Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Колпакова Ирина Алексеевна

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организации игр в шахматы»

скачать документ

Вернуться назад

СОГЛАСОВАНО: Зам. заведующего по УВР МБДОУ № 65 «Фестивальный»_______________А. А. Ковшова «09» октября 2018 годКонсультация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организации игр в шахматы» Воспитатель: Колпакова И. А.г. Сургут 2018 годПАСПОРТ МЕРОПРИЯТИЯ Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организации игр в шахматы»Дата проведения: 9 октября 2018 года.Цели и задачи: Поделиться опытом работы с педагогами, по организации игры в шахматы с детьми старшего дошкольного возраста. «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, Помогают объективно оценивать Сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».В. В. ПутинВторой год я работаю, как педагог дополнительного образования и обучаю детей игре в шахматы.Цель моей работы:- выявить знание и наличие интереса к игре в шахматы у детей старшего дошкольного возраста;- доказать позитивное влияние шахмат на развитие у детей интеллектуальных способностей. Умственное развитие, развития мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности её познавательной сферы.Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль.Игра в шахматы это:- хорошая подготовка к школе;- очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме;- средство самовоспитания;- развитие способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать;- формирование таких ценных качеств, внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.Развитие навыков мышленияЧерез шахматы взрослые могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления: умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка, уверенность в себе. Благодаря этой игре формируется умение ребѐнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами. Игра в шахматы признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей и молодежи, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе и занятиям в ней. Дети очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость. А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребѐнка появляется работоспособность, выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля. Развитие продуктивной деятельностиИтак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна: Во - первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как в книге «Шахматы для самых маленьких», а можно придумать свои истории. Во - вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого взрослым следует вырезать из картона черного и белого цвета короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур. В - третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6-ти, из 8-ми, из 9-ти и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске. В - четвертых, конечно же, необходимо иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров. В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях необходимо обязательно проводить физкультминутки, (например – покажи горизонталь, вертикаль), подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность, разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как: «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Сделай так». Каждое занятие по шахматам необходимо завершать подведением итогов по определѐнной теме. Это могут быть аппликации, раскраска шахматной доски и так далее. На занятиях по шахматам нужно ставить себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и еѐ ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника. Начинать обучение детей игре в шахматы рекомендуется со старшего дошкольного возраста - с 5-7 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно- образная функция мышления, которая позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20-25 минут) и способны играть по установленным правилам. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для них понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шахматы можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться. Любят дети младшего возраста рисовать. Можно дать им домашнее задание на тему «Шахматы в моей жизни», «Шахматные фигуры» и т.д. Знакомство и обучение детей игре в шахматы происходит поэтапно. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, затем познакомить с фигурами, после чего научить правильно расставлять шахматные фигуры на игровом поле и так далее. Дети, как правило, увлекаются быстро, как и теряют потом очень быстро и интерес к игре в шахматы. Поэтому задача взрослых не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Планировать занятия с учащимися нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретический (знакомство с новым материалом), практический (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шахматы и решение простых шахматных задач) и игровой (игры соревновательного характера). Главное правило игры в шахматы - нет проигравших, просто сегодня ты просто не выиграл!!!! Заключение.Развитию интеллектуальных способностей у детей и молодежи способствует игра в шахматы. Как показывают занятия - игра в шахматы повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности. Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит им удовольствие! А главное игра в шахматы является залогом отличного дошкольного обучения! Список использованной литературы: 1. Авербах Ю.Л. Жизнь шахматиста в шахматной системе. Воспоминания гроссмейстера / Ю.Л. Авербах. - М.: Человек, 2012. - 320 с. 2. Калиниченко Н. Королевский гамбит / Н. Калиниченко. - М.: Гранд-Фаир, 2011. -185 с. 3. Лонгригг Д. Шахматы / Д. Лонгригг. - М.: ACT, Астрель, 2015.-256 с. 4. Петрушина Н.М. Шахматные окончания для детей / Н.М. Петрушина. - М.: Феникс, 2014. - 202 с. 5. Полугаевский Л. А. Рождение варианта / Л.А. Полугаевский. - М.: Физкультура и спорт, 2012. -176 с. 6. Селезнев Алексей 100 шахматных этюдов. Практикум по эндшпилю / Алексей Селезнев. - Москва: Гостехиздат, 2013. -104 с. 7. Фишер Бобби. Бобби Фишер учит играть в шахматы / Бобби Фишер, Эдуард Гуфельд. - М.: Русский шахматный дом / Russian Chess House, 2014. - 278 с. 8. Юдович М. Занимательные шахматы / М. Юдович. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 232 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X