Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Лаврова Наталья Михайловна

Активизация познавательной активности младших школьников посредством использования ИКТ обучения

скачать документ

Вернуться назад

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Оскольская основная общеобразовательная школа Новооскольского городского округа»Активизация познавательной активности младших школьников посредством использования ИКТ обучения Учитель начальных классов МБОУ «Оскольская ООШ» Лаврова Наталья МихайловнаВ настоящее время  информационная грамотность и культура - это залог успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – это важная задача современной школы. А цифровые информационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях таких технологий, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования.Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.Использование информационных технологий позволяет:-перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;- помогает активизировать познавательную деятельность;- уроки проходят на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне;- рационально организовывается учебный процесс, повышается эффективность урока;- формируются навыки исследовательской деятельности;- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсамИнформационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства:- компьютерные учебники;- программы-тренажеры;- тестовые оболочки;- электронные справочные энциклопедии;- демонстрационные материалы (слайд или видеофильмы);- учебно-игровые компьютерные игры, а также  многое другое.Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными урокамиУрок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления уникальных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов и др.)      Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка заданий для самостоятельной работы учащегося).    По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов: - Интернет-ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки). - Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами). - Универсальные (Word, Excel,и т.д.) - предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).      Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанных педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.      Информационные технологии могут быть использованы на разных этапах урока:Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.)Как сопровождение объяснения учителя (Использование созданных специально для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.)Как информационно-обучающее пособиеВ обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.Для контроля знаний Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов. Для снятия напряжения, релаксацииДля снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, можно использовать презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.Для индивидуального и дистанционного обучения.Использование ИКТ в начальных классах на различных урокахОбучение грамотеПервые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.Окружающий мирВообще для этих уроков информационные технологии просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. В занимательной форме знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании. Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами.МатематикаНа уроках математики с помощью слайдов, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д.Русский языкНаверное, многие согласятся, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах интерес? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих и т.д.). Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.Литературное чтениеОсобенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.Изобразительное искусство, технологияНа уроках изобразительного искусства современные технологии позволяют показать портреты художников, репродукции, последовательность выполнения рисунка. На уроках технологии образцы изделий и этапы работыВсе перечисленные примеры активизируют внимание учащихся, усиливают их мотивацию, развивают познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях:• повышает качество знаний• продвигает ребенка в общем развитии• помогает преодолеть трудности• вносит радость в жизнь ребенка• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.Контроль и оценка в начальной школе рассматривается  как одно из средств формирования положительных мотивов учения и готовности учеников к самоконтролю. В процессе использования информационных технологий повышается объективность оценки, что может способствовать снижению тревожности и развитию качеств контролирующей деятельности учащихся. Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся, тщательно продуманные. Особенно важно, что не нужно предусматривать оценки темпа работы, личностные качества учеников или особенности их психических процессов.      Таким образом, организация контроля и оценки средствами информационных технологий рассматривается как одна из важных задач совершенствования педагогической деятельности, которая должна соответствовать современным требованиям к работе учителя и реализовывать принципы гуманизации .Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.Таким образом,   труд, затраченный на управление познавательной деятельностьюс помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышаеткачество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим,жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы,помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создаетблагоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, ихсотрудничества в учебном процессе.А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.С каждым годом роль информационных технологий в деятельности педагога будет только возрастать. Школа должна готовить учеников, способных ориентироваться в современном мировом пространстве.  Литература 1. Будунов Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и «против». — М.: Аркти, 2006. — 192 с. 2. Дубникова Е. А. Активизация познавательной деятельности младших школьников с помощью новых информационных технологий // Вестник Марийского государственного университета. — 2012. — № 9. 3. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс //Начальная школа. — № 1. — 2015. 4. Соколова Т. Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий // Начальная школа. — 2004. — № 3. — С. 21–23.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X