Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ольга Олеговна Церковникова

Методика работы над вокальным произведением

скачать документ

Вернуться назад

Методика работы над вокальным произведением. Сами дети редко задумываются о природе певческого голоса, и об отличии певческого голоса от речевого. Работа над развитием певческого голоса сложна, но интересна. Главный принцип в работе над голосом – это слияние техники голоса и художественной стороны исполнения. Голос – это инструмент, заключенный в тело, и каждый исполнитель должен понимать принцип работы собственного вокального инструмента.Только систематические занятия благотворно влияют на развитие певческого голоса. С древнейших времен и до сегодняшнего дня музыка окружает человека, воздействуя на его эмоциональный, внутренний мир, обогащая и расширяя его. Музыка окружает нас повсюду, с самого рождения. В ряду искусств музыка занимает особое место, так как обладает особо высоким творческим потенциалом.Для того, чтобы музыка могла оказывать положительное влияние на развитие подрастающего поколения, педагогу необходимо научить детей любить и понимать музыку, создать необходимые  условия для формирования потребности в общении с ней. Педагогический процесс должен быть направлен на гармоничное развитие индивидуальных способностей ребенка, на раскрытие его потенциальных возможностей. Музыкально направленное воспитание благотворно влияет на способности детей, активно развивая эмоциональные, интеллектуальные и волевые сферы их личности. В процессе певческой работы возникает потребность введения в практику работы педагогов таких технологий, которые обеспечили бы индивидуальный подход к обучающемуся, использование искусства в качестве средства формирования нравственности ребенка и развития его певческих способностей.Ведущим методом художественно-эстетического воспитания выступает метод творческого диалога, когда педагог и ученик совместно ищут и находят ответы на вопросы исполнения. Детей нужно научить рассуждать, объективно контролировать не только творческий процесс в целом, но и анализировать собственное исполнение, также и оценивать художественные явления, находить в них позитивные или негативные стороны, соотносить со своими исполнительскими позициями, с собственной творческой подачей. Коллективное пение - наиболее доступный вид музыкального исполнительства для каждого человека.  Певческим голосом  и слухом обладает в той или иной степени почти каждый человек, с рождения. Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и создавать возможность для самовыражения. Постепенно дети, обучающиеся вокальному творчеству, приучаются правильно и красиво петь, а это очень важно, так как вместе с развитием музыкальных способностей у детей формируются новые знания и интересы, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Итогом процесса обучения являются открытые занятия, участие детей в фестивалях и конкурсах, отчётных концертах.Таким образом, современное коллективное занятие должно отвечать следующим требованиям:- реализации личностно ориентированного обучения;- воспитательной направленности занятий;- созданию отношений в системе "педагог - обучающийся" с приставкой "со": сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество;- развитию творческого потенциала детей посредством воспитания певческой культуры- построению занятий с учётом метода художественно - педагогической драматургии;- использованию в вокально-хоровой практике интеграции с другими видами искусства, пением, литературой, историей.Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Он должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. Поэтому в своей педагогической практике постоянно адаптирую композиторский текст под возможности своего исполнительского ансамбля. Используемые мною средства аранжировки характерны для общей вокально-хоровой практики: выбор удобной тональности и тесситуры, сочинение второго (третьего) голоса, доступного для вокально-технического и исполнительского уровня конкретного состава поющих. Также были выполнены следующие условия:Сохранение главного музыкально-тематического материала оригинала.Сохранение ладовой структуры: гармонического языка.Сохранение ритма и темпа.Сохранение литературного текста.Работа над развитием певческого голоса сложна, но интересна. Главный принцип в работе над голосом – это слияние техники голоса и художественной стороны исполнения. Голос – это инструмент, заключенный в тело, и каждый исполнитель должен понимать принцип работы собственного вокального инструмента.Моя педагогическая задача – разъяснить детям, как правильно воздействовать на свой певческий инструмент, чтобы голос слушался. Нельзя развить певческий голос, если петь от случая к случаю. Только систематические занятия благотворно влияют на развитие певческого голоса. Методика разучивания вокального произведенияПроцесс разучивания вокального произведения довольно длителен. Конечным итогом этой работы является публичное исполнение произведения в завершенном виде. Как бы трудно ни было произведение технически, это не должно быть заметно для слушателя.Сущность процесса разучивания – проникнуться всеми деталями и особенностями произведения, чтобы главным стержнем работы стал переход количества в качество и последовательность разучивания.На начальном этапе знакомства и разбора произведения перед исполнителем возникают различные технические трудности ( большой диапазон мелодии, непривычные скачки в мелодии, сложный ритм, дикционные особенности ). Но в процессе разучивания изучаемый материал трансформируется, становится для исполнителя более удобным. Процесс трансформации материала постоянен, т.к. присутствует на любой стадии разучивания произведения – начальной, средней, заключительной. Также процесс трансформации изучаемого материала напрямую зависит от способности исполнителя, от его музыкальной памяти, от способности правильно интонировать и воспринимать ритм. Процесс разучивания произведения делят на 3 основных периода:- эскизный, или начальный;- технологический, или подготовительный;- художественный, или заключительный. Таким образом, можно условно выразить следующую формулу разучивания:От сложного – к простому, от простого – к привычному, от привычного – к прекрасному.Эти три фазы разучивания, они же условные этапы репетиционной работы – имеют последовательные уровни: две начальные фазы – освоение технологических признаков материала, а заключительная фаза – художественное совершенство исполняемого произведения. Первый этап, «эскизный» этап работы, на котором коллектив знакомится с произведением, посвящен разбору произведения. Второй этап, «технологический» – обычно более продолжительный по времени. Здесь выполняется точно выдержанный темп, изучается ритм, способы звуковедения, штрихи, динамические оттенки, литературное произношение текста, синхронность исполнения и т.п. Вся работа над вокальным произведением на этом этапе должна быть посвящена исполнению. Исполнение должно нести в себе черты привычной, удобной легкости, про которой технически трудные места пропевались бы свободно и просто и должны быть доведены до автоматизма. Иногда этот этап разучивания можно воспринять, как завершающий, но при прогоне становится очевидно, что в исполнении не хватает одухотворения, музыка не направлена на чувства и эмоции людей, не создает нужного настроения, не вызывает душевного восприятия. Третий, последний этап разучивания, «заключительный» – самый главный в процессе разучивания. На этом этапе работы раскрываются тайны композиторского замысла. Исполнитель становится «соавтором» музыки, окончательно проверяется технологическая готовность вокального коллектива к исполнению, осуществляется последняя корректировка элементов вокальной спетости, синхронности звукоформирования. Разбор произведения.Первое знакомство вокального коллектива (любого, и детского, и взрослого) с новым произведением закладывает правильные и скорейшие пути к его выучиванию. Руководитель может выбрать любую из известных форм знакомства с новым произведением: исполнить произведение под аккомпанемент ф-но, дать прослушать аудиозапись, или попросить коллектив прочесть его «с листа» и т.п. Некоторые руководители проигрывают мелодию( или проигрывают с пропеванием) с выделением штрихов и оттенков – это считается необходимым, т.к. формирует будущее ансамблевое единство уже в процессе разучивания. Первый, начальный этап по разбору – сольфеджирование, т.е. пропевание материала с названием нот. При сольфеджировании происходит мелодическое, ладогармоническое и метроритмическое понимание особенностей нового произведения. При читке нот «с листа», несмотря на незаконченное исполнение, вокальный коллектив получает первое представление о произведении. В коллективах, где участники неуверенно читают ноты с листа, или плохо знают ноты, невозможность сольфеджирования лишает певцов понимания строения музыкальной композиции изнутри. Поэтому даже в самодеятельных коллективах нужно вести работу по изучению нотной грамоты, сольфеджио, элементарной теории музыки. Начиная пропевание нового произведения с названием нот, руководитель должен предложить каждой вокальной партии пропеть отдельно. Опытные руководители придерживаются правила не прерывать поющих, даже когда они делают ошибки в интонировании, или в ритме – потом, после первого прочтения, всегда найдется время для исправления неточностей. Главное – не забывать, что читка «с листа» – эскизное знакомство с композицией. Когда участники коллектива в основном познакомились с нотным текстом, руководитель обязательно должен повысить требования. В этот момент, при вторичном исполнении, следует заметить каждую интонационную, или ритмическую неточность – отработать и исправить, объяснив замечание детально и вразумительно, чтобы коллектив знал, с какой целью остановлено пропевание. Если состав вокального коллектива (хора) большой, то разучивание по партиям можно проводить в разных помещениях с сильными учениками, или с помощниками руководителя. Когда, по прошествии времени, партии в коллективе уже звучат достаточно уверенно, руководитель предлагает проверить знание партий – назначается сдача партий. Разучивание произведения, технологический этап разучивания. На этом этапе закладываются принципы вокально-ансамблевого освоения материала. Здесь важны требовательность и терпение, так как певец должен так знать материал, как его знает руководитель, как того требует исполнительский процесс. Основная задача руководителя – методически грамотно планировать работу по этапам последовательности. Вначале разъясняются интонационно-ритмические моменты партитуры, которые связаны с вокальной стороной исполнения; затем в спокойном темпе устанавливаются места для взятия дыхания (динамика при этом должна быть умеренной, не громкой), и только потом начинается работа над словом, или текстом. В качестве перехода от сольфеджио к слову можно использовать при пропевании слоги ла, ло, лё, ма, мо, му и т.п., которые подставляются вместо названий нот. На одинаковых слогах певческий звук становится однородным, стройным и темброво окрашенным. Разучивание произведения на вокальных слогах может применяться на репетиции в качестве распевок, или в их продолжение. Известно, что a capell’ное разучивание произведения происходит дольше, чем при поддержке фортепиано. Следует отметить, что в малоопытном коллективе а capell’ная работа не дает, как правило, практических результатов. Если в вокальных партиях еще «не напет» унисон, отсутствует интонационная устойчивость, и певцы не выдерживают своих партий, постоянно сбиваясь – то целесообразнее применять инструментальную поддержку. Дикция и артикуляция певцов коллектива должна быть активная, правильная, четкая и ясная.В работе над текстом важно пользоваться правилом отчетливого, но краткого произношения согласных. Руководитель обычно контролирует произношение поэтического текста, чаще всего текст проговаривается всем коллективом в ритме исполняемого произведения, потом проговаривание можно ускорить и произносить всем коллективом, как скороговорку. После детального разбора каждой партии следует приступать к работе над ансамблем и строем. Начинается трудоемкий процесс по выравниванию звучности, синхронности каждой партии. Отдельное внимание уделяется фразировке музыкальных построений. В результате последовательной работы должно быть достигнуто полное слияние голосов в ансамбле. Затем ведется работа над особенностями музыкальной фактуры – мелодика, ритм, темп, динамика, а также работа по формированию звука, звуковедению, единой манере исполнения и произношения. Особенности ансамблевой работыНа занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания, а также непосредственно работа над репертуаром. Однако значительная часть занятия должна быть потрачена на разучивание упражнений, развивающих ладовый слух и дающих навыки многоголосного пения. Параллельно с работой над одноголосными, ладовыми упражнениями, идёт работа над освоением двух, трёх и четырёхголосного пения, над развитием гармонического слуха. Следующая ступень – пение аккордовых построений с параллельными импровизационными движениями аккордов на большую, или малую секунду вверх- вниз. Пение септаккордов подготовит ансамбль к восприятию джазовых упражнений.Очень полезно записывать пение ансамбля на магнитофон с последующим анализом исполнения.На этапе аранжировки, очень весомой является работа педагога. Прежде чем предложить песню для разучивания учащимся, руководитель ансамбля представляет, какой бы он хотел слышать композицию в исполнении своих исполнителей. Вокальная аранжировка – сложная, увлекательная, интересная творческая работа, требующая большой фантазии и вдохновения. Педагог расписывает вокальные партии, пропевает каждую из них, анализирует, определяя, удобно ли её петь, доступна ли она для исполнения участникам детского ансамбля. При этом очень важно, чтобы аранжировка не нарушала изначальный художественный замысел авторов произведения, а помогала полнее раскрыть авторский замысел, усиливая эмоциональное воздействие на слушателей. Аранжированная песня будет звучать интереснее, оригинальнее, если куплеты в ней и даже припевы будут исполняться по-разному. Они могут быть по-разному аранжированы, могут варьироваться ритмически, в темповом или динамическом отношении.Грамотная аранжировка предполагает, что голоса в ансамбле постоянно «чередуются», благодаря чему удаётся избежать ситуации, когда  один и тот же ребенок или одни и те же дети всегда поют основную тему. Исполнения партий должны постоянно чередоваться.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X