Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Ирина Петровна Юдина

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста по ознакомлению с природой посредством моделирования»

скачать документ

Вернуться назад

«Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста по ознакомлению с природой посредством моделирования» И.П. Юдина На современном этапе развития общества, в условиях перехода на ФГОС ДО особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов их интеллектуального развития.Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Особую ценность сегодня приобретает развитие познавательных психических процессов, познавательной активности, умение самостоятельно мыслить.Во-первых, современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад.Во-вторых, необходимо учитывать реалии современного общества. Сегодня в социуме ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие конструктивно и оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций.В-третьих, требования и программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности.Одним из основных методов в нашей работе мы выбрали моделирование, помогающее объяснить и составить целостное представление о предмете, явлении. Моделирование как деятельность и действия с моделями в психическом отношении развивает ребенка, формирует у него познавательное отношение к окружающему.Проведенные нами наблюдения сформированности представлений о животном мире по методике Н. Н. Кондратьевой показали некоторую озабоченность: Были выявлены проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных и растений в мире природы. В области ценностных отношений наблюдалось наличие у детей неправильного отношения к животным и растениям.Параллельно проводилось обследование познавательного развития детей педагогом – психологом. Использовались методики «Назови слова», «представления об окружающем мире», «Лабиринт», «Обведи контур», «Воспроизведи рисунок», «Что лишнее», «Раздели на группы».Вывод: Были выявлены существенные проблемы в понимании детей взаимосвязей и взаимозависимости, лежащих в основе родовых и видовых классификаций животного мира, в понимании места и роли, животных в мире природы. В области ценностных отношений наблюдается наличие у детей неправильного отношения к животным: потребительское, агрессивное, безразличное. Поэтому мы пришли к выводу, что моделирование поможет сгруппировать, выделить особенности животного мира, развить познавательные навыки у детей.На основании выделенных проблем, мы ставим следующие цели и задачи работы. Цель: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экологического воспитания с использованием моделирования.Задачи:- Способствовать активному включению ребенка в деятельность по экологическому воспитанию.Побуждать детей принимать от взрослого, а затем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному решению проблемной ситуации.Воспитывать интерес к экологическому воспитанию и культуру общения.Способствовать становлению родителей как субъектов образовательной деятельности в вопросах экологического воспитания.Формировать обобщенные представления об общих и существенных признаках животных и растений на примере представителей родного края.Развить представления о взаимосвязи и взаимодействиях лежащих в основе родовых и видовых классификаций природного мира.Развить практические умения и навыки по уходу за растениями уголка природы, в зависимости от их потребностей.Развивать знаково-символическую функцию сознания посредством метода моделирования.Формировать системы правил поведения в местах обитания диких животных (лес, водоем, развитие природоохранной деятельности.Работа будет строиться по следующим этапам в соответствии с этапами введения моделей.1. Знакомство детей с объектами природы и животного мира, выделение особенностей2. Составление моделей и работа с ними : (перевод характерных особенностей объектов и явлений на знаково-символический язык)3. Введение моделей и знаков в повседневную жизнь и другие виды деятельности: (игра, развитие речи и т. д.)Сначала была поставлена задача: создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды.При её создании мы опирались:• на особенности развития детей 7-ого года жизни;• ООП и ФГОС ДО;• принципы создания предметно-развивающей среды.Развивающая Предметно пространственная образовательная среда в подготовительной группе по экологическому воспитанию представлена большим разнообразием дидактических игр, альбомами, моделями, много книг о животных и растениях. В группе также есть живой уголок, зона экспериментирования, мини огородМатериалы и оборудование уголка природы в группе, условно мы разделили на: книги, дидактические игры, демонстрационные пособия, модели объектов природы, экспериментальное оборудование. Предметно – развивающая среда мобильна, динамична, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для интеллектуального развития ребенка, развития мыслительной активности, познавательного интереса, все это помогает формировать критерии готовности к школьному обучению.В содержание всех занятий мы по природному миру постепенно вводили модели в соответствии с этапами обучения детей моделированию.Вначале на первом этапе своей работы с детьми мы организовали коллективные экскурсии (поляну, в частный сектор, где дети знакомились с многообразием животных. Рассматривали иллюстрации, картины, показывали мультимедийные презентации, читали книги. В природе проводились наблюдения за птицами, насекомыми, их приспособление к среде обитания, передвижение, питание.На занятиях дети работают с демонстрационным материалом, раздаточным материалом, выделяя конкретные признаки животных, в процессе работы детям задавались вопросы причинно – следственного характера: (Зачем? Почему? Что было бы, если… и др.). Так же на занятиях мы использовали дидактические игры : «Третий лишний», «Кто, где живет», «Зоологическое лото», «Угадай какой наш дом», «Докажи, что это животное», «Чем похожи, в чем отличие», «Лабиринт» и т. д. Данная работа позволяет познакомить детей с животными, их местом обитания, питания, способом передвижения, приспособления к среде.На втором этапе, по мере знакомства с моделями животных в занятия, вводились знаки, отражающие признаки животных.В нашей работе были использованы следующие модели животных : звери, птицы, насекомые, рыбы, где в определенной последовательности описываются, а затем с помощью знака отражается: внешний вид, приспособление к среде обитания, питание, размножение, потребности животных и растений, защита. С помощью этих моделей, дети учились: - правильно называть части тела животных, для чего они нужны (функции и назначение). Также моделирование позволяет детям в определенной последовательности составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о животных и растения.Дети учатся классифицировать животных (звери, птицы, насекомые, рыбы) по определенным признакам – строение тела, покров, способ передвижения, место обитания.При организации занятий стараемся обеспечить активное участие всех детей, а также выполнять дифференцированные задания, работа в парах. С агрессивно настроенными к животному миру детьми, мы работаем индивидуально. С этими детьми мы проводим беседы, подбираем игры так, чтобы ребенок не только принимал участие, но и сопереживал и осознавал всю значимость природы.Проводимые занятия формируют у детей представления о животном мире, гуманное отношение к животным, желание научиться чему – либо и быть полезным. Также формируются предпосылки учебной деятельности, выделенные Элькониным Д. Б.На третьем этапе данные модели вошли в разные виды деятельности и в повседневную жизнь детей. В повседневной жизни мы также используем метод моделирования и другие методы, и приемы по ознакомлению с животным миром, опираясь на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений, навыков, полученных на занятиях.Совместно с детьми изготовили альбом, где ребята рассказывали от лица какого – либо животного о своих проблемах. Также в содержании занятий вводились такие игры, как: «Хорошо – плохо», «Что было бы, если…», которые помогают развить творчество, мышление, выказывать свое отношение к животным с разных точек зрения. Дети спорят, рассуждают, высказывают свое мнение. Эти игры учат детей лучше понимать животных и природу, в общем, приучают к тому, что мы все несем ответственность за все живое, и в наших силах сохранить все то, что нас окружает. В конце занятия мы проводили итог деятельности групп и отдельных детей, привлекая детей к взаимооценке и самооценке. (Как ты думаешь? Что тебе больше понравилось? Какие трудности тебе встретились).На прогулке дети наблюдают за насекомыми, птицами, а затем фиксируют все это в дневнике наблюдений. В живом уголке, ухаживая за растениями совместно с детьми, составляем паспорт ухода.Дети с большим интересом используют модели и в других видах деятельности: развитие речи, сюжетно – ролевые игры, изо деятельность, конструирование. Дети изготавливали модели животных, а потом обыгрывали ситуации, придумывали целые истории, ставили спектакли.В группе создана целая библиотека книг о природе, о животных, где дети не толь-ко рассматривают иллюстрации, но и прочитывают небольшие рассказы, затем они делятся впечатлением друг с другом о прочитанном.Организуя различную деятельность детей с использованием метода моделирования, мы имеем возможность обогатить их практический опыт, углубить знания, привить гуманное отношение ко всему живому.В экологическом развитии также формируются предпосылки к учебной деятельности: умение детей осознанно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительному воспринимаемому образу и наиболее эффективным методом с нашей точки зрения развития предпосылок является моделирование, которое позволяет последовательно, самостоятельно применять его в свободной деятельности: составлять рассказы, играть, рисовать, лепить, конструировать, выделяя характерные особенности животных. Полученные знания, умения и навыки помогут детям при обучении в начальной школе.Родители являются участниками в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому очень важно установление сотрудничества. Для эффективности взаимодействия с родителями мы выбрали такие формы работы: Консультации, беседы, анкетирование, рекомендации. После каждого занятия на родительскую доску в группе выносились материалы по ознакомлению с миром природы: дидактические игры, наблюдения, рассказы детей о животных.Вносились рекомендации для родителей, чтобы они в процессе бесед и игр закрепляли знания, полученные на занятиях. Проводились консультации по вопросам, которые интересовали родителей. В основном как использовать метод моделирования в ознакомлении с природным миром.На родительском собрании мы провели консультации – семинары по обучению методам и приемам ознакомления детей с животным миром и использованием моделей.Были внесены модели животных Нижегородской области. Рассказали, что модели используются при описании не только животных, но и других объектов природного мира.Интерес родителей к процессу экологического воспитания детей значительно увеличился.Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей :-повышение интереса детей-развитие познавательной активности,-развитие творческих и познавательных способностей-воспитание навыков сотрудничества- возросла возможность детей в плане восприятия и собственного произнесения речи,- сформированы системные знания о животных и растениях области.-У детей сформировались представления о роли животных и растений в мире природы.- Повысились практические навыки по уходу за животными.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X