Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Эльвира Хабибуллина

Конспект занятия «Композиция. Основные законы композиции».

скачать документ

Вернуться назад

Конспект занятия«Композиция. Основные законы композиции».(для детей 7-12 лет)Составитель:г. Казань2024г.Пояснительная записка.Композиция присуща всем видам искусства. Композиционное начало есть в архитектурных постройках, в музыкальной пьесе, в романе-эпопее и стихотворении, в скульптуре и картине, в театральной постановке и кинофильме. Познав закономерности построения композиции, человек получает ключ к пониманию и анализу произведений различных видов и жанров искусства. Это имеет большое значение для развития образного мышления воспитанников, подготовки их к решению творческих задач, к исследовательской деятельности. На занятиивоспитанникам предстоит выполнитьтризадания:анализировать произведенияхудожников, определить базовые принципы композиции, выполнить творческое упражнение, опираясь на задание и принципы композиции.Тема занятия: «Композиция. Основные законы композиции.».Место проведения занятия: школа 14Целевая аудитория: дети 10-11 лет, 22 человекаДата и время проведения занятия: 20.11.2023гПродолжительность занятия: 40 минут.Тип занятия: Комбинированное занятие.Форма занятия:обобщение знаний, практическая работа.Способ организации детей на занятии: индивидуально-групповой.Используемые методы и приемы:- словесный (беседа, рассказ)- наглядный (демонстрация образцов изделий, презентации)- практический (выполнение работы в группах).Цель занятия: Обобщение знаний учащихся в понятии «Композиция» в изобразительном искусстве.Задачи занятия:106076713221.Воспитательные:- воспитывать чувство коллективизма.10607671016- воспитывать интерес к предмету и изобразительной деятельности. - воспитывать внимание, трудолюбие, аккуратность. 2.Развивающие:- развивать эстетический вкус на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.-развивать фантазию и творческое воображение.- развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности .3.Образовательные:-расширить знания учащихся о приемах, средствах композиции,- познакомить учащихся с основами композиционного построения.- формировать умение выполнять тематическую композицию, Оборудование: ноутбук для показа слайдов презентации, презентация.Инструменты и материалы: Компьютер, презентация, конверты сзаданиями для групп, белая и цветная бумага, клей, карандаш, ножницы.Планируемые результаты: по окончании занятия дети будутЗнать:- основы композиционного построения,- приемы и средства композиции,- правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем,- культуру поведения и труда.Уметь:- выполнять эскиз; применяя законы композиции на практике,- работать в группе,- правильно использовать инструменты,- анализировать полученный результат.Список источников:1.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 19862.Костерин Н.П. Учебное рисование. Пособие для педагогических училищ. М., 19803.Кравченко Т.Ю. Я познаю мир. Искусство: Детская энциклопедия – М., ООО «Издательство Астрель». 20034.Неменская Л.А. Искусство и ты. 2002г.М., «Просвещение».20025.Сокольникова Н.М. Композиция. Обнинск, Титул, 20011009967724916Технологическая карта.Блок Подго товит ельны йосно внойЭтап Организац ионный(1 мин.)Провероч ный (1 мин.)Подготов ительный (подготов ка к новому содержан ию)(3 мин.)Задача Подготовка детей к работе на занятииПроверка готовности воспитанников к занятию. Проверка численности группы, рабочих мест.Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.СодержаниеОрганизация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.Проверка рабочих мест, все ли присутствует на рабочем столе, перекличка, отметка отсутствующих.Здравствуйте ребята! Сегодня мы вспомним, какими композиционными приемами пользуются художники при создании своих произведений. мы вспомним о законах композиции. Нам предстоит научиться использовать законы композиции на практике и мы подготовим эскиз для будущей работы на тему: «Осень».Для этого мы с вами отправимся в путешествие в страну «Рисованию». Сделаем остановку в увлекательном городе «Композиция», осмотрим достопримечательности этого города, изучим основные законы и правила жителей этого городка. Жители города Композиция очень любят рисовать и украшать свои дома и предметы быта. Но делают они это, строго соблюдая необходимые правила, поэтому, созданные ими композиции выглядят потрясающе.Итак, что же это за город «Композиция»?Результат Настрой восприятия, концентрация внимания.Оценочная деятельность по проверке рабочего места. Наличие инструментов и материалов. Включение в работу.Дети здороваются, слушают рассказ педагога.Основной (8 мин.)Обобщение знаний по теме. Понятия «композиция», законы композиции, правила и приёмы.Каждый день мы слышим музыку – это композиция, над которой работал композитор.1009967-708277Мы видим фотоизображения (в том числе реклама и плакат) – это композиция, над которой трудился фотомастер.Мы наблюдаем произведения изобразительного искусства – это композиция художника.Вы, наверно, обратили внимание на то, что во всех трех случаях я упомянула слово «Композиция». Слово композиция происходит от латинского компонере, что означает «сочинять», «располагать», «составлять».Слушают рассказ педагога.Активно отвечают на поставленные вопросы.Рассматриваю т слайды презентации.Если мы сравним картины современных художников и работы старых мастеров, то без труда определим какая в какое время создана. Почему?В разные исторические эпохи художники придерживались разных правил построения композиции, отличается и колористическое решение произведений. Почему?У старых мастеров картины очень сдержаны и уравновешены, в наше время это контраст и динамика.Мы еще вернемся к этому вопросу в ходе занятия. Композиция – «наука» о правильном расположении рисунка на листе бумаги, а так же «сочинение». Художники при помощи композиции создают великие произведения, картины, которые при помощи композиции передают их суть. Т. е зритель, глядя на картину, понимает, о чем она, ее настроение. Таким образом,10099671016существует некая связь между зрителем картиной и художником. И мы с вами попробуем создать композицию внутри нарезной доски.С чего же начинается работа над композицией?Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.Композиция является правильной и гармоничной при условии :Если рисунок на листе правильно расположенЕсли рисунок соответствует размерам листаЕсли нет лишнего места на листеУпражнение: перед вами 4 картинки необходимо определить, где композиция расположена правильно?Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением.Для создания своих произведений художники пользуются специальными художественными приемами, способствующими раскрытию содержания работы. Называются они законами композиции.Законы композиции применяются для всех художественных произведений10099671016искусства. Если нарушается один из законов - нарушается гармония. В нашем городе существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.Закон целостности: объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать.Закон соподчинения: подчинение всех элементов изображения главному элементу в композиции.Закон равновесия: такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Теперь я предлагаю вспомнить правила и приемы нашего города «Композиция». Правила и приемы композиции :Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее пространство на равные части.В симметричной композиции расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.- Симметрично построенная композиция встречается во многих произведениях, назовем наиболее известные: “Тайная вечеря”, “Мадонна в гроте” Леонардо да Винчи, “Сикстинская мадонна” Рафаэль, в русском искусстве – “Богатыри” Виктора Васнецова. Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении общего равновесия. - В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины10099671016неуравновешенны. Динамичная композиция -композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.Ощущение движения /динамику/ можно усилить резкой сменой направления форм, линий, пятен – от горизонтальных, вертикальных к диагональным и даже спиральным.Динамика встречается в произведениях изобразительного искусства в пейзаже, анималистическом жанре. Статичная композиция(статика в композиции) - создает впечатление неподвижности, покоя.- Статику можно встретить в произведениях искусства в таких как пейзаж, портрет, натюрморт. - Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют, или усиливают друг друга, в результате работа в целом выигрывает.Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.Ритм окружает нас повсюду: в природе это – смена временен года, смена дня и ночи. Так и в композиции всегда существует определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но всегда присутствует в композиции. Контраст (фр. ) -противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д). Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. и т.п..Контраст – очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг10099671016друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции.Самый простой пример контраста – это черный и белый цвет.Мы с вами вспомнили основные правила и законы города «Композиция».Дальше вам, ребята, предстоит создать свою декоративную композицию.Последовательность создания декоративной композиции:1 этап ЗамыселПоиски композиционного решенияЦветовое решение 2 этапРазработка элементов. 3 этапВыполнение основной работы. Если мы внимательно посмотрим на произведение искусства, то можем увидеть, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, круг, овал и т.д.Мы начнем изучение закономерностей композиции с расположения простейших элементов на плоскости. На сегодняшнем уроке мы попробуем создать декоративные композиции из цветной бумаги, соблюдая законы и приемы, изученные на уроке. Работать вы будете небольшими группами. Нам нужно создать 5 команд. Каждой команде я выдам конверт с заданием. Вы должны за определенное время выполнить композицию. Заранее определите, кто из вашей группы будет работать устно –10099671016это будут капитаны команд, а кто практически. По окончанию урока, вы презентуете свои работы с кратким описанием приемов композиции.Физкульт минутка (2мин.)Практиче ская работа (20 мин.)Охрана здоровья детей.Инструктаж по технике безопасности на занятиях. Выполнение работы.А теперь, ребята, встали Руки медленно подняли,Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять.Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело. Создание декоративнойкомпозиции из цветной бумаги. Задания для команд:1.Ритм2.Симметрия 3.Асимметрия 4.Динамика5.СтатикаПрежде, чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности: Правила безопасной работы с ножницами:-Хранить ножницы в определенном месте.-Не держать ножницы острыми концами вверх.-Передавать ножницы кольцами вперед.-Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми.-При работе следи за пальцами левой руки.Дети повторяют движения за педагогомПовторяют правила ТБ.Изготавливаю т в группе эскиз, согласно заданию и опираясь на законы и правила композиции. Презентуют и обсуждают выполненные работы.Правила безопасной работы с клеем:-Клей хранить в определенном месте.-Не допускать попадания клея на кожу рук, лица, особенно глаз.-После работы с клеем вымыть руки.-С клеем надо обращаться осторожно!Работа над заданием в группах.итогоИтоговый вый(2 мин.)1009967-3525137Рефлекси вный(2 мин.)Информа ционный(1 мин.)Итого: 40 мин.Закрепление полученных знаний.Установить соответствие полученного результата с поставленной целью. Планирование дальнейшей деятельностиПрезентация и обсуждение эскизовСегодня мы вспомнили законы и правила композиции в изобразительном искусстве, обобщили ваши знания, попробовали применить их на практике. Давайте еще раз повторим, что же такое:-композиция- закон целостности, равновесия, соподчинения.-правила композиции. - центр композиции? Какие есть способы его выделения?- где еще встречается слово композиция?Молодцы!Закончите фразы: у меня получилось …я смог…меня удивило… мне захотелось…Вы молодцы! Все справились с заданием! У вас получились интересные композиции!Всему можно научиться - важно только не лениться! До новых встреч!Контроль усвоения информации.Рефлексия.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X