несформированностью
, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических механизмов при наличии нормального слуха, зрения, полноценных сохранных предпосылок интеллектуального развития.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нуждаются в особом образовательном маршруте, основными элементами которого являются:
время начала образования: потребность в совпадении начала специального обучения с моментом определения нарушения в раннем, дошкольном возрастах
содержание образования: потребность во введении специальных разделах обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка;
создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей» достижения тех задач развития, которые в условиях нормы достигаются стандартными способами образования;
особая организация обучения: потребность в качественной индивидуализации обучения, в создании специальных психолого-педагогических условий, особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды;
определение границ образовательного пространства: необходимость
коррекционно-развивающего процесса в рамках специально созданной педагогической системы;
продолжительность образования: потребность в
пролонгировании
процесса специального обучения и выход за рамки дошкольного возраста; определение круга участников коррекционно-образовательного процесса и зон их взаимодействия: потребность в интегративной деятельности квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования в качестве участника коррекционно-развивающего процесса.
Изучение структуры различных форм в зависимости от состояния речевой системы, от степени выраженности дефекта
,
позволила разработать научно обоснованную систему индивидуализации специального воздействия в логопедиче
ских учреждениях разного типа, с
оздать систему логопедической помощи детям с первичными речевыми нарушениями, разработать принципы комплектования логопедических учреждений системы дошкольного образования, организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений дошкольного образования для лиц с различными формами речевой патологии.
Ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежат логопеду, который выполняет следующие основные функции:
• диагностическая;
• профилактическая;
• коррекционно-педагогическая;
• организационно-методическая;
• консультативная;
• координирующая;
• контрольно-оценочная.
Профессиограмма
учителя-логопеда - это модель деятельности и личности педагога, она отражает его основные функции и определяет перечень основных педагогических знаний и умений, личностных качеств педагога.
Профессиограмма
определяет квалификационную характеристику.
Тарифно-квалификационная характеристика
(ТКХ) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в учебно-воспитательном процессе, характер отношений с родителями воспитанников и другими участниками коррекционно-развивающего процесса в данной педагогической системе.
Рамки квалификационной характеристики ограничивают функциональные обязанности учителя-логопеда. То есть особенности коррекционно-педагогической деятельности, ее основные элементы изначально уже заложены в функциональные обязанности учителя-логопеда вне зависимости от типа образовательного учреждения, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.
Четкое указание на то, что основной профессиональной деятельностью учителя-логопеда, учителя-дефектолога является коррекционная деятельность, заложено в ТКХ. В ТКХ учителя наряду
с выше
обозначенной функцией указано на то, что учитель-логопед обследует детей, комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Таким образом, для учителя-логопеда приемлем перечень умений (
профессиограмма
), сформулированный Н.М. Назаровой:
умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;
провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;
предупредить возникновение вторичных нарушений развития;
определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания данной группы детей;
планировать отдельные виды коррекционной работы;
критически оценивать и эффективно использовать в целях коррекции и
компенсации научно-методическую информацию;
учитывать в коррекционно-развивающем процессе характерные для данной группы детей возможности и факторы компенсации, использовать их в коррекционной деятельности;
адаптировать, трансформировать учебную, педагогическую методическую информацию в целях коррекции, развития;
отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, диагностики;
создавать условия воспитания, обучения, развития для социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта в единстве с усвоением языка и речи;
владеть специфическими средствами обучения и адекватно ими пользоваться;
формировать положительную мотивацию участия в
коррекционной
работе у детей с недостатками в развитии, воспитывать у них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;
выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи детям в их социальной адаптации; определять результативность коррекционной работы во всех сферах и на всех этапах профессиональной деятельности;
перестраивать свою деятельность в соответствии с изменениями профессионально-педагогической ситуации, осознанно и критично управлять своей профессиональной деятельностью.
Учитель-логопед ДОУ для детей с ТНР является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Автор публикации: Шумкова Яна Александровна
Особенности организации образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи
скачать документВернуться назад
Шумкова Яна Александровна,
воспитатель, высшая квалификационная категория
МАДОУ ЦРР
«Детский сад N88 "АНТОШКА»
г Северодвинск
«Особенности организации образовательной деятельности для детей
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
»
В дошкольной коррекционной педагогике, представляющей собой раздел общей специальной педагогики, проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с первичными нарушениями речи разрабатывается в частном разделе, представляющем собой новую научно-методическую дисциплину интегративного типа –
логопедагогику
(Специальная дошкольная педагогика
/П
од ред. Е.А.
Стребелевой
. -
М., 2002).
Логопедагогика
ориентирована
на определенный контингент детей, имеющих нарушения речи, обусловленные
несформированностью
, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза речевых, психологических или физиологических механизмов при наличии нормального слуха, зрения, полноценных сохранных предпосылок интеллектуального развития.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нуждаются в особом образовательном маршруте, основными элементами которого являются:
время начала образования: потребность в совпадении начала специального обучения с моментом определения нарушения в раннем, дошкольном возрастах
содержание образования: потребность во введении специальных разделах обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка;
создание специальных методов и средств обучения: потребность в построении «обходных путей» достижения тех задач развития, которые в условиях нормы достигаются стандартными способами образования;
особая организация обучения: потребность в качественной индивидуализации обучения, в создании специальных психолого-педагогических условий, особой пространственной, временной и смысловой организации образовательной среды;
определение границ образовательного пространства: необходимость
коррекционно-развивающего процесса в рамках специально созданной педагогической системы;
продолжительность образования: потребность в
пролонгировании
процесса специального обучения и выход за рамки дошкольного возраста; определение круга участников коррекционно-образовательного процесса и зон их взаимодействия: потребность в интегративной деятельности квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования в качестве участника коррекционно-развивающего процесса.
Изучение структуры различных форм в зависимости от состояния речевой системы, от степени выраженности дефекта
,
позволила разработать научно обоснованную систему индивидуализации специального воздействия в логопедиче
ских учреждениях разного типа, с
оздать систему логопедической помощи детям с первичными речевыми нарушениями, разработать принципы комплектования логопедических учреждений системы дошкольного образования, организационные основы функционирования дифференцированной сети учреждений дошкольного образования для лиц с различными формами речевой патологии.
Ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежат логопеду, который выполняет следующие основные функции:
• диагностическая;
• профилактическая;
• коррекционно-педагогическая;
• организационно-методическая;
• консультативная;
• координирующая;
• контрольно-оценочная.
Профессиограмма
учителя-логопеда - это модель деятельности и личности педагога, она отражает его основные функции и определяет перечень основных педагогических знаний и умений, личностных качеств педагога.
Профессиограмма
определяет квалификационную характеристику.
Тарифно-квалификационная характеристика
(ТКХ) является нормативным документом, определяющим структуру и содержание деятельности педагогического работника, его место в учебно-воспитательном процессе, характер отношений с родителями воспитанников и другими участниками коррекционно-развивающего процесса в данной педагогической системе.
Рамки квалификационной характеристики ограничивают функциональные обязанности учителя-логопеда. То есть особенности коррекционно-педагогической деятельности, ее основные элементы изначально уже заложены в функциональные обязанности учителя-логопеда вне зависимости от типа образовательного учреждения, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.
Четкое указание на то, что основной профессиональной деятельностью учителя-логопеда, учителя-дефектолога является коррекционная деятельность, заложено в ТКХ. В ТКХ учителя наряду
с выше
обозначенной функцией указано на то, что учитель-логопед обследует детей, комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
Таким образом, для учителя-логопеда приемлем перечень умений (
профессиограмма
), сформулированный Н.М. Назаровой:
умение увидеть отклонения в развитии ребенка и поставить предварительный педагогический диагноз этому отклонению;
провести педагогическую диагностику отклонения, спрогнозировать пути дальнейшего развития ребенка с учетом наличия дефекта и его последствий;
предупредить возникновение вторичных нарушений развития;
определить общие и конкретные задачи коррекционного обучения и воспитания данной группы детей;
планировать отдельные виды коррекционной работы;
критически оценивать и эффективно использовать в целях коррекции и
компенсации научно-методическую информацию;
учитывать в коррекционно-развивающем процессе характерные для данной группы детей возможности и факторы компенсации, использовать их в коррекционной деятельности;
адаптировать, трансформировать учебную, педагогическую методическую информацию в целях коррекции, развития;
отбирать и применять необходимые для решения коррекционных задач методы, приемы и средства обучения, воспитания, диагностики;
создавать условия воспитания, обучения, развития для социальной адаптации детей с отклоняющимся развитием для усвоения ими интеллектуального и нравственного опыта в единстве с усвоением языка и речи;
владеть специфическими средствами обучения и адекватно ими пользоваться;
формировать положительную мотивацию участия в
коррекционной
работе у детей с недостатками в развитии, воспитывать у них оптимизм, видение жизненной перспективы, ощущение успеха;
выполнять различные виды социальной деятельности, направленные на оказание помощи детям в их социальной адаптации; определять результативность коррекционной работы во всех сферах и на всех этапах профессиональной деятельности;
перестраивать свою деятельность в соответствии с изменениями профессионально-педагогической ситуации, осознанно и критично управлять своей профессиональной деятельностью.
Учитель-логопед ДОУ для детей с ТНР является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.
Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!
Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
_
Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).
Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192