Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Халилова Нина Владимировна

Новый дизайн фортепианной педагогики в ДШИ

скачать документ

Вернуться назад

Халилова Н.В.,преподаватель по классу фортепиано, концертмейстерМБОУ ДО «ЛДШИ №1»,г.Лянтор, ХМАО-ЮграНОВЫЙ ДИЗАЙН ФОРТЕПИАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ Прежде, чем начать разговор о билингвизме, нужно сказать, что рассуждать о нём (в «музыкальном аспекте») можно только имея в педагогической копилке немалый опыт педагогической деятельности. Педагогический опыт – это некая субстанция, которая постоянно находится в развитии и непрерывном накоплении нового и сверхнового. К этой мысли меня объективно привело осознание и попытка обобщить опыт моего 25-летнего пути в педагогике. Интерес к билингвизму возник не сиюминутно, данный вопрос волновал воображение минимум как 10-12 лет, но ключевым моментом здесь, как выяснилось позже, стал педагогический опыт, опыт ежедневного общения с детьми на уроках фортепиано – обучающимися в детской школе искусств. И вот потребность разобраться в данном вопросе, наконец, привела к письменной рефлексии: изложению хода своих мыслей на бумаге. В самой концепции связи билингвизма и игры на фортепиано, как мне кажется, ничего новаторского нет, но удивительная тенденция опыта в данном направлении утверждает обратное. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся, и главной задачей педагога является создание основы для приобретения ими опыта исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, а, значит, диктует условия к привлечению максимально различных подходов и разнообразия педагогических методов. Поэтому, на мой взгляд, тема билингвизма и музыкального обучения детей-билингвов (при заинтересованном подходе в результативности обучения) может стать весьма актуальной в процессе музыкального воспитания обучающихся.         Слово «билингвизм» происходит от двух латинских: bi – «двойной», «двоякий» и слова lingua – «язык». Таким образом, билингвизм – это способность владения двумя языками. Отсюда, билингв – человек, который может разговаривать на двух и более языках. Однако к знанию более двух языков можно отнести и многоязычие, другими словами мультилингвизм[2, с.2].         В психолингвистике обозначают приобретение и владение очередности языков: Я1 – первый язык или родной и Я2 – второй язык или приобретенный. Второй язык иногда впоследствии может вытеснять первый, если он является доминантным в данном языковом окружении. Различают два вида билингвизма: естественный (бытовой) и искусственный (учебный).        Естественный билингвизм возникает в соответствующей языковой среде при спонтанной речевой практике. Осознание специфики языковой системы может не происходить. Второй язык при искусственном билингвизме осваивается в учебной обстановке, при этом необходимо использование волевых усилий и специальных методов и приемов. Ранний билингвизм обусловлен жизнью в двуязычной культуре с детства (включает в себя родителей, говорящих на разных языках, или переезд из одной страны в другую); поздний билингвизм – изучение второго языка происходит в старшем возрасте уже после освоения одного языка[2, с.3]. Прежде чем установить связь темы «билингвизм и музыка» необходимо ознакомить читателя с некоторыми позициями в данном направлении, поэтому в статье вопросу билингвизма уделяется немало времени. Необычайно популярно в наше время учить маленьких детей иностранному языку, как правило, английскому (китайскому). Считается, что двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать, на сообразительности, быстроте реакции, а также математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки[2, с.5]. Опыт практической деятельности в классе фортепиано доказывает, что в музыке дети-билингвы проявляют неординарные способности гораздо чаще других своих сверстников-музыкантов. Попробуем на практике доказать данный факт. Для эксперимента возьмём троих обучающихся моего класса одного возраста и примерно одинаковой музыкальной одарённости. Конечно, существуют поправки на индивидуальность – это нельзя исключить! – но, попрошу меня простить за погрешности, не будем погружаться в глубины психоэмоционального состояния каждого учащегося, их социально-коммуникативного развития на данный момент, а возьмём лишь конкретные характеристики мониторинга, имеющие ценность для сравнительного анализа. Все учащиеся примерно одного соматипа (мезоморфного типа сложения), одинаковой творческой потребности, имеющие склонность к соперничеству, нуждающиеся в мотивации, сравнивающие свои и чужие достижения, все имеют одинаково заинтересованных в обучении родителей (немаловажный пункт!), все начали музыкальное обучение в один год. Буркут Дарья – русская, владеющая одним языком, начинающий билингв, так как изучение второго языка началось в школьном возрасте, речь идёт о так называемом сукцессивном (последовательном) билингвизме. Адли Авез – азербайджанец, с детства свободно владеющий двумя языками (доминантным является русский язык, так как родители стараются общаться в домашней среде на русском языке), начинающий мультилингвист (школьный уровень английского, плюсом к которому турецкий язык из тюркоязычной группы, которыми владеет мама Авеза). Есеналиева Рината – киргизка, являющаяся носителем практически одинаково сформированных киргизского и русского языков (речь идёт о сбалансированном двуязычии), также начинающий мультилингвист с изучением английского языка. Вот, наконец, мы и подобрались вплотную к вопросу взаимосвязи билингвизма и обучения музыке. Гипотеза Ноама Хомского гласит, что мозг ребенка обладает особым «языкоулавливающим устройством» [3]. У билингв, это «устройство» запускает специальный механизм, благодаря которому усваивается больший объём информации. Дети – билингвы могут видеть структуру, не вникая в смысл, свободно жонглировать абстракциями — в обход сознания. Такая дополнительная способность — по сути, новый режим мышления — билингвам достается даром [2, с.6]. За счёт этой «сверхспособности», другому режиму мышления таким детям легче обучаться игре на музыкальных инструментах, в том числе и на фортепиано. Проведём мониторинг уровней успеваемости по итогам промежуточной аттестации и конкурсной деятельности обучающихся:По графику видно, что успешнее всего начала своё «продвижение» в музыкальном направлении Рината (к её двуязычию добавились индивидуальные черты: целеустремлённость и усидчивость). На втором месте Авез – мальчик–билингв, параллельно с музыкой занимающийся бильярдом и футболом, что естественным образом уменьшает время домашней подготовки игры на фортепиано (немаловажный фактор в обучении пианиста!). Далее – Дарья, у которой в «багаже» нет «специального устройства», и которой приходится идти своей музыкальной дорогой без дополнительных «бонусов». У девочки с 2017 года наблюдается более высокий уровень активизации творческой деятельности (начался этап осознанного усвоения второго языка). Постоянно думая о билингвизме, о причинно-следственных связях его влияния на занятия музыкой, в поисках ответа я нашла несколько фактов, выявленных учёными-психологами, занимающихся этим вопросом. Ими доказано, что изучение второго языка меняет плотность серого вещества мозга, что усвоение двух языков требует большего объема вербальной памяти. Также общение на двух языках способствует развитию гибкости и активности мышления, так переключаясь с одного языка на другой, дети-билингвы способны лучше сфокусироваться, чем дети-монолингвы, и выполнять несколько задач одновременно. Ученые объясняют ситуацию со способностями тем, что двуязычным людям постоянно приходится делать различия между двумя языками, и поэтому они могут быстрее сортировать важную информацию и отметать второстепенную [1], и у них хорошо развито дивергентное мышление (способность придумать множество способов для решения одной проблемы), а, значит, в нашей концепции применения билингвизма, навык «сортирования» информации и «дивергентности» обучающихся оказался чрезвычайно полезен и применим к занятиям музыкой. Феномен «языкоулавливающего устройства» ещё в том, что он «работает» и в формировании музыкального звука в исполнении ребенка-пианиста, а именно – дети-билингвы обладают звуковосприятием, где обертоновая окраска звука – это естественное состояние, и формируется у ребенка при игре на музыкальном инструменте уже на начальном импульсе звукоизвлечения. Благодаря этому исполняемая музыка (без предварительного объяснения педагогом нюансов оркестровки!) у таких детей звучит так, как будто только что это произведение было прослушано в оркестровом исполнении. Это ещё одна особенность «звукоулавливателя», встроенного в мозг ребёнка – билингва. Занимаясь ежегодным мониторингом и сравнительным анализом обучающихся, у меня получилось вывести ещё несколько характерных особенностей, являющихся преимуществом детей-билингвов. У всех повышен уровень стрессоустойчивости (практически отсутствует страх сценического выступления), они чаще других ориентированы на успех, на эксперимент, обладают умением математического моделирования ситуации и абстрактным типом мышления, у них обострены познавательные процессы и восприимчивость к информации. Изучение иностранных языков «запускает» механизм «сверхспособностей» и саморазвития (смотрим график «Буркут Дарья, 2017-2018 учебный год»), то есть искусственный («приобретённый») билингвизм помогает формировать многие качества, присущие ребёнку с «естественным» билингвизмом, а благодаря вибрационно-акустическому «восприятию чувства языка» усвоение информации происходит совершенно иным образом, естественным путём увеличивая музыкальные способности любого уровня одарённости. Билингвизм способствует всестороннему развитию личности ребёнка, который в процессе параллельного усвоения нескольких языков развивается, познаёт мир и себя. Поскольку билингвизм возникает там, где существует контакт нескольких культур, то он способствует обогащению личности культурными ценностями различных народов, а также формирует толерантное поведение, культуру межэтнического и межконфессионального общения. Современные педагогические технологии направлены на выявление одарённости у ребёнка, что в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Любая возможность развития детской и подростковой индивидуальности в фортепианной педагогике всегда будет востребована и актуальна, а тема билингвизма заслуживает внимания, так как содержит компонент, необходимый при работе с обучающимися и духовно-нравственным воспитанием личности.Список литературыИмедадзе Н. В. «Особенности развития детей-билингвов».- Тбилиси, 1979 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfiles.net/preview/383941/page:4/ Сиренко Е.Ф. «Билингвизм и его типы». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://infourok.ru/statya-bilingvizm-i-ego-tipi-971819.htmlХомский Н. «Синтаксические структуры» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://knigogid.ru/books/141582-sintaksicheskie-struktury/toread

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X