Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шехватова Ирина Олеговна

Творческие способности старших дошкольников их развитие на занятиях по графическому дизайну

скачать документ

Вернуться назад

Творческие способности старших дошкольников их развитие на занятиях по графическому дизайнуШехватова Ирина ОлеговнаМуниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда» (МОУ ЦДТ Дзержинского района Волгограда)Педагог дополнительного образования, методистДошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Поощряя любознательность ребенка, вовлекая его в различные виды деятельности, взрослый способствует расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности.Психологические исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, О. М. Дьяченко показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли [Выготский, 1991; Кудинова, 2010]. В процессе творческой деятельности дошкольник делает множество открытий, добивается личных достижений, результат его труда носит субъективный характер. Не смотря на то, что объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Данный результат есть первая важная ступенька детского творчества. Одной из новых и относительно малоизученных видов творческой деятельности дошкольников является детская дизайн деятельность. Дизайн-деятельность особый вид творческой деятельности гармонично вписывается в проектную деятельность и понимается как активная форма развития познавательной сферы, эмоционально-ценностного потенциала, креативности, реализации потребностей.Детская дизайн – деятельность включает в себя различные виды творчества: аппликация, лепка, конструирование, художественный труд, рисование.Однако у современных детей, да и их родителей к дополнительному образованию совершенно другие требования. Простое рисование или лепка не столь интересны как компьютер, планшет или телефон. Новое поколение детей (пусть не все, но большинство), практически с пеленок, с легкостью осваивают современные гаджеты. В связи, с чем цель современного дополнительного образования привлечь детей новыми технологиями. С этой целью нами была разработана программа для старших дошкольников «Рисуем вместе с Джампиком», в процессе освоения которой дошкольники познают азы работы графическом редакторе «GIMP». Для освоения программы нами были поставлены следующие задачи:1.Способствовать развитию творческих способностей детей.2.Способствовать освоению навыков работы в графическом редактореGIMP.3. Активизировать познавательный интерес и мыслительный процесс детей.4. Способствовать формированию навыков работы с различными видами творчества: рисование, конструирование, аппликация художественный труд, 5. Способствовать формированию у детей понятия, что компьютер является не только средством развлечения, но и источником освоения новых знаний, умений и навыков.На начальном этапе мы провели опрос детей и выяснили уровень владения компьютером. Большинство детей было знакомо с компьютером как средством игры и развлечений. Наша же цель заключалась в том, чтобы компьютер стал инструментом для творческого развития детей. Далее мы провели опрос-беседу о том, насколько дети знакомы с самим устройством компьютера и его инструментами. В результате опроса мы выяснили, что большинство детей не знакомо с инструментами компьютера и принципами работы за ним.На основании полученных данных опроса мы выстроили свою работу таким образом, чтобы дети постепенно знакомились с компьютером и его устройством. Для этого на первых занятиях мы провели серию игр: «Угадай-ка что я?», «Как меня зовут?», «Собери пазл».В процессе первых занятий нами было выявлена очень часто встречающаяся проблема среди дошкольников – незнание (путаница) сторон правая - левая. А как известно большинство действий производится с помощью клавиш мыши (правая -левая), в связи с чем возникали трудности при работе. Потому в занятия были включены игры на различие сторон, а также мы промаркировали кнопки разными цветами (зеленая - левая, красная - правая). Нарисовали плакат с изображением компьютерной мыши, а также использовали упражнения, где дети играют в игру левый - указательный, правый – средний. Данные упражнения мы включали в начало каждого занятия.Далее в зависимости от блока программы наши занятия были выстроены следующим образом:Вначале занятия мы играли с детьми игры на развитие творческих способностей.Далее учили дошкольников различным приемам рисования на бумаге с помощью кисти и красок.А затем мы знакомили детей с принципами работы инструментов рисования в графическом редакторе, «КИСТЬ» и «КАРАНДАШ». С помощью этих инструментов они изображали то, что было выполнены при помощи кисти и красок на бумаге.В первом боке программы мы обратились к истокам русского народного творчества. Дети изображали сначала на бумаге при помощи кисти и красок (не используя простой карандаш) различные элементы узоров народного творчества (Гжель, Хохлома и т.п). Начинали мы с самых простых завитков, но с каждым занятием усложняли задание. Эти же элементы необходимо было нарисовать в графическом редакторе, при помощи инструментов КИСТЬ и КАРАНДАШ.Тем самым дети отрабатывали полученные навыки.В первом блоке программы дети знакомились с элементами узора: точки, мазки, полоски, круги, колечки, рисуя их на начальном этапе просто на листе А4. На следующем этапе мы выполняли узоры на узких полосках бумаги, где прорисовывали ритмичное расположение узоров. Далее на квадратных листах мы изучали симметрию узоров, используя расположение узоров больших в центре, более маленьких по углам, В другом варианте по сторонам и углам квадрата.Затем на круге мы отрабатывали принцип композиции узоров по краю, в центре, по краю и в центре.Эти же приемы дети отрабатывали в графическом редакторе, используя инструмент КИСТЬ, они изображали узоры. Таким образом, дети с легкостью осваивали принцип изображения народных узоров и знакомились с особенностями работы в графическом редакторе.Следующий блок программы рисование пейзажей. Мы рисовали пейзажи без помощи простого карандаша, лишь кистью и красками, в технике «рисование по сырому» и заполнение фона красками и прорисовка деталей пейзажа. У многих детей получились очень красивые рисунки. Эти техники рисования мы отрабатывали в графическом редакторе, знакомясь с новым инструментом ЗАЛИВКА, теперь дети осваивали навыки работы с инструментами КИСТЬ и ЗАЛИВКА.Третий блок закрепление знаний о разнообразии фигур и принципов их рисования. Мы изучили особенности рисования фигур путем включения их в различные изображения. Круг –снеговик, неваляшка. Квадрат-домик, город. Треугольник – колпак клоуна, горы.Здесь дети овладевали навыком работы с инструментами выделения: ЭЛЛИПС, ПРЯМОУГОЛЬНОЕ И СВОБОДНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ.Четвертый блок работа в технике коллаж. Дети изучали принцип создания коллажа. Сначала на бумаге, путем вырезания ножницами различных изображений и наклеивая их на лист бумаги, соблюдая нормы и приемы композиционного решения. Далее дети знакомились в графическом редакторе с новыми инструментами – обрезка и копирование. Здесь дети, используя эти инструменты, создавали коллажи на различную тематику.В заключении каждого блока программы, после освоения навыков работы с новым инструментом, детям предлагалось творческое задание, где они могли проявить свою фантазию и творческие способности. Так же так называемый бонусом для детей было то, что когда они выполняли основную часть работы, могли дополнить, украсить свой рисунок любыми элементами, таким образом, мы давали детям возможность проявить свою индивидуальность и креативность.На каждом этапе дети с удовольствием интересом приступали к работе. В играх на развитие творческих способностей, они с большим удовольствием изображали различных животных, многие показали отлично развитые жесты и мимику, активно и, практически, без труда угадывали загаданных животных. В процессе занятий большинство воспитанников с интересом и радостью приступали к своим работам. Они с радостью и интересом украшали узорами свои работы, не смотря на то, что поначалу испытывали некоторые трудности в работе в графическом редакторе. Постепенно, овладев новыми навыками, с легкостью повторяли техники работы с красками, а затем большинство из них с такой же легкостью работали и в графическом редакторе. Особенно детям нравился творческий этап раб, где они могли проявить свою фантазию и креатив, когда возможно было доработать картинку по своему усмотрению. Не смотря на такую сложную работу дети, как правило, не уставали, а испытывали эмоциональный подъем и желание продолжать дальше, с каждым разом все больше проявляя свои творческие способности.Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что поощряя любознательность ребенка, вовлекая его в различные виды деятельности, в том числе и средствами графического дизайна, взрослый способствует расширению детского опыта и накоплению знаний, что является предпосылкой для развития творческих способностей дошкольников.Список литературы:Асмолов А. Г. Одаренные дети – какова их судьба? URL: http:// www.firo.ru (Дата обращения: 28.01.2016).Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.Андреева И. Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук.- Саратов, 2001. - 19 c. Белоскова С. Коллективные композиции с использованием разных техник // Дошкольное воспитание. – 2013. - №6. - С. 21-25.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. - 320 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Том 1– М.: Книга по требованию, 1991.- 504 с. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. - Искусство, 1986. — 573 с.Кудинова Л. С. Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга: Автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук.- Тамбов, 2010.- 23 с.Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошколь-ного образования // Информатика и образование. — 1990.№ 2. Переворот в сознании [Электронный ресурс]: дети, компьютеры и плодотворные идеи: пер. с англ. / С. Пейперт. —М.: Педагогика, 1989. Ходакова Н. П. Инновационные подходы к формированию информационной компетенции педагогов дошкольного образования вузе: Монография.— М.: Спутник-, 2008. Ходакова Н. П. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного образования в вузе: Монография. — М.: Спутник-, 2010.Чип Кидд. Go! Самая простая книга по графическому дизайну. Питер, 2014 г.-156с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X