Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Калашникова Юлия Владимировна

Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

скачать документ

Вернуться назад

Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.Аннотация: В статье затрагивается проблема формирования нравственных представлений. Особое внимание уделено особенностям и средствам нравственного воспитания через ознакомление с художественной литературой. Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение «норме», норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой, отечественная педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.Нравственное воспитание представляет собой чрезвычайно сложное и многогранное воздействие на человека, в частности, на ребенка дошкольного возраста. Это и формирование основ моральных качеств растущего человека, и успешное представление педагогом понятий, на основе которых ребенок совершит поступки, соответствующие нормам и интересам общества и его личное отношение ко всем сферам общественной, духовной и практической жизни на земле. «Нравственность - один из основных способов регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Именно дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. В разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками впервые устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством педагога приобретают доброжелательный характер и у детей возникает, например, чувство товарищества и дружбы». Зарождение высоконравственного поведения ребенка складывается из множества отдельных маленьких поступков: из его слова, действия, бездействия, из его отношения к действиям и словам других. Все эти слова, действия и поступки предвидеть невозможно, но есть поступки и отношения, в которых ребенок должен быть тверд: что можно, что нельзя, как нужно поступать.В нравственном воспитании произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на чувства ребенка. Они в яркой, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая самые разнообразные чувства и эмоции, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев или раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления - все это делает «книжное путешествие» к истокам нравственности интересным и находит живой отклик у детей, способствуя образованию у них нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков. Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность. Художественная литература важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе» Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие 25 литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса. Стоит отметить, что в трудах М.М. Кониной отмечается большое значение художественной литературы во всестороннем воспитании и развитии детей. Необходимо подчеркнуть, что основное положение ее работы заключается в следующем: художественная литература является специфическим видом искусства, занимающим особенное место в формировании нравственных умений детей дошкольного возраста и требующим применения специальных методических приемов, которые эффективно способствуют усилению ее воспитательного воздействия на детей.Выбирая детскую литературу, необходимо учитывать то, что она должна нести в себе только положительный заряд и поучительную информацию. Поэтому стоит особо тщательно выбирать и покупать детскую литературу, которая не просто займёт ребёнка на какое-то время, но и поможет ему осознать моральные принципы, законы жизни и эталоны поведения».Детская литература по своему характеру дидактична. Основной вопрос детской литературы сформулирован Владимиром Маяковским со свойственной ему прямолинейностью: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Многие же современные книги «для детей» создают ситуацию затруднённого различения добра и зла из-за относительности оценок поступков героев, излишней реалистичности описываемых событий, погружения ребёнка в атмосферу темы, ещё недоступной его пониманию, но искажающей его представление о «плохом» и «хорошем».Важно в дошкольном детстве формировать в ребенке будущего читателя. Сегодня этим занимается детский сад и семья, именно они вводят дошкольника в мир книги. Приобщая ребенка к книге, взрослые формируют интерес к процессу слушания художественной литературы; и здесь важен эмоциональный отклик и отзыв ребенка на услышанное (переживание, сочувствие, радость, грусть и т.д.). Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из рассказа («Живая шляпа» Н. Носова). И не хотят быть похожими на неряшливую Федору («Федорино горе» К. Чуковского). Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С.Маршака. В таких замечательных произведениях художественное слово силой своей образности и особенной конкретности настолько воздействует на детей, что возбуждает колоссальные чувства, например, любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, вызывает чувство непринятия лжи и корыстных действий других людей. Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или детские размышления о каком-то поступке сверстников, не превратятся вдруг сами по себе в устойчивые черты личности детей. В связи с этим нужно, чтобы возникшее переживание не осталось только переживанием, а вызвало бы готовность поступать также как герой литературного произведения. Значит, в условиях детского учреждения педагог должен создавать ситуации и так организовывать жизнь детей, чтобы у ребенка появлялась потребность в этом.И даже далеко недостаточные нравственные чувства некоторых детей, благодаря художественной литературе и педагогическому таланту воспитателя, могут расти и изменяться. При чтении ребенок становится эмоциональным соучастником: общественных событий, человеческих отношений, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и событиях, которые завораживают маленького читателя или слушателя, и обязательно вызывают иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. В этом заключена особая, практически уникальная, воспитательная сила художественного произведения, она находится в реальных лицах и их действиях, которые дети вполне могут переносить на себя.Осуществляя нравственное воспитание в детских дошкольных образовательных учреждениях, педагоги создают условия для усвоения во всех возрастных группах положительного нравственного опыта, приобретенного на основе прочтения подобранных по определенной тематике книг.В старших группах педагог уже значительно шире использует метод объективной оценки, к которой привлекается часто весь детский коллектив после прочтения рассказа, стихотворения или сказки. Педагог начинает сдержаннее оценивать детей, подчеркивает их самостоятельность в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится все в большей степени требовательной, воспитатель учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, способность почувствовать и осмыслить поступки, а также выразить свои размышления на основе прочитанных произведений художественной литературы.«Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, нравственные и культурные представления, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров (рассказ, сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, Ш. Перро и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях, расширяя, таким образом, их знания и представления». Работа с детьми с использованием детской художественной литературы как средства воспитания проходит при создании педагогом условий и при подборе конкретных форм и методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные чувства.Существует и предварительная работа, в которую входит подготовка детей. Подготовка, прежде всего, к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания. Проведение такого занятия потребует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа о книге или, например, о детстве писателя этой книги, может быть, о каком-то случае из обычной жизни, всё это будет подготавливать детей к восприятию определенного произведения, связывая и их опыт, и текущие события с темой произведения. Для полного и глубокого понимания детьми содержания книги важно, чтобы они осмыслили за некоторое время до прочтения и рисунки к ней, тогда легче будет восприниматься текст произведения в образовательной деятельности. Необходимо отметить, что формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если: 1. Организовать чтение с детьми различных жанров художественной литературы (стихотворение, сказка, рассказ, пословицы, басня); 2. Использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств. Рассмотрим функции художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Выделяют такие функции, как познавательно-нравственная и этическая. Познавательно-нравственная функция предполагает развитие и активизацию воображения, образного мышления, восприятие мира, освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах. Эстетическая функция включает в себя приобщение детей дошкольного возраста к словесному искусству в его различных формах и развитие разговорной речи, ориентируя ребенка на собственное словесное творчество через прототипы данных в художественных текстах, воспитание культуры чувств и переживаний. Реализация этих функций осуществляется за счет наполняемости и структуры художественных текстов и через сопереживание, эмоциональное принятие слушающим авторской позиции или позиции персонажей художественных произведений. Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.Основными методами и формами ознакомления детей с детской художественной литературой являются следующие:1. Выставки книг («полочка умных книг»), создание библиотеки в группе. Форма работы, улучшающая восприятие детьми литературных произведений. Занятия по рассматриванию и обсуждению книг, разбору книг и их систематизации, а также установке картинок и починке книжек может происходить на групповой выставке книг, подготовленной заранее, например, ко Дню рождения писателя, сказочника или поэта.В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Книги для выставки выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, времен года. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.2.Чтение воспитателя детям на занятии. Этот метод включает чтение литературных произведений по книге или наизусть. В основном это дословная передача текста. Воспитатель, сохраняя язык автора, передает оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства детей. Значительная часть литературных произведений читается по книге, большие произведения читаются в сокращении. Процесс слушания и понимания заключается в запоминании произведения, в умении глубже его пережить. Этим же целям соответствует и такой прием, как выразительность чтения. Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым заключена в его эмоциональной насыщенности. 3.Рассказывание воспитателя. Этот метод - относительно свободная передача текста на занятии, поэтому возможны перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей и усвоения ими нравственных представлений. План рассказа это 2-3 основных пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами.4.Инсценирование. Эта форма работы применяется на занятии или вне занятия, она является средством вторичного ознакомления детей с художественным произведением, средством закрепления нравственных представлений, формирования чувств. В некоторых детских садах воспитателями применяется чтение и рассказывании с использованием настольного театра, игрушек «Би-ба-бо» и другого. 5. Заучивание наизусть. Этот метод представляет из себя выбор способа передачи произведения на занятии - чтение воспитателя или рассказывание (стихотворения или отрывка рассказа) и зависит от жанра произведения и возраста детей. Это ещё и работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. 6. Беседа воспитателя по произведению. Детский пересказ.Эти приемы комплексные, включающие целый ряд разных словесных и наглядных приемов. Беседа строится в основном по вопросам, позволяющим узнать эмоциональное отношение детей событиям и героям «Кто вам больше понравился? Почему? Кто самый главный герой? Нравится тебе этот герой или нет?», вопросы, направленные на выявление основного смысла произведения, вопросы, направленные на выяснение мотива поступков, вопросы, подводящие к выводам. Беседа позволяет выявить, осознали ли дети основную проблему рассказа или сказки. В беседах дети учатся строить логичный пересказ, передавать произведение близко к тексту.Из вышеизложенного можно сделать вывод, детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения и представленных в данном разделе, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом.Нравственные чувства и моральные отношения у детей не возникают только при соблюдении педагогических принципов, они органично вплетены в деятельность педагога и детей и всегда будут обуславливаются этой деятельностью. Поэтому, включая детей в деятельность познания детской художественной литературы путем многочисленных методов и приемов, существующих в педагогике и методике обучения, и образуются широкие возможности для формирования у детей указанных нравственных чувств и отношений, необходимых для полноценной жизни человека в гуманном обществе.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X