Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Дуденкова Резеда Рустамовна

Сюжетно - ролевые игры в детском саду

скачать документ

Вернуться назад

Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать такую творческую игровую среду, которая подтолкнет ребенка к активным действиям? Ведь именно в игре все имеющиеся представления об окружающем мире закрепляются, и ребенок приобретает устойчивые навыки. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям и установлению многообразных связей с окружающим миром.Современное поколение живет в ограниченном игровом пространстве, где их окружают компьютеры и разнообразные гаджеты. И когда такие дети попадают к сверстникам, они просто не умеют общаться друг с другом. Но, при всем при этом, такие дети могут иметь достаточно высокий уровень умственного развития, в отличие от других сверстников, так как у них уже есть навыки пользования компьютером, планшетом и другими интересными гаджетами. Возникает противоречие – имея высокий уровень умственного развития, дети мало общаются, разговорная речь детей бедна, малословна.Как же быть педагогу? Необходимо помнить, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из требований выдвигает реализацию Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, одной из которых является игра.Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий ". для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста", ". для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности "(пункт 3.2.5 ФГОС ДО, что подразумевает "поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства".В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня.Суточная потребность в игре у дошкольников – 5-6 часов; в детском саду – 3-4 часа.Разовая или ситуативная потребность:- младший дошкольный возраст – 40 мин.- средний – 60 мин.- старший – 1,5 часа- подготовительная группа – 2 часа.Как правило, в детском саду на игру, как самостоятельный вид деятельности детей не хватает времени. Воспитатели пытаются организовать игру по своему усмотрению, либо отстраняются от организации игры. У детей очень бедный игровой опыт (дети заорганизованы, мало посещают с родителями культурно-досуговые учреждения, для детей приготовлены готовые игрушки, мало игрушек-заменителей. Недостаточно яркой жизни (шоу, праздники, потеря коллективных взаимоотношений (перекос в сторону избирательности). В результате дети играют рядом, а не вместе. Отсюда – малый сюжет. По данным Е. О. Смирновой лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности.Поэтому так важно обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня (на прогулке и во вторую половину дня – 15-20 минут ежедневно). Поддержать игру, а не управлять действиями детей, используя грамотные методики (комплексный метод). Создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников.Сюжетно-ролевая игра, как основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. обеспечивает условия для произвольности всех психических процессов:- игра освобождает от диктата реальной ситуации (ребёнок может перейти от реальной ситуации в воображаемый мир – оказаться на морском дне, полететь в космос, отправиться путешествовать в дальние страны);- в игре развивается высокий уровень воображения (в игру включаются разноконтекстные роли: Буратино и воспитатель, принцесса и полицейский; дети действуют в воображаемой ситуации (как будто) с предметами-заместителями, воображаемыми предметами;- в игре развивается игровое общение (ребёнок не задумывается над общением, он говорит простым, осмысленным языком);- в игре ребёнок моделирует отношения взрослых (врач – больной; администратор салона – посетитель);- моделируют, воссоздают окружающий мир (преобразуют обстановку – арена цирка, зоопарк, школа);- игра регулирует подчинение (либо не примут в игру, дети регулируют свои отношения с партнёром.Игра помогает ребёнку увидеть себя со стороны (сегодня – главная роль, завтра – второстепенная).Игра помогает детям понять и разрешить сложные взаимоотношения взрослых, их логику.Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Сначала идёт развитие монологической речи (развивается умение рассказывать, рассуждать (о предметах, игрушках, о телепередаче, пересказывать готовые тексты; потом развивается диалогическая речь (дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, совместно решать игровые задачи, договариваться, не конфликтовать).Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, обозначить роль словом, сопровождать игровые действия словами, поддержать ролевой диалог. Их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами или только игровые действия) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.ЦиркЦель: закреплять знания детей о назначении цирка, люди каких профессий работают там, для чего они это делают, воспитывать желание быть такими же смелыми, ловкими, жизнерадостными, расширить словарный запас детей: «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники».Оборудование: атрибуты, необходимые для работы в цирке: для акробатов, клоунов, фокусников – мячи, шары, скакалки, обручи, ленточки, платочки и т. д. Афиша – приглашение на цирковое представление.Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель показывает детям красочную афишу. Это приглашение на цирковое представление. Туда можно отвести своих маленьких друзей – кукол, медвежат, зайчат. По желанию распределяются роли Клоунов, Фокусников, Акробатов, Дрессировщиков. Артисты уходят в гримерную и готовятся к выступлению. Остальные дети подготавливают места в зале – расставляют стульчики, собирают своих друзей в цирк. Все готово, и конферансье приглашает всех занять места в зале. Он объявляет первый номер, и представление начинается. Игра продолжается до тех пор, пока не выступят все артисты и не появятся новые желающие выступить в роли цирковых артистов. В ходе игры нужно следить за взаимоотношениями между детьми.В музее краеведенияЦель: закрепить в игре знания детей, полученные ранее на занятиях, о своем родном крае, расширить кругозор детей, воспитать любовь к своей родине, расширить словарный запас детей – «родной край», «раскопки», «орудие труда», «достопримечательности», «производство».Оборудование: набор открыток, иллюстраций с изображением родного города (края) в разные периоды исторического развития – от древности до современности.Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает детям сходить в краеведческий музей, там можно узнать много нового и интересного о своем родном крае (городе). По желанию выбираются Гиды, остальные дети становятся Посетителями. Дети рассматривают иллюстрации разных периодов развития своего города, отмечают характерные отличия, называют главные достопримечательности края (города), какие отрасли производства особо развиты, чем славится родной город. В ходе игры необходимо следить за речью детей, за тем, чтобы дети не перебивали друга, высказывая свое мнение, правильно задавали вопросы. В конце игры нужно спросить, хотели бы они еще прийти в музей краеведения, чтобы еще больше познакомиться со своим городом.В музее искусствЦель: расширить кругозор детей, научить узнавать произведения искусства и коротко описывать содержание картины, воспитать эстетические чувства, любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира, расширить словарный запас детей – «искусство», «картина», «музей», «выставка», «пейзаж», «портрет», «пейзажист».Оборудование: касса, билеты, указка, картины И. Шишкина, И. Левитана или других русских художников.Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что в детском саду состоится выставка картин знаменитых художников и они не должны пропустить это мероприятие. Дети в кассе приобретают билеты и проходят в выставочные залы. В первом зале размещены картины, на которых изображены пейзажи, во втором зале – портреты, в третьем – картины со сказочными сюжетами. В каждом зале свой гид (ребенок). Дети-посетители рассматривают картины, переходя из зала в зал, высказывают свое мнение о картине, отмечают характерные особенности каждого жанра искусств, взаимосвязь цвета и настроения. Они благодарят работников музея за приятно проведенное время.Космическое приключениеЦель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.Возраст: 6–7 лет.Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.Мы – военные разведчикиЦель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.ПарашютистыЦель: познакомить детей с парашютным видом спорта, воспитать смелость, ловкость, уверенность, расширить словарный запас: «парашют», «приземлиться», «полет», «прыжок», «кольцо».Оборудование: макет самолета со скамейками, нарисованные круги (место приземления).Возраст: 6–7 лет.Ход игры: ведущий предлагает самым смелым детям попробовать прыжки с самолета на парашюте. Совместно с воспитателем дети выбирают Пилота самолета, Тренера, остальные дети – Парашютисты. Пока самолет готовится к вылету, Тренер предлагает надеть парашюты и объясняет, как правильно надо прыгать и приземляться. Самолет взлетает, Парашютисты ждут команды Летчика. Тот докладывает высоту полета и готовность к прыжку. На земле Парашютистов ждет команда жюри. Они оценивают качество прыжка и вручают медаль «Лучшему парашютисту» за правильное выполнение прыжка и приземление.МЧС спешит на помощьЦель: продолжать познакомить детей с необходимой работой МЧС, научить детей быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, воспитать смелость, ответственность, желание прийти на помощь людям, расширить словарный запас детей – «чрезвычайная ситуация», «трагедия», «несчастье», «пожар», «помощь».Оборудование: все необходимое для работы пожарника, медицинские инструменты, собаки (игрушки).Возраст: 6–7 лет.Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть и представить, что игровой зал – это центральный пункт МЧС. Здесь работают очень смелые, сильные люди, которые готовы помочь всем при любых несчастных случаях. Вот здесь сидит Диспетчер (выбранный детьми заранее) и принимает звонки от населения, которые просят помощи. У кого-то произошел пожар, где-то случилось наводнение и нужно срочно спасать людей. МЧС может прийти на помощь к тем, у кого сломалась дверь или замок и люди не могут зайти к себе домой. Кто-то забрался на высоту, спускаться боится. Диспетчеру сообщают адрес, где случилось несчастье, и бригада скорой помощи спешит на объект. Дети самостоятельно распределяют между собой роли Диспетчера, бригады Пожарников, бригады Врачей, бригады, работающей на высоте, на глубине и т. д. Дети обыгрывают разные ситуации. В конце игры они делятся своими впечатлениями.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X