Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Самойлова Лидия Степановна

"Эффективные приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальных классах"

скачать документ

Вернуться назад

УДК 004.932Самойлова Лидия Степановнаучитель начальных классов МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой»с. Хороль Хорольского муниципального округа Приморского краяE-mail: lidiya281171@mail.ruОрехова Инна Владимировнаучитель начальных классов МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №1 имени В.М. Пучковой»с. Хороль Хорольского муниципального округа Приморского краяE-mail: inna.orekhova.72@mail.ruЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕАннотация. В статье рассматриваются эффективные приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Систематическое использование разнообразных приёмов помогает формировать интерес к чтению, совершенствовать читательский навык, развивать творческие способности, познавательные компетенции. Научить ребёнка читать недостаточно, нужно научить читать его правильно, эффективно, продуктивно. Ключом к успеху является достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного. Для этого нужно организовать работу над текстом так, чтобы она стала незабываемой, неожиданной, интересной и полезной.  Продуманная и целенаправленная работа позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, преобразовывать и интерпретировать её, высказывать собственное суждение о прочитанном, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать.Ключевые слова: приёмы, работа с текстом, литературное чтение, начальная школа.Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Разнообразные задачи, встающие перед учащимися в процессе работы на уроках литературного чтения, способствуют возникновению интереса к тексту, созданию положительной мотивации, формированию деятельностного подхода к обучению, активизируют творческие способности учащихся. Применение различных приёмов позволяет работать с текстом разнопланово. Приём «Потерянные буквы».Учитель предлагает детям прочитать слова, в которых отсутствуют гласные буквы. Когда первоклассники научатся хорошо читать, то можно использовать целые предложения, крылатые выражения, чистоговорки.Пспшшь – лдй нсмшшь. (Поспешишь – людей насмешишь.)Скчн днь д вчр, кл длть нчг. (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)Пр слншк тпл, пр мтр дбр. (При солнышке тепло, при матери добро.)Приём «Шерлок». Существует несколько вариантов использования этого приёма.Шерлок – 1. Учитель предлагает детям найти и прочитать в таблице названия животных. КШЛИСАВЧОРВАРЯСОНБУКОШКАНУЖЗВЮПДГУСЬХНОЧЫБРУФТОЛЕВКФЬИКРСЛОНШЗЮКЩЪНГРУСЦАДКЖМУПБАРСУКЗВРЕДНСЬУТКАРЮБТФМТВФЖОВАПЬБУЗТМЫШЬНБЫКСДКТЮРМУДАВХЧОНТКИТЗАЯЦРУСЩИЛКФЮЯЪМВРУОЗКФУКАРПТОСТИГРНЯШерлок – 2. Дети должны прочитать названия животных, убрав из слова лишний слог. Тюсалень (тюлень), леонапард (леопард), лягушлика (лягушка), дязател (дятел), инжидюк (индюк), бегерумот (бегемот), жикураф (жираф).Шерлок – 3.Из первых слогов слов в каждой строке составить новые слова. канат лентяй дача рисунок (календари) сани ракета фантазия (сарафан) концерт феникс тарелка (конфета) таблетка лимон царевна (таблица) Благодаря приёму «Шерлок» увеличивается угол обзора зрения и скорость чтения.Приём «Зазеркалье».Этот приём заключается в чтении слов и предложений не слева направо, а справа налево. При таком способе чтения все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов. Адебоп и мат, ьтсолемс едг. (Где смелость, там и победа.)Адурп зи укбыр и ьшиволыв ен адурт зеб. (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)Титроп ьнел а, тимрок акеволеч дурт. (Труд человека кормит, а лень портит.)При чтении справа налево всё внимание переключается на правильное и четкое произношение слов. Используя этот приём можно прочитать на доске тему урока, фамилию автора, пословицы.Приём «Проталинки». Этот приём подойдёт как для закрепления ранее усвоенных знаний, так и при изучении нового материала. Детям предлагаются тексты, в которых пропущены слова. Учащиеся вставляют слова и читают получившийся текст.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На _______________ небе мгла носилась;Луна, как _________________ пятно,Сквозь _______________ ______________ желтела,И ты ______________ сидела –А нынче погляди в окно:_____ _____________ небесами_________________ коврами,Блестя на солнце, _____________ лежит.Существует ещё один вариант применения этого приёма.Вставить слова для рифмы, чтобы получилось стихотворение. Солнце вешнее с дождемСтроят радугу вдвоем —Семицветный полукругИз семи широких __________ (дуг).Нет у солнца и дождяНи единого ________ (гвоздя),А построили в два счетаПоднебесные ___________ (ворота).Радужная аркаЗапылала ______________ (ярко),Разукрасила траву,Расцветила _____________ (синеву)Блещет радуга-дуга.Сквозь нее видны ____________ (луга).А за самым дальним лугом —Поле, вспаханное ___________ (плугом).А за полем сквозь туман —Только море-океан,Только море голубоеС белой пеною ____________ (прибоя).Вот из радужных воротК нам выходит _____________ (хоровод),Выбегает из-под арки,Всей земле несет ______________ ( подарки).И чего-чего здесь нет!Первый лист и первый ___________ (цвет),Первый гриб и первый гром,Дождь, блеснувший _____________ (серебром),Дни растущие, а ночи —Что ни сутки, то ___________ (короче).Эй, ребята, поскорейВыходите, из дверейНа поля, в леса и паркиПолучать свои ___________ (подарки!)Поскорей, поскорейВыбегай из _____________ (дверей),По траве босиком,Прямо в небо ________________ (пешком).При изучении стихотворений можно использовать приём «Настроение». Для этого нужно прочитать один текст с разной интонацией (грустно, радостно, сердито, удивлённо и т. д).Приём «Реставрация текста». Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. Работу лучше начинать со сказок. Разделить текст на смысловые части, разрезать его на карточки. Организовать работу в группах. Сначала дети должны прочитать все части текста, затем разложить их в нужной последовательности и прочитать вслух, чтобы другие группы определили, справились ли их одноклассники с заданием.Приём «Тонкий и Толстый вопрос». Этот прием из технологии развития критического мышления. Он используется для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос предполагает краткий ответ, толстый – развёрнутый.После изучения темы учащимся предлагается составить вопросы по пройденному материалу, используя опорные слова из таблицы. «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросыКто?Что?Когда?Мог ли…?Было ли…?Верно ли? Дайте три объяснения, почему… ?Объясните, почему… ?Почему вы считаете… ?В чём различие… ?Предположите, что будет, если… ?Что, если… ? Приём «Тонкий и Толстый вопрос» развивает умение формулировать вопросы и грамотно на них отвечать.Приём «Раскадровка».Методика работы данного приёма заключается в следующем: после знакомства с произведением и первичного анализа нужно выяснить, сколько сюжетов можно нарисовать. Затем разделить класс на группы. Каждая группа рисует свой «кадр». Эту работу можно выполнять как в классе, так и дома индивидуально. На следующем уроке ребята все работы выставляют на доске, располагают в необходимой последовательности и пересказывают произведение. С помощью этого приёма можно создавать небольшие книжки-малышки разных литературных жанров.Прием «Раскадровка» является важным элементом визуального представления литературных произведений, позволяет передать атмосферу произведения, делает процесс чтения более привлекательным. Опираясь на рисунки детей, можно использовать ещё один приём, который называется «Найди меня». Ученики должны найти в тексте отрывок, соответствующий конкретному рисунку, и прочитать его.Приём «Рабочий лист». Рабочий лист – это разработанный учителем лист с заданиями, которые нужно выполнять в процессе изучения нового материала или при его закреплении. Задания могут содержать тексты, рисунки, таблицы. Выполняя их, ученику необходимо перечитывать текст, возвращаться к информации, чтобы произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей. Такая работа позволяет максимально точно уловить все детали и понять содержание текста. Ниже приведены образцы рабочих листов.1. Автор: И. Бунин. 2. Название произведения: _______________________________________ 3. Выбери нужные слова:радостьволнениевосторгудивлениевосхищениегрустьбеспокойствоиспугинтерес4. Перечитайте произведение и отметьте непонятные слова:«Первый снег»Зимним холодом пахнулоНа поля и на леса.Ярким пурпуром зажглисяПред закатом небеса.Ночью буря бушевала,А с рассветом на село,На пруды, на сад пустынныйПервым снегом понесло.И сегодня над широкойБелой скатертью полейМы простились с запоздалойВереницею гусей. 5. Прочитайте цепочкой текст Виталия Бианки «Первый снег». Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и лёгкий. Белым слоем покрыл снег всю землю. Поля – как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые кружевные снежинки. Одна красивее другой. Вот цветок с шестью лепестками. А вот звёздочка с лучами.Найдите и подчеркните слова, которые характеризуют снег.Тип текста:_______________________6. Составьте синквейн. РАБОЧИЙ ЛИСТ В.Гаршин «Лягушка- путешественница»1. Объясни значение слов:сучок - ______________________тина - ___________________верста - _______________________единодушно - ___________________2. Расставь пункты плана в нужной последовательности:Желание лягушки лететь на юг.Восхищение детей полётом лягушки.Встреча с утками летящими на юг.Знакомство с утками.Полёт лягушки на прутике.Знакомство путешественницы с новыми лягушками.Жизнь в новом болоте.3. Прочитайте слова, зачеркните те, которые НЕ характеризуют лягушку.Умнаязлаяхитраяглупаяхвастливаяплохаясмышлёнаянедружелюбнаялюбопытнаясообразительнаяжаднаяболтливаянаходчиваямечтательная4. Составьте синквейн о главной героине произведения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Выбери подходящие к произведению пословицы.Всякая сорока от своего языка погибает.Делу время, а потехе час.Задумав дело, подумай, к чему оно приведёт.Дважды в год лето не бывает.Чего себе не хочешь, то и другому не делаешь6. Чему учит эта сказка? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Приём «Рабочий лист» является замечательным средством получения обратной связи, развивает творческие способности, способствует формированию познавательных компетенций у младших школьников. Применение различных приёмов позволяет учащимся лучше понять произведение, поступки героев. Они способствуют активной познавательной деятельности учащихся, развитию их критического мышления, развивают творческие способности детей.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X