Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шехватова Ирина Олеговна

Экологические игры как средство развития творческой активности дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Экологические игры как средство развития творческой активности дошкольниковШехватова Ирина ОлеговнаМуниципальное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества Дзержинского района Волгограда» (МОУ ЦДТ Дзержинского района Волгограда)Педагог дополнительного образования, методистВ современном мире все более актуальным становится вопрос о развитии творческой личности. Связано это с тем, что меняется мир, современные технологии становятся все более совершенными, потому возникает необходимость в людях творческих, способных нестандартно мыслить в сложных жизненных ситуациях. Современное образование призвано воспитать такую личность, раскрыть её творческий потенциал, данный подход отражен в документах: ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ N 30384 от 14 ноября 2013 г.) [10; 11]. Вопросом детского творчества занимались многие ученые (Л. С. Выготский, Л. С. Кудинова, Т. А. Маркова и др.), в их трудах отражена вся важность и значимость творческого развития дошкольников. Одним из наиболее важных вопросов детской психологии и педагогики Л. С. Выготский считал вопрос о творческом развитии детей, о «значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» [3, с. 11].Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для творческого развития человека, так как именно в этот период ребенок наиболее открыт всему новому, он с большим интересом открывает окружающий мир. По исследованиям Л. С. Кудиновой одновременно с развитием целостной системы исторически сложившихся ценностей, формируется творческая активность дошкольников. Раскрыть себя с позиций активного творчества позволяют индивидуальные способности и дарования дошкольника, наиболее ярко проявляющиеся в экспериментировании, игровой и изобразительной деятельности [4].В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) именно в игре наиболее мягко и естественно происходит творческое становление ребенка [5].В работах ученых (С. А. Козловой, Т. А. Куликовой и др.) говорится, что наибольшим потенциалом для развития творчества детей обладают режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные игры и игры со строительным материалом [3].В ходе режиссерской игры, когда ребенок создает и придумывает сюжет игры, проявляется и формируется его творчество и фантазия. В сюжетно-ролевых играх основой является мнимая или воображаемая ситуация, сопряженная с активной работой воображения и мышления. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, в ней развивается сценическое и певческое, художественно-речевое и музыкально-игровое творчество. Игры со строительным материалом способствуют развитию мышления, воображения ребенка, так как в их основе лежат конструктивные умения и способности.Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра обладает высоким потенциалом для развития творческой активности дошкольников.Однако не только в игре возможно творческое развитие дошкольников, экологическое образование также может способствовать творчеству дошкольников. Проблемы содержания экологического образования отражены в работах М. В. Машариной, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др. Эти авторы отмечают большую роль экологического образования в развитии творческих способностей дошкольников [7; 8]. Как отмечает С. Н. Николаева, «на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры» [8, с. 5]. В экологическом образовании также активно используются игры и игровые ситуации. Так, например, Н. А. Рыжова разработала целый ряд экологических игр, способствующих не только формированию экологической культуры, но и развитию мышления, воображения, активности и творчества дошкольников. Привнося в игры детей элементы природы, организуя игровые ситуации на основе природных явлений и закономерностей, можно организовывать игровую деятельность так, чтобы она способствовала творческому развитию дошкольников.Наши исследования в детских садах г. Волгограда (МОУ ЦДТ Дзержинского района Волгограда) показали, что развивать творческие способности можно в различных видах игр. Например, для режиссерских игр в качестве игрушек-заместителей мы предлагали детям природный материал, такой как шишки, желуди, ракушки. При организации пространства для режиссерской игры нами были использованы легкие ширмы, перегородки, легко перемещающиеся в пространстве группы. В качестве таких перегородок мы использовали плотные листы картона (упаковка от мебели или бытовой техники), которые были задекорированы вместе с детьми на темы: «Лес», «Река» и т.д.В сюжетно-ролевых играх основным условием развития творческих способностей являются совместные игры взрослого и ребенка. Через игру педагог способствует формированию не только осознанно-правильного отношения к природе, но и создает ситуацию таким образом, чтобы у детей активно работало воображение. Например, мы предлагали детям представить себя маленьким семенем, из которого прорастает цветущее растение (какое именно - ребенок придумывает сам), и как оно будет вести себя, если подует ветер или пойдет дождь. Старшие дошкольники с удовольствием мастерят игрушки для сюжетно-ролевой игры; для этих целей нами был подобран различный бросовый (упаковки, коробочки, пластиковые стаканчики и т.п.) и природный материал (листья, веточки, шишки и т.п.).Развивать творческие способности детей возможно в процессе подготовки к театрализованным экологическим играм. Тематикой таких игр могут быть инсценировка экологических сказок и тематических экологических спектаклей. В нашей работе мы привлекали детей к изготовлению костюмов к таким спектаклям, применяя различные упаковочные материалы, коробки. Также совместно с детьми мы изготавливали билеты, афиши для будущего спектакля, все это побуждало творческую активность дошкольников.Важно отметить, что в процессе организации театрализованных игр необходимо привлекать не только детей, но и их родителей. В нашей работе родители принимали участие в подготовке костюмов и декораций к спектаклю. Мы считаем, что такой подход послужит дополнительным стимулом для активизации творческого потенциала ребенка и благоприятно скажется на его развитии в целом. Итак, процесс познания окружающего мира у ребенка-дошкольника происходит эмоционально-практическим путем. В дошкольном возрасте ребенок стремится к активной деятельности, важно поддержать его начинания и в дальнейшем способствовать их развитию. Наиболее близкими видами деятельности ребенка являются игра, изобразительная деятельность и экспериментирование. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное развитие ребенка. Экологическое образование призвано поддержать творческие начинания ребенка, потому как именно в нем, через эмоционально-чувственное восприятие природы, происходит органичное развитие творческой личности ребенка.Список литературы:Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.Кудинова Л. С. Формирование творческой активности дошкольников в условиях празднично-игрового досуга. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Тамбов, 2010.- 23 с.Леонтьев А. Н. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А. Н.и Запорожца А.В-М.: МО и Психологический Колледж, 1995. - 144с.Макарова Т. А. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста: на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Автореф дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Якутск, 2009. – 35 с.Машарина М. В. Развивающая предметно-пространственная среда как условие формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук Архангельск , 2004.-17с.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2007 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. - М. : Карапуз, 2001. - 432 с.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru. (Дата обращения: 18.12.2018). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14 ноября 2013 N 30384. URL http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 18.06.2018).

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X