Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Симанова Елена Александровна

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

скачать документ

Вернуться назад

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе,как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)Симанова Елена Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Краснокамская адаптивная школа-интернат"(МБОУ "Краснокамская адаптивная школа-интернат"),учитель начальных классов.Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности, т.е формирование ключевых компетенций:ценностно-смысловые, учебно-познавательные,информационные, социально-трудовые,коммуникативные. Но ведущая роль в процессе формирования компетенций, несомненно, принадлежит развитию коммуникации.Коммуникация - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека.Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса в форме общения, взаимодействия и сотрудничества, путем оперирования информационными ресурсами, использования личностного смысла и ценностных ориентаций.Несовершенство коммуникативных умений обучающихся младших классов с нарушением интеллекта, их речевая неактивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, в дальнейшем препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников начальных классов. Следовательно, секрет успешности обучения – формирование коммуникативной компетентности, что и будет являться актуальной задачей учителей начальной школы. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определен ряд обязательных базовых учебных действий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.КОДКОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯКУД 1Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс):- умение слышать, слушать и понимать речь учителя, одноклассника;- отвечать на вопросы полным ответом;- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;- умение сотрудничать в парах, малых и массовых группах.КУД 2Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.КУД 3Обращаться за помощью и принимать помощь:- принимать помощь учителя, одноклассника;- обращаться за помощью и принимать ее в разных жизненных ситуациях с учетом возраста;КУД 4Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - с опорой на наглядную, словесную инструкцию в урочной деятельности и бытовых ситуациях (личная гигиена, прием пищи и.т.д.).КУД 5Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.КУД 6Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.КУД 7Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.Процесс формирования у учащихся коммуникативных навыков и умений весьма сложный и длительный. Трудности возникают у умственно отсталых школьников в общении со взрослыми, со сверстниками, с незнакомыми и хорошо знакомыми людьми. Если общение происходит в незнакомых или непривычных условиях, то зачастую ученики боятся обращаться к людям либо же просто не знают, к кому и как обратиться. Формировать коммуникативные учебные действия младших школьников можно через технологию сотрудничества. Сотрудничать- работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.(3) Конечно, данная технология не является новой. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.Я хочу рассказать о своём опыте применения технологии сотрудничества для формирования коммуникативных способностей обучающихся.Выделяют три этапа обучения сотрудничеству.1-й этап – подготовительный, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются общие правила использования принятых ритуалов социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.Выстраивая отношения, выделяем с детьми основные правила ведения диалога:-любое мнение ценно;-хочешь говорить – подними руку;-дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;-обращение начинается с имени.2-й этап - парная работа.Начали работать со второго полугодия 1 класса, так же знакомились с правилами общения. Работу в парах предлагала на разных уроках, в основном на этапах закрепления материала. Пары формируются таким образом, чтобы дети могли помогать друг другу. Например, на уроках «Чтения»1) Работа «хором»: работа с мнемотаблицей- обучающиеся вместе называют первую строчку, вместе тянутся за карточкой, вместе называют вторую строчку, вместе...2) Действия по операциям: в 1 классе - 1-й ученик кладет карточку, 2-й ученик составляет слово из букв,  1-й ученик соглашается или протестует.В 3 классе: 1-й ученик кладет иллюстрацию к рассказу, 2-й ученик ищет в тексте предложение подтверждение,  1-й ученик соглашается или протестует.3) Деление элементов материала: 1-й ученик читает первое слово и кладет первую карточку, 2-й ученик называет второе слово и кладет вторую карточку.4) «Учитель-ученик» 1-й ученик берет на себя всю работу- читает небольшой рассказ, а 2-й ученик проводит только контроль. В более старших классах 1 ученик рассказывает стихотворение или пересказывает текст, 2 –ой контролирует правильность.Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации деятельности, вынося их на общее обсуждение. Очень способствуют развитию коммуникативных навыков уроки «Речевой практики». Например, «Отправляюсь в магазин», «Телефонный разговор», «Я- зритель», где каждая тема способствует:-расширению словарного запаса;-умению строить распространённые предложения (с опорой на схемы, слова, по картинке, ответ на вопрос, обсуждение ситуации, видеоролика, сказки и т.д.);- умению произносить предложения с разной интонацией;- строить и проигрывать разные варианты диалогов (построение и проговаривание алгоритма диалога, ролевые игры, обмен впечатлениями) 3-й этап: групповая работа. После того, как дети научились работать в парахможно переходить к организации работы в группах. При групповой работе класс можно делить на малые группы по 3-6 человек. Формируются группы по разным признакам:по желанию;по определенному признаку ( цветовому жетону и т.д.)по выбору «лидера»;по выбору педагога.Что бы групповая работа была продуктивной, необходимо научить детей выполнять ряд правил:в совместной деятельности правильно распределять между собой роли и выполнять свои ролевые обязанности;быть руководителями в групповой деятельности;важности подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями;умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения;умело вести диалог, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других.Данную форму работы по формированию коммуникативных учебных действий можно использовать при повторении правил, таблиц, составлении плана пересказа текста, обсуждению поступков литературных героев, выполнении единой творческой работы например на уроке «Ручного труда составление макета к знакомой сказке и даже при изучении нового материала (например на уроке «Мир природы и человека» по теме «Дикие животные» каждая группа читая небольшой рассказ выбирает важные сведения об определенном животном) . Очень нравится детям приём «Изменение сказочной развязки»- придумать другое окончание сказки, рассказа. Такой подход обеспечивает не только умение общаться, учиться уважать своих товарищей и уметь слушать их, но иправильно выражать свои мысли, а также дает прекрасную возможность развития монологической речи. Организуя на уроке работу в паре и малой группе, мы моделируем с ребятами реальные ситуации, которые могут встретиться им в будущем, и в игровой форме, более понятной для этой возрастной категории, учу их общаться, делать правильные выводы. И это очень ценно.В результате общения со сверстниками достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности. Какой бы «пестрой» не была группа, она сделает больше, чем один человек. Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива: улучшает творческое мышление, развивает внимание и память, учит самооценке и самоуважению, толерантности и сказывается на улучшении психологисеского микроклимата на уроке.В результате применения технологии сотрудничества произошли изменения в личностном развитии обучающихся: вступать в контакт друг с другом и учителем,они стали охотнее обращаться за помощью, приобрели первоначальный навык договариваться и изменять свое поведение в спорной ситуации, дети стали более дружелюбно относится друг к другу. Подводя итоги, хочется отметить, что работа по применению технологии сотрудничества не закончена. Я планирую осваивать новые виды организации работы в группе, паре; применять разнообразные виды заданий;обучать детей эффективному взаимодействию внутри группы;осуществлять контроль над эффективностью применения технологии на уроках.Технология сотрудничества применяется в урочной и внеурочной деятельности, при работе с родителями, проведении внеклассных мероприятий. Она готовит ребенка к жизни в современном обществе, помогает учителям и родителям эффективно взаимодействовать между собой, детьми, с окружающим миром. Применение технологии сотрудничества – это путь к успеху в обучении и воспитании.Список литературы: Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л. Н. Булыгина / Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.Гришанова Н.А. Дидактическая компетенция формирования коммуникативной успешности младших школьников: дис.докт. пед. Наук.-Ижевск: Глазовский государственный педагогический университет, 2010.-307с.Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 2003.https://infourok.ru/statyatehnologiya-sotrudnichestva-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-kak-sredstvo-formirovaniya-kommunikativnih-sposobnostey-mladshih--2605188.htmlhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/10/13/tehnologiya-sotrudnichestva-na-urokah-v-nachalnoy-shkole

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X