Всероссийские конкурсы0+

  • Конкурсы для детей

    Конкурсы для детей

    Конкурсы для детей повышают работоспособность в учебном процессе, воспитывают в ребенке чувство сотрудничества и командный дух!Подробнее ➙
  • Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для педагогов

    Педагогу просто необходимо совершенствовать свои знания и повышать квалификацию. Один из способов – участие в педагогических конкурсах.Подробнее ➙
  • Публикации педагогов

    Публикации педагогов

    Публикация может представлять собой разработку урока, внеклассного мероприятия, обобщение педагогического опыта, методический материал и др. Подробнее ➙
Подать заявку

Автор публикации: Котова Татьяна Николаевна

Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка

скачать документ

Вернуться назад

Креативное мышление как компонент функциональной грамотности на уроках английского языка(слайд 1) Почему эта тема актуальна в наши дни? Дело в том, что формирование функциональной грамотности на уроках английского языка является неотъемлемой частью учебного процесса, поскольку язык является средством общения и взаимодействия. Основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения знаний, поэтому смело можно утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.По мнению Леонтьева А.А., «Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (слайд 2)Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, направлены на принцип «учить не науке, а учить учиться», то есть действовать, приобретать знания, ступень за ступенью повышая свой уровень грамотности.Как же организовать работу на уроке, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся? Одной из главных составляющих преподавания иностранного языка является заинтересованность обучающихся. Поэтому все задания должны быть прежде всего направлены на повышение мотивации учащихся к изучению предмета.      Достичь этого можно различными способами, используя современные педагогические приёмы и технологии .Мы не будем перечислять направления функциональной грамотности, они есть на (слайд 3)1. математическая грамотность;2. читательская грамотность;3. естественнонаучная грамотность;4. финансовая грамотность;5. глобальные компетенции;6. креативное и критическое мышление. Остановимся подробнее на том, какую роль в развитии функциональной грамотности школьников играет креативное мышление, как один из наиболее важных компонентов. Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. (слайд 4)Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. (слайд 5)Основные составляющие креативности представлены на слайде: Любознательность Беглость мысли Оригинальность Способность к разработке гипотезы Удовлетворенность (слайд 6)Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий: (слайд 7) Мы видим на слайде.избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка; не допускать переутомления и учебных перегрузок; стимулировать познавательные интересы; специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения. УМК, по которому мы работаем, «Английский в фокусе» предлагает серию заданий для развития творческого потенциала учащихся. Какой сюжет на картинке вы заметили первым? (слайд 8)Зебра (слайд 9) У вас аналитический склад ума и склонность к техническим наукам. Творческие способности у вас есть, но вы не работаете над их развитием. Вы можете похвастаться хорошо развитой логикой, предпочитаете всё анализировать и учитывать риски.ПианиноЗаметить белые и черные клавиши вместо полосок зебры- значит обладать склонностью к творчеству. Одно из ваших отличительных качеств -способность мыслить креативно. Этим вы отличаетесь от других людей.(слайд 10)Предлагаю вашему вниманию задания, которые способствуют развитию креативного мышления на уроках английского языка. (слайд 11) Illusions.1. Техника коллажирования позволяет познакомить учащихся с достаточно большим тематическим материалом, в то же время делает процесс интересным и развивает коммуникативную компетенцию учащихся, навыки совместной работы. 2. Визуализация информации при помощи «ментальных карт» также позволяет структурировать объем информации, систематизировать ее, используя творческие навыки, особенно для закрепления лексического или грамматического материала Автор – Тони Бьюзен. По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.3. Использование визуальных арт-технологий, таких как, друдлы, развивающих логическое мышление, умения мыслить неординарно и принимать нестандартные решения. Это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Этот прием хорошо применять на этапе речевой разминки в начале урока, на мотивационном этапе. Из названия следует, что задача ученика состоит в том, чтобы отгадать загадку, зашифрованную в картинке-головоломке с изображением разных абстрактных форм, при этом сделав это на английском языке. Стоит отметить, что для урока берется заранее продуманный «друдл», с несколькими возможными вариантами его интерпретации, а также соответствующий уровню знаний ученика. Можно предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Здесь нет ошибочных ответов. В настоящее время друдлы используются для развития воображения и творческого мышления самых разных категорий обучающихся. Например, посмотрите не следующий рисунок: (слайд 12)Это может быть и шкаф, и свернутая рубашка с галстуком-бабочкой и треугольник, целующий себя в зеркало. Но на самом деле правильного ответа нет, есть только ваша фантазия. Отгадывая, что это, можно совершенствовать разговорные навыки, тренировать грамматические темы и проводить викторины на английском языке, как между индивидуальными учениками, так и между командами. Сначала показываем картинку и даем рассмотреть ее в течении 20-30 секунд. Затем выслушиваем варианты участников. Каждому варианту ответа присваевается своё каличество баллов. Если участникам удалось угадать предложенный вариант, то они получают количество баллов равное варианту. Таким образом, если участники угадают 1вариант, они получают 1 балл, если второй – 2. В конце подсчитываем баллы: у кого больше – победитель.Стоит отметить, что к каждой картинке-друдл можно придумать до 20-30 интерпретаций. Соответственно, и количество творческих заданий к ним огромно. Они могут быть направлены на развитие всех видов речевой деятельности обучающихся: аудирование, говорение, чтение и письмо. При подборе заданий следует учитывать возрастные особенности учащихся и их языковой уровень. 4. Синквейн (слайд 13) - еще один прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк (слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять»), в которых обобщена информация по изученной теме. Процесс написания синквейна очень нравится учащимся. Это творческое задание позволяет даже слабым понять важное. Когда зачитываются работы, повышается самооценка детей. Синквейн может быть также творческим домашним заданием. Составлять синквейн можно по любой из изучаемых тем. По готовому синквейну легко составить рассказ. Например, изучая тему «School», после составления синквейна дети легко могут рассказать о школе. (слайд 14)5. (слайд 15) Драматизация. Учащимся можно предлагать разыграть прочитанный диалог по ролям; закончить рассказ; представить разговор главных персонажей и др.6. Споры.Отлично прокачивают креатив обсуждения противоречивых ситуаций. Такое задание больше подходит для старших классов, так как у них запас лексики намного больше. Учащимся нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против поедания мороженого, например.7. Скетчбук.Скетч в переводе с английского языка (sketch) эскиз, набросок, зарисовка, «бук» - книга. В буквальном переводе «Скетчбук» - альбом для набросков.После прослушивания текста на английском языке (2 раза), задача учащихся сделать наброски того, что понятно.( схематично)Метод скетча развивает у обучающихся воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях.8. Интересный приём- креативный подбор слов к заданному содержанию. (Creating new) На уроках английского языка, мы привыкли давать стихотворение или текст с пропусками, затем включать аудиофайл и обучающиеся должны прослушать и заполнить пропуски. Это задание на умение слышать информацию. Креативный же подбор слов подразумевает то, что пропуски в тексте нужно самим подобрать, чтобы получилось новое творение. Вот так, например, креативно изменена известная английская песня «Yellow Submarine»:In the village (town) where I was bornLived a man who sailed to seaAnd he told us of his travel (life)In the bottom (land) of submarinesSo we sailed up to the land (sun)Till we found a sea of friends (green)And we swam (lived) beneath the wavesIn our crazy (yellow) submarineWe all live in a crazy (yellow) submarineCrazy (Yellow) submarine, crazy (yellow) submarineWe all live in a crazy (yellow) submarineCrazy (Yellow) submarine, crazy (yellow) submarine.Ассоциации.12. Применение приема (слайд 16) «Креативные иллюстрации» помогает развивать не только навыки креативного мышления, но также подготавливает детей к описанию картинки,что актуально при подготовке 7 классов к ВПР, так как это одно из заданий. Задания по картинкам могут быть разные. Например: дети должны представить диалоги и мысли изображенных людей, их прошлое и будущее, их день на английском языке.What are they looking at?What are they wearing?How have the women prepared for the event? Тема хобби.13. Вторая половинка фото. (слайд 17)Можно показать детям половину фотографии. Пусть они попробуют догадаться, что изображено на второй части. Look at the picture. Guess what is drawn on the second half of the picture. Дети всегда с огромным удовольствием выполняют это задание. Данный приём можно использовать абсолютно по любой теме.14. Более подробно хотела бы остановить ваше внимание на Технологии Кроссенс (слайд 18)Это ассоциативная головоломка нового поколения. Слово Кроссенс означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом Кроссворд, которое в переводе с английского означает пересечение слов. Алгоритм составления Кроссенса (слайд 19) мы видим на слайде.Определить тематику, общую идею.Поиск и подбор изображений.Выделить 9 элементов-изображений, имеющих отношение к идее, теме.Найти связь между элементами, определить последовательность.Сконцентрировать смысл в 5 элементе( он главный).Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.Замена прямых образов - косвенными, символическими.Чтение кроссенсаКроссенс нужно начинать читать слева направо и сверху вниз. Хотя можно начать с любой узнаваемой иллюстрации. Центральным является квадрат номер 5. Применение на уроке мы также видим на слайде 20.15. Мозговой штурм. (слайд 21) Задача назвать как можно больше слов и выражений, относящихся к заданной теме (фото семьи). Если знаете эти слова на английском языке это здорово. Попробуем? Family, mum, dad, grandpa, grandma, sister, brother и т. д. Это один из самых известных методов на развитие креативного мышления. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма – брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения. Класс делится на две группы «генераторов идей» и «экспертов идей». Генераторы идей получают проблемную ситуацию на соответствующую тему урока, например: «School of the future», «Teenage problems». За определённое время они должны сгенерировать как можно больше идей, связанных с данной ситуацией. Приветствуются нестандартные идеи, критика отсутствует даже на самые бредовые идеи. Затем в работу вступают эксперты идей. Их задача проанализировать все идеи и отобрать на их взгляд самые оригинальные. Затем подводится итог в виде небольшого высказывания. Метод «Мозговой штурм» позволяет всем обучающимся чувствовать себя увереннее на уроке, т.к. их мнение, пусть и не самое верное, принимается наравне со всеми. У детей повышается самооценка, желание работать, размышлять и не бояться высказывать своё мнение. (Слайд 22) В наших учебниках достаточно заданий на развитие креативного мышления учащихся. В этом задании предлагается ознакомиться с системой школьного образования в США и выполнить упражнения после текста. В качестве креативного задания предлагается разработать в группе брошюру для американских учеников об образовании в России, написать о школьных предметах, изучаемых в наших школах, типичном школьном дне, спорте и внеурочных занятиях, брошюра должна быть в форме приглашения для американских учеников провести один год в нашей школе.Еще можно назвать целый ряд приёмов для развития креативного мышления Креативный приём «Name as many … as you can…», «Что, если бы...»,«A five minute activity», «Составление предложений», Express your thoughts. Таким образом, применяя на уроках задания на формирование креативного мышления, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности. Обучающиеся одновременно приобретают метапредметные умения и развивают свои творческие способности. У них развиваются способности действовать не по шаблону, а свободно, оригинально, не стандартно. Главное, всегда помнить, что в креативном мышлении не может быть ошибочных ответов! (слайд23)Креативный приём «Name as many … as you can…» хорошо использовать в начале урока для разминки, либо в конце урока для подведения итогов. Например:Name as many things as you can that fly… .Name as many jobs as you can… .Name as many animals as you can that lives in the woods… .Name as many things as you can that you can do when it`s sunny … .Данный прием развивает не только креативное, но и логическое мышление, совершенствует механизмы запоминания слов, обогащает словарный запас обучающихся.На этапе актуализации знаний хорошо использовать такой прием креативного мышления как ассоциации: Think of 20 words you associate with white/red/green. Think of 20 words that are happy/angry/lonely. Think of 20 words associated with the topic of … (art / cinema / technology).Такую технику, как «Что, если бы...» я использую не только для развития креативного мышления, но и для закрепления грамматической структуры: «What would happen if…» Эта техника полезна тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. Хоть и говорят, что никто не знает, что было бы, если бы все было по-другому, но фантазировать-то никто не мешает. В этой технике на развитие креативности вам как раз предлагается подумать над подобными вопросами. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли. Например:What would happen if there were no telephones?What would happen if you were 3 meters tall?What would happen if you could fly?What would happen if you were a teacher?What would happen if you were a doctor?Также в начале урока как «warm up» используются задания на формирование креативного мышления «A five minute activity». В зависимости от темы урока, обучающимся даются задания придумать по три слова в каждой категории. Например: «A five minute activity: sport». Write 3 words to each category: 1. Sports in water2. Outdoor sports3. Indoor sports4. Team sports5. Sports on ice6. Sports played with a racket7. Sports involving an animal8. Sports where you row9. Individual sports10. International Sports Events 11. Sports equipment12. Sports with a ball13. Names for the «man in black»14. Track and Field exercises15. Extreme sportsВ старших классах применяется на уроках приём на развитие креативного мышления «Составление предложений». Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например: lake, pencil, bear. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Например:I took a pencil and drew a bear near the lake.The boy saw the bear and dropped a pencil into the lake.In the picture you can see a bear near the lake drawn in pencil.A bear was swimming in the lake when the artist was painting a picture.The lake looked like a bear, and the girl bathing in it was as thin as a pencil.Эта игра развивает способность устанавливать разнообразные связи и отношения между привычными предметами, творчески создавать новые предложения из разных слов. Данный приём можно проводить по-другому. Нужно придумать как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Допустим это будут m, b, l, y. Буквы нельзя менять местами. Например: Mum bought lemons yesterday. Men brought letters yesterday. Mike broke legs yesterday.Другой пример творческого подхода. Полет мыслей и фантазий не ограничен и разнообразен. Ситуация: Ученики видят только картинку и задание: express your thoughts. При затруднительной ситуации можно использовать следующие подсказки: Talk about the atmosphere. The atmosphere in the picture is ........(friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.). What and Where In the foreground/background there is…....... Who is ..? What the people look like. (Age / height / build / hair / eyes / nose / mouth / special features / general impression) How the people are feeling. (Bored / annoyed / upset / sad / miserable / lonely / unhappy / depressed / confused / furious / angry / relaxed / concentrated / worried / happy / tired / interested / puzzled / confident / interested / excited / calm / pleased / thrilled / relieved / amazed) Talk about the atmosphere. The atmosphere in the picture is ........(friendly, peaceful, relaxing, tense, busy, warm, cosy, happy etc.). Talk about your personal attitude to the picture. How the picture makes you feel. As for me, / Frankly speaking, I like this picture as it is bright and colourful, full of positive emotions, etc.). Приведу пример из опыта работы по теме «Дом - The House», где я использовала кроссенс в начале урока: мне необходимо, чтобы ученики сами обозначили тему. В кроссенсе я использовала цепочку слов. По окончании работы мы с учащимися «закрыли» цепочку и назвали тему урока. Так как большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратиков, я выбрала его и вот как выглядела наша цепочка по теме «Дом».Дорожка (pathway)-кирпич(the block)-крыша (the roof)-ключ (the Key)-дверь (the door)-кошка (the cat)-семья (the family)-стол (the table). Слова, которые были неизвестны выписаны на доску как новая лексика. Тем самым разгадывая кроссенс проводилось частичное введение новой лексики. Разберём первую пару слов: 1,2 (что я слышала от учеников)Дорожка-кирпич, из кирпича сделана дорожка. Далее я попросила детей представить себя на дорожке и подумать, к чему она может вывести (и это должно быть связано с кирпичом).Например – я им подсказала что это какое-либо здание. Далее мы перешли к номеру 3,6,9 – это крыша, которую имеет здание, дверь которого открывается ключом. 8,7,4- в здании есть кошка, здесь живёт семья, которая может собираться за столом. Сначала все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и были связаны с домом, а в результате мы получили тему урока «Дом».Или пример «Кроссенс» для учащихся 9х классов.Учащимся был представлен кроссенс и я попросила ребят назвать основную тему, опираясь на то, что двигаться надо по часовой стрелке и так же можно найти связь с другими картинками. Давайте попробуем догадаться какова тема урока?Далее учащийся разъяснил каждую связь: Немцы – строгие, Американцы – едят много фаст-фуда, Итальянцы – паста, Британцы – пасмурная погода, Русские женщины самые красивые. Все это можно объединить в тему – стереотипы разных национальностей. Тема - “Stereotypes” .Кроссенс может применяться не только в начале урока, но и на этапах:Для проверки домашнего задания (с помощью «Кроссенса» рассказать о материале прошлого урока, опираясь на картинки);организовать групповую работу (составление «Кроссенса» на заданную тему из предложенных изображений, сравнение «Кроссенсов» групп);творческое домашнее задание (составление «Кроссенса» в печатном или электронном виде на заданную тему, на произвольную тему)построение структуры урока (девять элементов «Кроссенса» могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине).Кроссенс – это головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: загадка, ребус, головоломка. Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Использование такого приема в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим требованиям, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте.Применение кроссенса на уроке:при изучении нового материалавыведение темы урокаустановка проблемной ситуациипри закреплении и обобщении изученного материалатворческое домашнее заданиеспособ организации групповой работыЧем полезен кроссенс?Кроссенс позволяет «оживить» научную информацию образами-портретами исторических деятелей, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинками.Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Использование такого приема в образовательном процессе, несомненно, будет способствовать развитию у обучаемых качеств, отвечающим требованиям, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X