Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Главнова Татьяна Владимировна

«Формирование формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.»

скачать документ

Вернуться назад

«Формирование формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.»ВведениеНа нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов само регуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.Как показывает практика, несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения населения, уровень экологических представлений большинства людей остается недостаточно высоким.Следовательно, в складывающихся обстоятельствах большое значение имеет экологическое образование детей дошкольного возраста, а два последних десятилетия это период становления экологического образовательного пространства и выработки новых понятий - «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура».Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, находящимся в его окружении. Отсюда выступает и специфическая черта экологического образования дошкольников - непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения со взрослыми. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться повторяющейся совместной деятельности взрослого и ребенка, объединенные достижением общей цели.Процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения ее развития человечества и продолжение человеческой цивилизации. Два последующих десятилетия - это период становления экологического пространства, когда осуществляется поиск эффективных методов и условий образования, создаются технологии обучения и воспитания детей, и молодежи. Среди которых можно выделить следующие:-разработать единую национальную стратегию экологического образования и просвещения, учитывающую преемственность разных этапов образования и просвещения, специфику различных образовательных учреждений и структур;-считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического образования, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад- школа- вуз - профессиональная деятельность);-экологические представления личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.Сущность экологических представлений связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поискам оптимальных норм производственного потребления.Я думаю, что экологическое представление как производное от экологического сознания. Оно должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.Центром экологических представлений являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. А критерием экологических представлений являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде.Экологическое сознание - это более широкая категория, чем экологическое мышлениеЭкологическое сознание в целом может быть названо эксцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности;1) высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы;2) отказ от иерархической картины мира;3) целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействия на природу сменяется взаимодействием с ней;4) характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разумно только то, что не нарушает существование в природе экологического равновесия;5) природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком;6) этические нормы и правила ровным образом распространяются как взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы;7) развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства;8) деятельность по охране природы продиктована необходимостью, сохранить природу ради ее самой.Экологическое сознание выполняет важные функции:- просветительская;- развивающая;- воспитательная;- организующая:Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у человека экологических представлений:- экологическое знание, умение;- экологическое мышление;- ценностные ориентиры;- экологически оправданное поведение.Истоки экологических представлений берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, к природным богатствам родной земли. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли «читать» книгу природы и передавать накопленные знания детям. Они хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на земле.Таким образом, экологических представлений - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.Формирование основ экологических представлений как одна из задач воспитания дошкольников.Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:- в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы;- в сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов. Мне так же кажется, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.Тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты и необходимость преодоления экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое.Цель программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» автора. Н.А Рыжовой состоит в воспитании «с первых лет жизни гуманной, социально- активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней». Данная программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности.Среди педагогических задач автор программы по основам экологии для дошкольников и младших школьников «Планета - наш дом» выделяет:- усвоение новой системы экологических знаний;- формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;- овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;- формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме.Самостоятельная деятельность ребенка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной информации. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себя несет.Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической культуры, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.Из этого следует, то, что необходимость преодоления экологических проблем обусловила выделение экологического образования в педагогике, которое необходимо начинать осуществлять с дошкольного детства. В связи, с чем различными авторами были созданы образовательные программы. Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологических представлений является обязательным компонентом. Сущность экологических представлений дошкольников составляют знания и отношения. Знания условно можно разделить на 2 группы:-о самом мире флоры и фауны, их разнообразные представления;-о возможных формах взаимодействия человека и животного.А отношение дошкольников к природе имеет ряд аспектов:-познавательный;-эстетический;-гуманистический и имеют три уровня:1) обусловленное созерцательной оценкой природных объектов;2) вызванное утилитарной оценкой;3) обусловленное нравственно- эстетической оценкой;Таким образом, экологических представлений рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованиям и развитием самой природы.Человек, овладевший экологических представлений, подчиняет все виды деятельности требованиям рационального природоиспользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения.Содержание экологических представлений дошкольникаНачала экологических представлений - осознанно- правильное отношение рассматриваются как совокупность знаний и отношений, т.е. активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого и т.п. Где знания являются базовым и обязательным компонентом процесса формирования начал экологических представлений, а отношение конечным результатом, его продуктом. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть содержанием экологических представлений , так как оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.На основе полученных знаний у детей воспитывается желание принимать активное участие в уходе за животными и растениями, что в свою очередь является важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам.Что касается содержания экологических отношений, так здесь выделяют два структурных элемента:- социально - экономические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействует на естественную среду обитания;- реально - практические отношения, которые включают в себя:-отношения человека непосредственно к среде обитания;-отношение в материально - производственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и т.п.;Итак, содержанием экологических представлений являются знания природоведческого характера, а формирование положительного отношения у дошкольников к природе это важное направление экологического образования, оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.Средства и методы формирования экологических представленийРеальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами формирования экологических представлений.Несмотря на различие теоретических воззрений в практике воспитательно-образовательной работе ДОУ все разнообразие используемых методов определяется следующим:-общей целью и конкретными задачами данного этапа педагогического процесса;- содержанием и методами науки;- возможностями ребенка (возрастными, степенью подготовки и др.);- возможностями воспитателя: педагогическим опытом, индивидуально -личностными особенностями и способностями, уровнем теоретической и практической подготовки Руководя познанием природы и приобретением детьми разных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы. Предпочтение следует отдавать тем методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие природы и активное овладение навыками. К таким методам формирования экологических представлений относятся наблюдение, элементарные опыты, моделирование, игра и т.п. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя рассказ, беседа, чтение произведений, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений.Существует большое разнообразие видов наблюдений, которые имеют свои особенности и достоинства. Как, например, при организации наблюдений осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение дошкольниками. Каждое следующие наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.А для того, чтобы знания о природе были осознанными, в формировании экологических представлений дошкольников используются элементарные опыты, которые способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям и умозаключениям, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинной следственных связей, что в свою очередь способствует формированию знаний выполнения различных действий в уходе за живыми существами, умения предвидеть результат и зависимость состояния животного или растения от своей деятельности. При помощи элементарных опытов детям можно показать такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образования радуги и др.Следует отметить, что важное значение также имеет моделирование, так как познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений и элементарных опытов.Пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, переменные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели, то есть здесь имеет место моделирование - как процесс создания модели и сама деятельность с моделью, как средство экологического образования.Таким образом, модели и моделирование позволяют демонстрировать экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.«Игра - это эмоциональная деятельность»,- пишет С.Н Николаева .Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания, проявляют эмоциональное отношение к миру.Все знания, умения приобретенные ребенком в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре проявляется поведение, истинное его существование. Итак, игра как метод формирования экологических представлений - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Применяя при формировании экологических представлений дошкольников различные методы, следует так же отметить и значимость средств экологического воспитания дошкольников. Более того, учитывая, что у дошкольников отсутствуют достаточно полные представления об объектах и явлениях окружающей действительности, значение средств неизмеримо возрастает. Они обеспечивают наглядность обучения и активизируют процесс учебного познания, несут в себе и осуществляют воспитывающую и развивающую функцию. Но, пожалуй, самое главное - эти средства обеспечивают операционную деятельность и служат основными источниками знания.Все знания, умения приобретенные ребенком в игре он переносит в «личностный» план, ведь именно в игре проявляется поведение, истинное его существование.Итак, игра как метод формирования экологических представлений - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней .Применяя при формировании экологических представлений дошкольников различные методы, следует так же отметить и значимость средств экологического воспитания дошкольников. Более того, учитывая, что у дошкольников отсутствуют достаточно полные представления об объектах и явлениях окружающей действительности, значение средств неизмеримо возрастает. Они обеспечивают наглядность обучения и активизируют процесс учебного познания, несут в себе и осуществляют воспитывающую и развивающую функцию. Но, пожалуй, самое главное - эти средства обеспечивают операционную деятельность и служат основными источниками знанияВ настоящее время существует большое разнообразие средств обучения дошкольников экологии, такие как, например, диафильмы, учебное кино.Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологических представлений дошкольников используется большое разнообразие средств и методов экологического образования, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой, которая в свою очередь является «базой» для их рационального использования. Следует отметить и то, что для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать сочетание ряда методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста, в частности для формирования экологических представлений .Итак, на основе выше изложенного можно сказать следующее: итогом экологического образования должно стать высокоразвитое экологическое сознание, экологическое мышление составляющие экологическое представление личности;- экологическое представление личности включает в себя знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всем; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей;-интерес к процессу формирования экологического представления у детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе в этом направлении, в ходе которой различные теоретики и практики дошкольного образования стали создавать программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста;-несмотря на различие теоретических воззрений в практике воспитательно-образовательной работе ДОУ по формированию экологического представления у дошкольников используются разнообразные методы; имеющие свою специфику и особенности применения на разных ступенях дошкольного детства;-для комплексного решения поставленных задач целесообразно использовать-сочетание ряда методов и средств экологического образования детей-дошкольного возраста, в частности с целью формирования экологического представления у детей.Развивающая среда создает благоприятные условия для обучении ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: он осваивает свойства и признаки объектов природы, овладевает определенными умениями и навыкамиНепосредственное общение с природой в условиях экологической развивающей среды дает ребенку более яркие представления, чем книжки, и рассказы взрослых. Хорошо оборудованная среда, где удачно расположены объекты природы не только украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям от непосредственного общения с растениями и животными, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течении всего года. Здесь дети сосредотачивают свое внимание на небольшом количестве объектов природы, что обеспечивает более глубокое их познание. Дошкольники имеют возможность длительно рассматривать обитателей уголка природы, наблюдать за ними; постепенно формируются прочные осознанные знания о животных, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность. На основе этих знаний и навыков, которые приобретают дети, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности.Следовательно, создание развивающей экологической среды в ДОУ имеет большое значение для экологического образования дошкольников, а именно для формирования представлений, знаний и умений, и развития психологических процессов, привычек и поступков, так как создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой. Дает возможность получения информации всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток на сознание ребенка о наблюдаемом.Таким образом, любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнаю новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологического представления, так как происходит становление осознанно - правильного отношения к объектам природы на основе понимания зависимости определенной деятельности человека в природе.Взаимодействие ДОУ, детей и родителей как условие формирования экологического представления у дошкольниковВоспитатель ДОУ - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического образования детей дошкольного возраста. Являясь носителем экологического представления, владея методикой формирования ее у детей он организует деятельность детей так, чтобы оно было содержательной, эмоционально-насыщенной, способствовало формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходило» в самостоятельное поведение детей. Ведущий в этом процессе должна стать деятельность взрослого и ребенка.Задачи взаимодействия педагог - родитель можно сформулировать следующим образом: формирование экологического представления у детей, при условии ее сформированности у родителей. Так как, без наличия знаний и гуманного отношения к ней родителей, последние не смогут полноценно принять участие в формировании экологического представления у детей.Следовательно, одной из задач эколого - педагогической деятельности воспитателя будет просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.В различных педагогических трудах рекомендуется ряд форм работы с родителями, которые включают родительские собрания, вечера вопросов и ответов, педагогические кружки, дни открытия дверей, оформление уголков для родителей, выставки работ детей, функционирование школы молодого родителя, консультации, беседы, переписку и т.д. Работу в данном направлении можно осуществлять и таким образом: создавать такие проблемные ситуации, чтобы ответ на них ребенок находил совместно с родителями путем проведения несложных элементарных опытов, чтения природоведческой литературы и т.д.Таким образом, следует создавать условия для активности самих родителей:- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;- возникновение и проявление процесса деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.Поэтому работу следует проводить в двух направлениях:педагог - родитель;педагог - ребенок - родитель.ЗаключениеФормирование экологического представления она включает в себя знание основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающего человека среде, здоровью людей.Интерес к процессу формирования экологического представления у детей дошкольного возраста привел к большой экспериментальной работе по этому направлению, в ходе создавались образовательные программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, где определено содержание культуры детей на каждом возрастном этапе, а также рекомендуются формы организации, методы и средства необходимые для осуществления данного процесса.Роль среды, как фактора формирования развивающейся личности, подчеркивалось рядом выдающихся педагогов психологов; она обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка. Непосредственное общение с природой в условиях развивающей среды дает детям более яркие представления, чем книги и рассказы взрослых. Организация развивающей экологической среды в ДОУ создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а также дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка о наблюдаемом и изучаемом объекте. Формирование экологической культуры личности и ее проявления всегда связано с деятельностью в процессе наблюдения. Первоосновой возникновения у ребенка осознанно-правильного отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами. Организация развивающей экологической среды в ДОУ обеспечивает включение дошкольников в природоохранную деятельность, что является условием формирования экологической культуры. Формирование отношения к природе, проявление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряженное поиском специальных педагогических приемов, вызывающих у него личностные переживания (эмоции). Любая деятельность ребенка, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его роль в природе. Взаимодействие ребенка с природой организует и руководит им воспитатель тем самым ряд задач содействующих формированию осознанно - правильно отношения к природе. Воспитатель организует работу с родителям, так как они являются тоже участниками экологического образования детей дошкольного возраста, так как отношение взрослого к природе, которое видит ребенок, откладывает отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером. Работу по просвещению родителей в вопросах экологического образования дошкольников воспитатель осуществляет, используя различные формы.Таким образом, целесообразное и планомерное взаимодействие педагога - ребенок - родители приводит к решению основной цели образования, то есть формирование экологического представления у детей.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X