Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Шумакова Анастасия Юрьевна

"Интеграция детей с ОВЗ"

скачать документ

Вернуться назад

Психолого-педагогические условия интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду Аннотация: в статье рассмотрены условия, которые обеспечивают успешную интеграцию детей с ОВЗ в школьную среду, раскрываются особенности адаптации компонентов образовательного процесса к особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ, характеризуется деятельность службы психолого-педагогического сопровождения, пути формирвоания инклюзивной культуры в образовательной организации.Ключевые слова: дети с ОВЗ, интегрированное обучение, инклюзивная культура, психолого-педагогическое сопровождение, модификация компонентов образовательного процесса.Psychological and pedagogical conditions for the integration of children of primary school age with disabilities into the general educational environmentAbstract: the article examines the conditions that ensure the successful integration of children with disabilities into the school environment, reveals the features of adaptation of the components of the educational process to the special educational needs of students with disabilities, characterizes the activities of the psychological and pedagogical support service, and ways to form an inclusive culture in an educational organization.Key words: children with disabilities, integrated education, inclusive culture, psychological and pedagogical support, modification of components of the educational process.В основе успешной интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду требует создания специальных образовательных условий, к которым относятся организационно-правовые, психолого-педагогические, материально-технические. Психолого-педагогические условия - это совокупность педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, а также особенностей психологического климата, обеспечивающую возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся [5].В отечественной педагогике и психологии развитие интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ строилось на основе решения следующих научно-педагогических задач: выявление проблем образования этой категории обучающихся, их особых образовательных потребностей; дидактическое обеспечение учебного процесса; внедрение социокультурного подхода и воспитательного взаимодействия; создание системы, психолого-педагогического сопровождения. Также в работах Л.А. Гутерман, О.А. Денисовой, Т.Ф. Краснопевцевой, Н.А. Палиевой, В.В. Хитрюк разработаны теоретико-методологические основы подготовки педагогических кадров [1].Анализ работ С.В. Алехиной, Н.П. Артюшенко, Н.М. Назаровой, показал, что в качестве психолого-педагогических условий интеграции младших школьников могут рассматриваться:- адаптация компонентов учебно-воспитательного процесса к особым образовательным потребностям учащихся с ОВЗ;-создание и функционирование в образовательной организации службы психолого-педагогического сопровождения;-формирование компетенций педагогов в области обучения и воспитания детей с ОВЗ;-формирование инклюзивной культуры субъектов общеобразовательной среды [2].Различные аспекты адаптации компонентов учебно-воспитательного процесса к особым образовательным потребностям учащихся с ОВЗ рассмотрены в работах С. В. Алехиной Е.Н. Кутеповой, Ю.В. Мельник. В основе реализации этого педагогического условия лежат идеи дифференциации образования обучающихся с ОВЗ, разработки вариативных образовательных маршрутов и соответствующих им системных условий. При специально организованном обучении ребёнку необходимо овладеть многими социальными компетенциями, которыми его нормально-развивающиеся сверстники овладевают практически самостоятельно (навыки продуктивной деятельности, навыки учебного взаимодействия, алгоритмы выполнения действий и др.) [2].Программа адаптирования учебного и воспитательного процесса в соответствии с требованиями адаптированной образовательной программы включает следующие направления работы: модификацию учебных пособий; методическую поддержку работы с учебником; модификацию организации учебной работы в классе; модификацию способов предъявления и выполнения заданий: предъявление инструкций, указаний, как в устной, так и в письменной форме; модификацию работы с текстовыми материалами (чтение и письмо); модификацию контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности: использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями учащегося с ограниченными возможностями (личностное, а не нормативное оценивание); модификацию межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса [3].Приведенные выше способы адаптирования образовательной среды под задачи адаптированной образовательной программы для создания благоприятных условий инклюзивного обучения не являются завершенным перечнем. Кроме того, они достаточно разнородны с точки зрения овладения педагогическим коллективом технологиями модификации того или иного компонента образовательной среды [3].Следующее условие связано с созданием и функционированием службы психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение ребенка с ОВЗ представляется как комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ, движение вместе с ребенком, рядом с ним. Важным условием психолого-педагогического сопровождения является создание междисциплинарной группы сопровождения, участниками которой должны стать: координатор образовательного процесса ребенка; учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, другие специалисты, родители.Главной задачей координатора является организация связь между всеми участниками образовательного процесса и анализ успешность процесса адаптации ребёнка к условиям учебного заведения.Важным условием включения обучающихся с ОВЗ в общеобразовательную среду школы является формирование профессиональной и личностной готовности к работе с такими детьми. В исследованиях С.В. Алехиной, С.Е. Гайдукевич, Е.Н. Кутеповой, Н.Я.Семаго, В.В. Хитрюк, И. М. Яковлева) предлагают различные авторские подходы к определению готовности педагогов к работе в разнородно представленной образовательной среде. Так, И. М. Яковлева профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяет как «готовность к оказанию помощи интегральным личностным качествам, включающим милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объём информации о ребёнке (взрослом) для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения, креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы». У педагога, осуществляющего коррекционно-образовательный процесс, должны быть сформированы не только профессиональные компетенции, но и профессиональные качества. Основными путями развития профессиональной компетентности педагога в сфере интегрированного образования- это работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская инновационная деятельность, связанная с освоением технологий образования детей с ОВЗ, повышение квалификации и знакомство с особенностями детей с нарушениями развития разных нозологий, самообразование.Следующим условием является формирование формирование инклюзивной культуры субъектов общеобразовательной среды. Понимание того, что у образовательных организаций есть собственная уникальная культурная идентичность, появилось недавно. Так, О.В. Соловьева определяет инклюзивную культуру образовательной организации как «особую философию и соответствующую ей комфортную образовательную среду, которая подразумевает полную и успешную интеграцию разнообразных людей в учебную и внеучебную деятельность и отражает климат, в котором культивируются уважение, равенство и позитивное признание различий» [3]. Ведущая роль в формировании инклюзивной культуры принадлежит администрации образовательного учреждения. Руководство школы играет важную роль в воплощении инклюзивного образования, создании инклюзивной образовательной среды. Именно руководство школы определяет цели инклюзии и доводит их до педагогического коллектива, учащихся, родительского сообщества и общественности. В рамках инклюзивного менеджмента осуществляется привлечение необходимых ресурсов (материальных, кадровых, методических), адаптирование к ученикам с особенностями правил, требований и иных школьных процедур, преодоление скрытого и открытого сопротивления.Таким образом, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ предопределяют создание психолого-педагогических условий их интеграции в общеобразовательную среду, позволяющую им успешно развиваться и находить способы дальнейшей самореализации в жизни. ЛитератураПедагог в пространстве инклюзивного образования / Л. А. Гутерман, О. А. Денисова, Т. Ф. Краснопевцева, Н. А. Палиева // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону - Таганрог : Южный федеральный университет, 2020. – С. 494-506.Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, Ю.В. Мельник [и др.]. – Москва: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», 2022. – 151 с.Соловьева, О.В. Инклюзивная культура и этика в образовательной организации / О.В. Соловьева // Методологические подходы к реализации инклюзивных процессов в системе высшего образования: результаты и перспективы: монография / под редакцией А.Д. Ложечкиной, Ю.В. Прилепко. – Ставрополь, 2019. – 150 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X