Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Анатольевна Кашкина

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

скачать документ

Вернуться назад

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКашкина О.А., преподаватель ГАПОУ «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»,Необходимо отметить, что особенностью регионального рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы по рабочим профессиям. В связи с этим важное место в работе педагогического коллектива уделяется профессиональному информированию, которое отвечает следующим требованиям:- достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);- актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);- перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);- обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);- доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);- привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).Сложность организации профессиональной ориентации с подростками требует решения двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии. В ГОУ НПО и СПО систематически используются разнообразные формы профориентационной работы, эффективность которых различна, по мнению работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 1).Из данной диаграммы видно, что во всех образовательных учреждениях распространяется рекламная продукция и размещается информация на сайте.Однако результаты исследования выявляют их самую низкую результативность (распространение рекламной продукции и размещение информация на сайте по 19%). Эффективность проведения Дней открытых дверей самая высокая (52%), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Низкая эффективность презентации образовательного учреждения в школах (30%), экскурсий в ГОУ НПО и СПО (22%) и выступлений на родительских собраниях (22%) обусловлена недостаточной заинтересованностью школ и гимназий города в совместной с учреждениями начального и среднего профессионального образования профориентационной работе. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные викторины, фестивали – 45%, участие в спортивных соревнованиях – 33%, мастер-классы – 30%). Исследование мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии обучающихся на 1-5 курсах (диаграмма 2) определяет приоритетные направления профориентационной работы. Анализ диаграммы показывает, что:- большинство абитуриентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно и осознано (42,6%);- существенное влияние оказали родители (22,3%) и друзья (17,3%);- заработная плата в выбранной отрасли не является определяющим мотивом выбора профессии (8,2%);- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (14,5%);- необходимо обратить внимание на то, что рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО недостаточно эффективна (3,5%).Данные результаты находят подтверждение при исследовании мотивации поступления в ГОУ НПО и СПО, выбора профессии первокурсников 2016-2017 учебного года: - большинство абитуриентов выбрали образовательное учреждение самостоятельно (39%) или на их выбор оказали влияние родители, другие члены семьи и родственники (36%);- существенно влияние на выбор профессии друзей и соседей (19%);- возможность получать хороший заработок по окончании обучения является для первокурсников одним из определяющих мотивов (36%);- достаточно высок процент тех, кто выбрал образовательное учреждение случайно (легко поступить – 15%, легко учиться – 10%, не поступил(а) в ВУЗ, колледж – 10%, решил(а) поступать за компанию с друзьям – 8%);- рекламная деятельность ГОУ НПО и СПО незначительно повлияла на выбор первокурсников (рекламные материалы образовательного учреждения (буклеты, памятки и т.п.) – 6% , СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы) – 3%, реклама образовательного учреждения, размещенная на транспорте и т.п. – 2%).Для эффективной подготовки специалистов необходимо партнёрство учреждений общего, профессионального и дополнительного образования с работодателями. Результаты исследования показывают, что в этом направлении профориентационная работа недостаточная с точки зрения влияния на профессиональный выбор абитуриентов (влияние школьных учителей – 6%, педагогов дополнительного образования – 5%, психологов (профконсультантов) – 4%).Анкетирование первокурсников позволяет определить, из каких источников они узнали о конкретном образовательном учреждении (диаграмма 3). Из данной диаграммы видно, что информация в справочнике для поступающих в учреждения профессионального образования (27%) и от друзей, знакомых, соседей (23%) является определяющей. Необходимо отметить, что 51,6% обучающихся в ГОУ НПО и СПО посоветовали бы своим друзьям поступать в образовательное учреждение, в котором они получают профессию (специальность).На базе 70% ГОУ НПО и СПО созданы профориентационные агитбригады, но только 50% хотели бы принять участие в городском конкурсе агитбригад. Дни открытых дверей, которые проводятся регулярно, недостаточно эффективны (14%), как и сайты образовательных учреждений (15%), посещения школ представителями образовательного учреждения (12%), участие в различных профориентационных мероприятиях(8%), ярмарки вакансий учебных мест в районе (7%), что совпадает с мнением работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Проведенные исследования позволяют определить ожидания обучающихся от образовательных учреждений (диаграмма 4).Приоритетными являются получение профессии, прочные знания по предметам и умение самостоятельно мыслить. Так же отмечаются возможность гарантированного устройства по окончании обучения и опыт общения с людьми. Выбранную профессию (специальность) считают востребованной на рынке труда 24% первокурсников. Результаты исследования подтверждают взаимосвязь востребованности профессии (специальности) на рынке труда с удовлетворенностью выбранной профессией (специальностью) (диаграмма 5).В процессе обучения наблюдается положительная динамика по вопросу востребованности профессии (специальности) на рынке труда. 52,2% обучающихся в ГОУ НПО и СПО считают, что будущая профессия (специальность) очень востребована, 27,4% - что востребована недостаточно, 4% - что будет востребована очень скоро. Однако 6,4% считают, что совершенно не востребована. Эти данные соответствуют уровню удовлетворенности выбранной профессией (61,6% - довольны своим выбором, 27,1% - еще не определились в своем отношении к выбранной профессии (специальности), 6,4% - абсолютно все равно и 4,3% - разочарованы в выборе) По результатам исследования определены мероприятия, проводимые образовательными учреждениями профессионального образования для решения нескольких взаимосвязанных задач:- утверждение обучающихся в правильности выбора профессионального образования (диаграмма 6);- социальная и профессиональная адаптация в ходе образовательного процесса к рынку труда (диаграмма 7); - трудоустройство по полученной профессии (диаграмма 8) ;- организуются экскурсии на предприятия города (100%);- проводятся конкурсы профессионального мастерства (63%);- различные творческие конкурсы и встречи с выпускниками (по 45%).Результаты анкетирования работников ГОУ НПО и СПО свидетельствуют о том, что так же проводятся классные часы, беседы мастеров производственного обучения, посещение музеев, временное трудоустройство по выбранной профессии в свободное от учебы время, анкетирование и тестирование обучающихся (по 27%).Анализ диаграммы показывает, что для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда: - индивидуальное сопровождение обучающихся во время производственной практики (55%);- проводятся конкурсы профессионального мастерства, встречи выпускников с работодателями и представителями Центра занятости, анкетирование и тестирование обучающихся (по 36%); (18%).Анализ диаграммы показывает, что для трудоустройства по полученной профессии:- проводятся собеседование работодателей с выпускниками и встречи с представителями социальных партнёров (91%);- информируют выпускников о вакантных рабочих местах на предприятиях (73%);- заключаются долгосрочные договора с предприятиями на подготовку, стажировку и трудоустройство выпускников (63%).Результаты исследования определяют основные проблемы в профориентационной работе, по мнению работников учреждений начального и среднего профессионального образования (диаграмма 9- не создаются условия для профориентационной работе в школе для представителей ГОУ НПО и СПО (67%);- недостаточно методической продукции по вопросам организации и проведения профориентационной работы (37%);- использование в профориентационной работе только традиционных форм и методов (15%);- недостаточный уровень профессиональной компетентности работников учреждения по вопросам профориентационной деятельности (12%).Исходя из данных диаграмм, необходимо обратить внимание на мероприятия по психологическому сопровождению для утверждения обучающихся в правильности выбора профессионального образования, для социальной и профессиональной адаптации в ходе образовательного процесса к рынку труда, для трудоустройства по полученной профессии. Несмотря на недостаточную эффективность, в 2016-2017 учебном году на базе образовательных учреждений планируются аналогичные профориентационные мероприятия. 30% не планируют проводить встречи с успешными работниками производства и лицами, достигшими значительных успехов в трудовой деятельности, окончивших ОУ НПО и СПО и начавших свою трудовую карьеру с рабочих профессий. 33% планируют приглашение только тех, с кем ранее проводились подобные встречи. 10% проводят подобные мероприятия только с выпускниками, которые в настоящее время работают в том же ГОУ ПУ и СПО. Результаты исследования позволяют обобщить предложения от образовательных учреждений начального и среднего профессионального Образования по повышению эффективности профориентационной работы (диаграмма 10).Исходя из данной диаграммы видно, что целесообразно решение следующих вопросов: - создание более благоприятные условия для профориентационной работы в 9-11 классах школ и гимназий города (42%); конкретными предложениями для обеих сторон (30%);- организация совместных мероприятий (конференции, семинары, круглые столы) по вопросам профориентации с представителями школ, с работодателями (23%);- дополнительное финансирование профориентационной работы (18%);- повышение квалификации специалистов (18%);- создание общего сайта с форумом (18%);действующих нормативных документов (6%).Литература1. Канакова, А. Е. Профессиональное самоопределение студентов в системе многопрофильной подготовки специалистов среднего звена {Текст} Канакова, А. Е.// Профориентационная работа как фактор эффективности системы профессионального образования Вестник Адыгейского государственного университета — 2010. — Вып. 4 — С. 3 —27.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X