Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Тарасова Татьяна Николаевна

Открытый урок на тему «Подготовка к концертному выступлению учащихся стартового уровня ДШИ/ДМШ»

скачать документ

Вернуться назад

Открытый урок на тему«Подготовка к концертному выступлению учащихся стартового уровня»педагога высшей квалификационной категорииМБУДО ДШИ «Гармония» Т. Н. Тарасовой27.12.2023 г.«Уверенность – предпосылка успешности»Г. Нейгауз. «Знания нельзя передать, т.к. они не материальны. Их можно прирастить путём приращения опыта».М. А. Котляревская-Крафт. «Суть всех видов научения в приобретении условных рефлексов»И. П. Павлов.Цель занятия: формирование основ анализа собственной исполнитетельской деятельности у учащихся стартового уровня ДШИ/ДМШ при подготовке к концертному выступлению.Задачи:Образовательныеразвивать навык грамотного разбора и качественного выучивания музыкального произведения в характере, с осмыслением художественного образа;формировать навык концентрации внимания;воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личностной активности.Воспитательныеформировать ответственное отношение к подготовке к концертному выступлению;воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость;формировать артистическую индивидуальность.Развивающиеразвивать коммуникативные навыки;формировать эмоциональный интеллект ребёнка;заложить основы понимания учащимися причин успеха или неудачи в личной творческой деятельности.Формы работы на открытом занятии:беседа,творческие задания (головоломки, тесты),инструментальное исполнение выученных пьес,аналитическое обсуждение.Вводная частьЛюбое концертное выступление: участие в концертах и/или тематических мероприятиях, академические концерты, экзамены – составляют неотъемлемую часть обучения начинающего музыканта. Удачные стимулируют интерес к учёбе и дальнейшим выступлениям, неудачные, напротив, могут привести к отказу выступлений перед слушателями. Поэтому педагогу нужно не только выучить с учеником произведение, но и приготовить юного музыканта к демонстрации своих достижений. Искусство педагога – это Управление процессом обучения, искусством воспитания. Демонстрация Педагогом навыка Флексигильности (гибкость поведения) – показатель умения решать одну и ту же проблему разными способами и на разных уровнях развития психофизических возможностей обучаемого ребёнка. Научная и физиологическая основа успеха1.«В корковых… центрах мозга сосредоточена вся инициатива движений и привод в действие всего двигательного аппарата. Отсюда следует вывод, что техника пальцев есть не только мышечная, но и психическая, и овладение техникой есть, прежде всего, ряд волевых функций, сначала сознательных, а потом, благодаря частым упражнениям, становящимся почти автоматическими». (С. В. Розанов «Методика обучения игре на духовых инструментах»//Сборник статей. Вып. IV. – М.: «Музыка», 1976. С. 3-4).2.«Секрет успеха связан с малоизвестным аспектом работы мозга: миелинезацией нейронов. Благодаря повторению, у нейронов образуются миелиновые оболочки, которые и делают их эффективными. Развивать талант – значит тренировать сложные навыки, чтобы миелинизировать пучки нейронов, многие из которых у нас сформированы раннему опыту повторения, – так пишет Лоретта Бройнинг, профессор Калифорнийского университета, США (Даниэль Койль «Код таланта: гениями не рождаются. Ими становятся» https://reminder.media ).Любое концертное выступление требует от исполнителя:самообладания и самоконтроля,раскрепощения,отточенности и осознанности движений,личной интерпретации художественного произведения, создания музыкального (ых) образа (ов),навыка сценического поведения.Предконцертная подготовка исполнителя имеет 2 составляющие:техническую – разбор и освоение нотного текста, его техническая проработка, начиная со сложных мест,психологическую – рассказ о работе мозга, на уровне доступности возраста ученика, о видах темперамента, о правилах сценического поведения. Педагог ответственен за положительное и оптимистическое психологическое сопровождение событий музыкальной жизни ученика.Каждый ребёнок развивается на основе общих психо-физических законов, но протекает это всё индивидуально. Артистические способности от природы встречаются не у каждого ребёнка, поэтому одной из учебных задач педагога является развитие навыка сценического исполнения. И в повседневной деятельности на уроке, и при подготовке к концертному исполнению, педагогу следует учитывать психотип учащегося.Холерик – если произведение нравится, выучивает; произведение, не понравившиеся приходится ярко представлять в живом исполнении с беседой о музыкальных образах и/или средствах выразительности или в видеозаписях музыкантов-мастеров. Замечания воспринимает с обидой. Сценическое исполнение прочувствовано и ярко. Изучая произведения, им приходится прилагать усилия для единства эмоционального и рационального. Исполнение холериков, как правило, отличается артистизмом. Они стремятся играть  ярко и выразительно. Часто испытывают трудности при ритмической организации: имеют склонность к ускорению темпа, сокращению пауз. Тяжело переживают неудачи.Сангвиник – учит быстро, но доучивает долго, замечания воспринимает спокойно, яркости исполнения нужно учить. В некоторых случаях эмоциональное начало превалирует над рациональным, приходится обуздывать неуправляемые эмоции. Работают неровно – перед ответственным выступлением много и увлечённо занимаются, после выступления с трудом преодолевают своё нерабочее состояние. Сангвиникам быстро надоедает пьеса, даже та, которую они сами выбрали. Неудачи переносят относительно легко.Флегматик – разучивает по предложенному педагогом плану, играет одинаково и в классе, и на сцене. У них относительно небогатая шкала динамических оттенков, часто недостаёт артистизма в исполнении; иногда они незаметно для себя замедляют темп. Занимаются методично, спокойно. Охотно исполняют ранее разученные пьесы, менее других подвержены сценическому волнению.Меланхолик – скован в работе, долго переживает промахи, нуждается в постоянной поддержке и одобрении любого успеха. Как правило, очень тщательно разучивают новое произведение. Часто недостает артистичности, творческой смелости. Особенно тяжело страдают от сценического волнения. Неудачи переживают чрезвычайно болезненно.Психологическое состояние ученика можно подразделить по этапам:ПРЕДКОНЦЕРТНАЯ ПОДГОТОВКА – первое сообщение о дне выступления (сдачи зачёта), условия исполнения программы, предварительные проигрывания перед родными или знакомыми, запись на видеокамеру и акустическая репетиция в зале (месте концерта).ПРЕДСТАРТОВОЕ ВОЛНЕНИЕ – индивидуально; по психотипу учащегося, переключаем ребёнка на задачи.ВЫСТУПЛЕНИЕ – индивидуальная установка, выполнение правил сценического выступления (выход, поклон, правильная посадка, пропеть мысленно начало пьесы…, исполнение, поклон, уход).ПОСЛЕКОНЦЕРТНОЕ СОСТОЯНИЕ – необходима объективная, гибкая, ободряющая оценка педагога. Доброжелательный разбор ошибок.Подготовительные приёмы исполнения, как страховка от ошибок:проигрывание на столе с пропеванием,в ансамбле с педагогом,игра в тёмной комнате или с закрытыми (завязанными) глазами,сольное исполнение на видеокамеру, игра с помехами (метроном, телефон, посторонние шумы…),перед сложным местом педагог говорит: – «Ошибка!»,движения с инструментом при исполнении,ролевая подготовка (игра в образе: Театральный приём «Я» – «НЕ Я», например, образ знаменитого музыканта),обыгрывание программы перед знакомой аудиторией,физические упражнения для повышения пульса перед игрой.Участники урока:Голенков Иван, 9 лет – ребёнок ОВЗ (Справка), 3-й год обучения по программе АДООП «Искусство без границ», Музыкальное исполнительство, народные инструменты, специальность «баян».Молокина Мирослава, 8 лет – 2 класс (3-й год обучения) по программе ДООП «Музыкальное исполнительство», народные инструменты, специальность «баян».Хорошунова Надежда, 8 лет – 3-й год обучения по программе ДООП «Музыкальное исполнительство», народные инструменты, специальность «аккордеон».Предполагаемые результаты открытого занятия:Учащиеся справятся с тестовыми Заданиями, проявив концентрацию внимания и интеллектуальные способности.Участники открытого урока успешно исполнят свои музыкальные произведения в непривычной обстановке, справившись с волнением.Юные музыканты смогут полноправно и полноценно с присутствующими педагогами принять участие в обсуждении творческих выступлений (лично своего и товарищей).Технологическая карта урока№п/пРаздел урокаВид деятельности МатериалХронометраж1.Организационный моментРазмещение в классеОборудование класса, инструменты2 мин.2.Вступительное слова педагогаПредставление заявленной темы урокаМетодическая разработка открытого занятия5 мин.3.Творческие заданияВыполнение Тестовых заданий на развитие аналитического мышленияТест «Найди подобное»,Тест на переключение внимания15-18 мин.4.ФизминуткаОтдых: Физические упражненияПальчиковая игра М.С. Рузиной «Утречко»3 мин.5.Концертное выступление1. Исполнение учащимися соло выученных пьес; 2. Аналитический разбор * каждого исполнения; 3. Рассказ учащимися о собственномпсихофизиологическом состоянии при выступлении.* - обсуждение сразу после исполнения каждого ребёнка1. Рус. нар. песня «Как пошли наши подружки» в исполнении Голенкова Ивана, баян (ОВЗ).15 мин.2. Н. Садовский «Степь да степь кругом» в исполнении Молокиной Мирославы, баян3. Б. Самойленко «Качели» в исполнении Хорошуновой Надежды, аккордеон.6.РефлексияУстное выполнение тестаТест «Артист и публика» Т. Н. Тарасовой3 мин.7.Итого:45 мин.Источники информации :Кейль Даниэль «Код таланта: гениями не рождаются. Ими становятся» https://reminder.mediaРозанов С. В. «Методика обучения игре на духовых инструментах»//Сборник статей. Вып. IV. – М.: «Музыка», 1976. С. 3-4Суворова С. Н. «Подготовка учащихся к концертному выступлению как одна из основных задач в процессе воспитания музыканта» https://adshi.bel.muzkult.ru/media/2019/12/04/1265540205/RNI_1.pdfТоболевич Г. А. Методические рекомендации «Творческое волнение. Подготовка ученика к концертному исполнению» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/388632-metodicheskie-rekomendacii-tvorcheskoe-volnenФлексигильность https://yandex.ru/tutor/subject/problem/?problem_id=T5142Приложение 1 (тест)Приложение 2 (тест).Тест для Рефлексии

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X